Лексикографический аспект концепта «Вера»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лексикографический аспект концепта «Вера»
Автор: Шемякина Марина Сергеевна
Лексикографический аспект концепта «Вера»Шемякина Марина Сергеева, учитель русского языка и литературы Государственное БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 20 ИМЕНИ А.В. ДЕМЕХИНА»(ГБОУ ЛНР «ЛСШ № 20 ИМЕНИ А.В. ДЕМЕХИНА»)В статье автор исследует основные словарные дефиниции концепта «Вера» как показателя специфики русского национального характера.Ключевые слова: русский язык, концепт, Толковый словарь, русская культура, христианская вера, Словарь синонимов.Концепт «Вера» является одним из базовых концептов, культурной константой, ярким показателем специфики русского национального характера. О значимости данного концепта в языковой картине мира говорит следующее утверждение: «… от того, как понимается вера, зависит содержание той или иной лингвокультуры». [2, с.84].Ю. С. Степанов в предисловии своего словаря «Константы: Словарь русской культуры» отмечает, что количество базовых концептов в языке не велико – четыре-пять десятков, но именно в операциях с ними в значительной степени состоит культура всякого общества. Они не равнозначны в восприятии людей, один концепт может быть представлен более широко и плотно, другой будет занимать небольшую зону человеческого сознания. Зачастую концепты взаимосвязаны, взаимопроникаемы как, например, концепты «Веры» и «Доверия». [9,с.402]. Начиная формировать общенациональную структуру концепта «Вера», мы рассмотрим его представление в словаре Степанова Ю. С. «Константы: Словарь русской культуры». Ожидаемый религиозный смысл концепта, возникающий «на основе древнейших языческих представлений об обращении к божеству с молитвой, просьбой, жертвой и т.д.» [Там же,402], основанный на общеиндоевропейском значении «верить», «уповать», «питать доверие», по показаниям исследований затухает, и «подлинно духовный концепт «Веры» возникает совсем на основе, связанной с концептом «Доверия». [Там же, с.403]. Основа концепта «Вера», составляющая его внутреннюю форму, – это «круговорот общения» двух или более субъектов. «Концепт можно также описать как полевую структуру, состоящую из ядра и периферии. К ядру будут относиться прототипические слои с наибольшей чувственно-наглядной конкретностью, первичные наиболее яркие образы; более абстрактные признаки составят периферию концепта. Периферийный статус того или иного концептуального признака вовсе не свидетельствует о его маловажности в поле концепта, статус признака указывает на меру его удаленности от ядра по степени конкретности и наглядности образного представления». [5,с.14]. О. И. Митрофанова при анализе концепта «вера» также использовала метод анализа словарных дефиниций: «в Полном церковно-славянском словаре мы находим ссылку на сохранившееся в санскритском языке коренное понятие веры… <…> В современных словарях и справочниках мы находим два значения слова вера». [4,с.163-165]. Ядро концепта можно определить через анализ словарных статей дефиниций имени концепта.Для выявления ядерной и периферийной зон концепта «Вера» обратимся к анализу словарных статей в толковых и этимологических словарях, словарях синонимов и антонимов.В.И. Даль насчитывает шесть значений лексемы вера, учитывающих в том числе устаревшее и диалектное. Словарь В.И. Даля отражает православную картину мира. Из шести значений первые три относятся к религиозной сфере: «1) Уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; 2) Верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; 3) Совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство». [3,с.331–333].В «Полном церковнославянском словаре» протоирей Г. Дьяченко слово вера раскрывается через христианские понятия и является отображением христианского мира: «одна из добродетелей: верование, признание ч.л. за истинное», «уверенность, внутренне убеждение в ч.л., в особенности принятие христианского учения», «самое учение христианской веры, проповедь евангельская, религия христианская». [7,с.115-16].Так весьма кратко записанное значение «уверенность, убежденность, убеждение, верования» в «Словаре синонимов русского языка» З. Е. Александровой :«ВЕРА 1. уверенность, убежденность, убеждение, верования 2. вероисповедание, религия, верования, вероучение; исповедание (уст. книжн.) 3. см. доверие» [1,с.58].«ВЕРА 1. уверенность, убеждѐнность, убеждение 2. религия, вероучение, верования 3. вероисповедание; конфессия (книжн.); исповедание (устар.) 4. см. доверие» [Там же].В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова те же значения расположены в ином порядке, что свидетельствует о мене ядерного и периферийного компонентов: «Состояние сознания верующего, религия (книжн.) Вера в бога», «религиозное учение, верование. Христианская вера». [10,с.53].В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой первым идет значение «убеждѐнность, глубокая уверенность в ком-чѐм-н. В. в победу. В. в людей.» [6,с.70]. В «Словаре русского языка» под редакцией А. П. Евгеньевой – «твердая убежденность, уверенность в чем-л., в исполнении чего-л… <…> уверенность в достоинствах, положительных качествах кого-л., в правильности, разумности и т. п. поведения, жизни кого-л.» [8,с.17-696]. Таким образом, рассмотрев словарные статьи, мы можем сделать вывод о состоянии общенационального концепта «Вера» на сегодняшний день. Вырастая из значения концепта «доверие», концепт «Вера» какое-то время имел цельное религиозное значение, но постепенно разделился, выделив своим ядром значения «убежденности» и «уверенности», которые функционируют неразрывно друг от друга.Литература:Александрова, 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок. 11 000 синоним. рядов. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 2001. — 568 с.Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка: диссертация на соискание ученой степени доктора филол. наук. / А.П. Бабушкин. – Воронеж, 1997. – 330 с.Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. – М.: Рус. яз. : Медиа, 2005.Митрофанова, О. И. Понятие концепта и его эволюции на примере концепта вера [Электронный ресурс] / О. И. Митрофанова // II Международные Бодуэновские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность (Казань, 11-13 декабря 2003 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К. Р. Галиуллина, Г. А. Николаева.– Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2003.– Т. 1.– С.163-165. – Режим доступа: . – 23.11.2019.Новодранова, В. Ф. Когнитивные аспекты терминологии // Когнитивная лингвистика. – Тамбов, 1998. – С. 13 – 16. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры; – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АЗЪ, 1994. – 928 с.Полный церковно-славянский словарь / сост. прот. Г. Дьяченко. – М.: Издат. отдел Моск. Патриархата, 1993. (Репринт. изд.).[Электронный ресурс]/ Режим доступа: ttps://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-tserkovnoslavjanskij-slovar3.html. – 25.12.2019.Словарь русского языка: В 4-х т. [Электронный ресурс]/ РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М. : Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – 702с. Режим доступа: .Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. – 824 с.Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]/ Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.). – Режим доступа: . – 25.12.2019.