ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС
Автор: Горботенко Наталья Петровна
Горботенко Н.П.Тема: «ИКТ-компетентность педагога — важнейший фактор реализации ФГОС»«Мир без границ, где технологии служат образованию, помогая создавать инклюзивные общества знаний»Из программы ЮНЕСКО «Видение в отношении применения ИКТ в сфере образования и обученияОдним из приоритетных направлений модернизации российского образования является информатизация образования и внедрение в образовательный процесс информационно – коммуникативных технологий. Стандарты второго поколения определяют ИКТ-компетенцию как владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет. Для реализации ФГОС современный учитель обязан быть информационно грамотным. Информационная грамотность педагога является необходимым, но не достаточным условием реализации ФГОС. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16. п.3.) указывает на необходимость создания информационной образовательной среды (ИОС), представляющей собой комплекс субъектов и объектов, направленных на реализацию современных образовательных технологий.В теории существует более 50 педагогических технологий, но ключевой технологией XXI века является ИКТ, которая позволяет автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную информацию (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео). Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейшей цели образования – повышение его качества. Основные цели развития информатизации определены стратегией развития школы и направлены на обеспечение учебного и организационного процессов новыми видами информационных ресурсов на основе использования компьютерных сетей и их информационного наполнения, а также новыми информационно-коммуникационными технологиями.Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности педагога является степень его готовности к использованию современных информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Что же такое ИКТ -компетентность? Рассмотрим трактовки термина, предложенные ведущими педагогами и психологами. «ИКТ-компетентность – уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной, образовательной и иной деятельности.» (В.Ф. Бурмакина)«ИКТ-компетентность – это совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций.» (А.А. Елизаров)«ИКТ-компетентность – это способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.» (О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева) «ИКТ-компетентность – это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности".» (Л.Н. Горбунов, А.М. Семибратов)Исходя из данных определений, получается, ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.В последнее время персональные компьютеры вошли во все сферы общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке важнейшей проблемы, к организации своей деятельности. Современную школу, уже не назовешь современной без новых информационных (компьютерных) технологий.С переходом на новый образовательный стандарт решение задач информатизации образования ложится в первую очередь на плечи учителя начальных классов. Только учитель начальных классов, задействовав при этом арсенал всех учебных предметов, имеет возможность реализовать требования стандарта и использовать ИКТ в качестве инструментария формирования у младших школьников универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), предусмотренных стандартом второго поколения, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться. Это накладывает объективные требования к обновлению профессиональных компетенций учителя, в том числе и ИКТ-компетенциями.Использование ИКТ в образовании предполагает:•Укрепление уровня материально-технического обеспечения.•Овладение информационной культурой всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов, руководителей).•Применение ИКТ в образовательной области, где они становятся интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система обучения.•Применение ИКТ в воспитательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании, дающие возможности для развития индивидуальности обучающихся (олимпиады, форумы, учебные платформы.•Применение ИКТ в управленческой деятельности.Одна из проблем формирования ИКТ-компетентности педагога состоит в том, что в массовом педагогическом сознании понимание данного термина свелось к функциональной грамотности субъектов образования, попросту говоря – к умению пользоваться компьютером и другим современным оборудованием.Анализ формирования ИКТ-компетентности в рамках государственной системы образования РФ на всех ее уровнях позволяет сделать вывод, что сама по себе функциональная грамотность субъектов образования не приводит к качественным изменениям результатов деятельности системы образования. Необходимо зафиксировать, что формирование ИКТ-компетентности учителей заключается не только и не столько в овладении ими навыками оперирования средствами информационных технологий, сколько в формировании опыта применения ИКТ в своей профессиональной деятельности как эффективного педагогического средства, необходимого для становления и развития новой информационно-образовательной среды, ориентированной на современные образовательные результаты.Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные стороны:- активизирует познавательную деятельность учащихся;- повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету;- позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;- позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся;- даёт возможность увеличить накопляемость оценок;- создаёт комфортность на уроках.Внедрение ИКТ в учебный процесс в осуществляется по следующим направлениям:1. Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов. Наличие в кабинете большого количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) дает возможность учителю использовать их на различных этапах обучения. При наличии в классе одного компьютера, предполагается проведение урока с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа), учитель использует компьютер в качестве «электронной доски». Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди), предполагает тестирование или программы с обратной связью, подобные тестированию, например, тренажёры. Т.о. ещё одно направление внедрения ИКТ в учебный процесс:2. Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки. 3. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.4. Обработка результатов эксперимента.5. Разработка методических программных средств.6. Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.7. Использование Интернет-ресурсов. Согласно требованиям ФГОС неотъемлемой частью образовательного процесса является не только самостоятельная работа на занятиях, но и внеклассная самостоятельная работа, т.е. деятельность обучающихся, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:Во - первых, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты)Во - вторых, учитель - предметник, используя компьютер, может готовить разнообразные дидактические материалы.В - третьих, для учителя открывается возможность использования мультимедиа проектора, интерактивной доски, электронного журнала. Важную роль занимает использование электронных учебников на уроках, а также внеклассных занятиях. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навыки самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы.В - четвертых, учитель - предметник может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы. Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков.В - пятых, использование интернет - ресурсов открывает широкие возможности перед педагогом:участие в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной деятельности;участие в профессиональных конкурсах, онлайн форумах и педсоветах;использование при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов;формирование банка учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;разработка собственных проектов по использованию ИКТ.