"Использование компьютерных технологий в логопедии"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование компьютерных технологий в логопедии"
Автор: Татьяна Викторовна Анисимова
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 32 «Дуслык» г.Белебея муниципального районаБелебеевский район Республики БашкортостанТема: «Использование компьютерных технологий в логопедии» Учитель-логопед: Анисимова Т.В. Белебей, 2022 г.Компьютерные технологии проникают во все сферы жизни современного общества, в том числе в дошкольные образовательные учреждения.Это–сравнительно новый вид игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. По мнению педагогов и психологов, это новое педагогическое средство позволяет более эффективно решать поставленные задачи общего, интеллектуального развития ребенка. Поэтому общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; понятный дошкольникам;движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.Одним из очевидных достоинств использования ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса детей, совершенствованию их эмоциональной сферы.Слайд В ходе игровой деятельности дошкольника, сиспользованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.Правила компьютерных игр - Количество минут за ПК равно возрасту ребенка, умноженному на 1,5. Например, для трехлетнего ребёнка 4-5 минут; для шестилетки - игра длится 9-10 минут. - Количество сессий за ПК – максимум 3 в день. Для шестилетки - это полчаса в день. - После работы – обязательна гимнастика для глаз и подвижные игры, запрещается играть перед сном- Стульчик и высота стола должны быть отрегулированы так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана.Рассмотрим некоторые виды компьютерных программ для дошкольников.Развивающие игры.Они развивают фантазию, воображение. В них нет заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, и тд. Разнообразные графические "рисовалки", "раскрашки", конструкторы, которые Обучающие игры.К ним относятся игровые программы дидактического типа, в которых предлагается решить одну или несколько дидактических задач. Формированием у детей начальных математических представлений;с обучением азбуке, слогов и словообразованию, письму и чтению; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.Логические игры.Они развивают навыки логического мышления у детей. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.Игры – забавы.В них нет игровых или развивающих задач. Предоставляется возможность детям развлечься. Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.Исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;глубже постигаются понятия числа и множества;быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстветренируется эффективность внимания и память;раньше овладевают чтением и письмом;активно пополняется словарный запас;развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;развивается воображение и творческие способности;развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.Главный плюс компьютерных игр при подготовке к школе – развитие у малыша усидчивости и целеустремленностиНо с другой стороны: Дети, регулярно играющие в компьютерные игры, отличаются следующими качествами:- мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;- ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;- на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;- в общении с детьми не ощущают дистанции, не умеют вступать в глубокие личностные отношения.Интерактивная доска: доска Smart Вoardс программой SMART Notebook это – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс. Для работы с интерактивной доской необходимо:Установить интерактивную доску.Установить мультимедийный проектор.Подключить интерактивную доску к персональному компьютеру.Установить на персональном компьютере программное обеспечение Smart Notebook к интерактивной доске Smart Board.Интерактивная доска SMART Board - это сенсорный дисплей, работающий как часть системы, в которую также входит компьютер и проектор. Компьютер посылает изображение проектору. Проектор передает изображение на интерактивную доску. Интерактивная доска работает одновременно как монитор и устройство ввода данных: управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски. Одно прикосновение к поверхности интерактивной доски SMART Board равносильно щелчку левой кнопкой мыши. Лоток для маркеров. На лотке есть специальные контейнеры, отвечающие за цвет маркера и ластик. У каждого контейнера есть оптический сенсор, определяющий, какой из инструментов вы взяли с лотка. Верхняя кнопка на панели загружает Экранную Клавиатуру, Нижняя - превращает ваше следующее прикосновение к доске в щелчок правой кнопкой мыши.Чёрный маркерКрасный маркерЗелёный маркерСиний маркерЛастикКнопкиМаркеры. Чтобы делать пометки поверх изображения или файла, необходимо взять маркер с лотка и написать на интерактивной доске. Чтобы писать другим цветом, необходимо войти в настройки маркера, выбрать цвет и сохранить настройки. Непосредственно образовательная деятельность строится с учетом образовательной программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, познавательные фильмы.Огромное количество демонстрационного материала, освобождает от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры, значительно расширяет возможности предъявляемого познавательного материала, позволяет повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями, усиливает эффективность усвоения материала, повышает скорость приёма и переработки информации для лучшего запоминания ее детьми. Отмечены преимущества для разных видов деятельности в детском саду Ознакомлении с окружающим миром, Математике, Развитии речи, Подготовке к обучению грамоте, Физическому воспитанию и тд.Компьютерные игровые развивающие программы применяют, учитывая возможности ребенка, постепенно, поэтапно усложняя игру, последовательно переходят от элементарного к более сложным заданиям. Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием. Он начинает думать прежде, чем делатьДети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых детей раскрепощенными и активными.Преимущество использования компьютерных игр при подготовке к школе по сравнению с обычными занятиями заключается в том, что общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес лежит в основе формирования познавательных мотиваций, произвольной памяти и внимания, именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.Применение компьютерных игр при подготовке детей к школе в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.Таким образом, компьютерные игры могут влиять на различные сферы развития ребенка: интеллектуальную, социальную, эмоциональную. Они способствуют усвоению новых и закреплению уже имеющихся знаний, умений и навыков.