Работа с детьми с высокой мотивацией обучения.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с детьми с высокой мотивацией обучения.
Автор: Курочкина Лариса Павловна

Работа с обучающимися, с высокой мотивацией к обучению Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание в условиях модернизации современной системы образования, приобретает особую актуальность. Данный социальный заказ направил педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории, и потребовал пересмотреть систему поддержки и развития способных обучающихся. Основная цель: создать благоприятные условия, способствующие развитию и реализации способностей детей. Данная работа заключается в следующем: (слайд 2) работа по плану с одаренными детьми; • включение учеников в исследовательскую и проектную деятельность по интересам; • внеклассные мероприятия, направленные на активизацию обучающихся в учебной деятельности.Первоочередной задачей в организации обучения одаренных детей и детей с повышенной мотивацией является выявление и определение своеобразия их одаренности с целью создания условий для наиболее полного раскрытия их талантов и способностей. Диагностика одаренности всегда представляет собой сложную проблему, поэтому целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов (слайд3): наблюдение за детьми, анкетирование детей, родителей и учителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей, тестирование.Работа с детьми, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка. Учитель работает не только на развитие специальной интеллектуальной одарённости ученика, но и на развитие олимпиадного движения. При работе с детьми, имеющими высокую мотивацию обучения, я использует личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, вовлекаю в исследовательскую работу, побуждаю выдвигать идеи, анализировать литературу и материалы сети Интернет. (слайд4)Принципы работы:
  • - прививать стремление к приобретению знаний;
  • - поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.
  • - создание для ученика ситуации уверенности в своих знаниях;
  • - сотрудничество учителя и ученика;
  • - гарантирование ученику права на повышение оценки;
  • - поощрение ученика.
  • - круглогодичные олимпиады;
  • - учить самостоятельности, --умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, развивать волю и целеустремлённость; -принцип ориентации на успех - каждый ученик имеет право быть умным на уроке; -учёт результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.
  • Детям   с повышенной   мотивацией   к обучению рекомендуется   давать   творческие   и   самостоятельные   работы; использовать   коллективные   способы обучения (организация   работы   ученика   с   учеником или ученика с источником   знаний).   У одноклассников   проще   спросить   непонятное, попросить   объяснить, а тот, кто объясняет, ещё   лучше усваивает   пройденный   материал.На уроке математики даю самостоятельную работу, кто первый правильно решит, становится «консультантом». Ученики подходят к нему, и он проверяет, указывает на ошибки, если были. Глубокие, прочные, а   главное осознанные   знания   могут   получить   те   школьники, у   которых   развита   не   столько   память, сколько   логическое   мышление.   Начальным моментом   мыслительного   процесса    является   проблемная   ситуация.   Создание    проблемной   ситуации -  это лишь начало обучения.  Затем ученики   сами (под контролем учителя) должны проанализировать ситуацию, точно   сформулировать  учебную  проблему.    И тут   учителю надо быть очень осторожным: чтобы, попав в затруднительную ситуацию, ученик не   отчаялся, надо   вовремя   прийти   ему   на   помощьогда результат   получен   и ученик   гордится   своими   достижениями, учитель   может   считать   свою   работу   выполненной.  Ведь   школьник   почувствовал   прелесть   открытия. Можно   использовать домашние задания, которые поставят ученика дома в тупик.( дать карточку домой с примерами, алгоритм которых еще не изучали)И пусть найдет сам решение из этой ситуации.За время   учёбы   в школе ученики  решают   массу   различных математических задач. В качестве задач для   работы с   детьми, которые интересуются  математикой, не   надо предлагать   как слишком   простых, так и   слишком   сложных задач.    Они не   оказывают   существенного   влияния   на   интеллектуальное   развитие.  Для   развития, задача   должна быть трудная, но   посильная для них.Но всё же работа   с   сильными   учениками -   работа «штучная».   Поэтому   без индивидуальной   работы   вне урока не   обойтись.Какие же можно использовать формы работы:Формы работы с мотивированными учащимися
  • кружки по интересам;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • спецкурсы;
  • работа по индивидуальным планам;
  • Кружки, факультативы и спецкурсы   являются   основной   формой работы   с детьми  с    повышенной   мотивацией   к обучению.  Только   здесь   можно   рассмотреть особые   типы задач, которые   иногда   называются   олимпиадными.  Помогает в работе с мотивированными детьми внеурочная деятельность (слайд 6) Кружок «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!» проводятся в моем классе час в неделю. Эти программа внеурочной деятельности выбраны для того, чтобы дети учились правильному общениючились находить пути решения проблемных ситуаций, развивать логическое мышление, умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников. На занятиях кружка использую тетради « Учись создавать проекты» с 1 по 4 класс пользуемся, распечатываю задания. Благодаря работе кружка, многим ребятам нравится проводить исследования, создавать проекты. Мои ученики активные участники ежегодной школьной научно-практической конференции « Квершинам науки». 2022 год Янковская Эвелина заняла 2 место;( слайд7) 2023 году мы выступали с групповым проектом « Маленькие герои большой войны», заняли 1 место. (слайд8)Участие в олимпиаде – наиболее распространённая и   яркая форма работы   с одарёнными   детьми.  В результате их проведения   выявляются   способные   к   определенному предмету   школьники.   При   решении олимпиадных   задач    ученики   должны   проявить   смекалку в   нестандартной   ситуации.   Но   для успешного   выступления   на   олимпиадах   нужно   прорешать с ними   как можно больше   подготовительных   задач.(слайд9) При подготовке к олимпиадам использую тетради Холодова « Умники и умницы», Мищенкова « Занимательный русский язык», сборник « Предметные олимпиады» и др.( слайд10 ) И вот наши результаты в участии в школьных олимпиадах: с 1 по 4 класс мы заняли призовые места почти по всем предметам.( слайд11) В своей работе я использую российскую образовательную онлайн - платформу Учиу. (слайд12) Ребята активно выполняют задания на этой платформе, участвуют в олимпиадах, квестах, марафонах, викторинах. Иногда даю задания по предметам выборочно, не всем ученикам. Обязательно после олимпиад и конкурсов распечатываю грамоты и вручаю детям, чтобы они видели результат своего труда. Кто не участвовал, вядя как ребят поощрили, а следующей олимпиаде обязательно участвуют, Это очень мотивирует.( слайд 13)В 2021 году мы с ребятами зарегистрировались на сайте РДШ- российское движение школьников. Поучаствовали во всероссийском проекте « Спектакль для мамы». Сказку сняли на видео, отправили, ребята получили сертификаты за участие.В 2022 года на этой же платформе РДШ приняли участие в проекте « Орлята России». В течении учебного года проходили разные треки, высылали фото отчет ,а затем приходили грамоты за участие. ( слайд14)В этом учебном году участвовали во Всероссийской олимпиаде « Эколята-молодые защитники природы». Ребятам пришли сертификаты.(слайд 15)С 1 класса многие ребята продолжают вести портфолио. (слайд 16). Цель портфолио: собрать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в разных областях. Ведение портфолио поддерживает высокую мотивацию. Мои ученики участвуют в различных конкурсах …..В щколе работает кружок «Хоровое пение». 4 ученика посещают с 1 по 4 класс. Выступают на концертах. Получили грамоты за активное участие.Закончить своё выступление хочу словами В. А. Сухомлинского:«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, и сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»Спасибо за внимание.