Работа с детьми с высокой мотивацией обучения.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с детьми с высокой мотивацией обучения.
Автор: Курочкина Лариса Павловна
Работа с обучающимися, с высокой мотивацией к обучению Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание в условиях модернизации современной системы образования, приобретает особую актуальность. Данный социальный заказ направил педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории, и потребовал пересмотреть систему поддержки и развития способных обучающихся. Основная цель: создать благоприятные условия, способствующие развитию и реализации способностей детей. Данная работа заключается в следующем: (слайд 2) • работа по плану с одаренными детьми; • включение учеников в исследовательскую и проектную деятельность по интересам; • внеклассные мероприятия, направленные на активизацию обучающихся в учебной деятельности.Первоочередной задачей в организации обучения одаренных детей и детей с повышенной мотивацией является выявление и определение своеобразия их одаренности с целью создания условий для наиболее полного раскрытия их талантов и способностей. Диагностика одаренности всегда представляет собой сложную проблему, поэтому целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов (слайд3): наблюдение за детьми, анкетирование детей, родителей и учителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей, тестирование.Работа с детьми, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка. Учитель работает не только на развитие специальной интеллектуальной одарённости ученика, но и на развитие олимпиадного движения. При работе с детьми, имеющими высокую мотивацию обучения, я использует личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, вовлекаю в исследовательскую работу, побуждаю выдвигать идеи, анализировать литературу и материалы сети Интернет. (слайд4)Принципы работы:- прививать стремление к приобретению знаний;- поощрять инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии.- создание для ученика ситуации уверенности в своих знаниях;- сотрудничество учителя и ученика;- гарантирование ученику права на повышение оценки;- поощрение ученика.- круглогодичные олимпиады; - учить самостоятельности, --умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, развивать волю и целеустремлённость; -принцип ориентации на успех - каждый ученик имеет право быть умным на уроке; -учёт результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок. Детям с повышенной мотивацией к обучению рекомендуется давать творческие и самостоятельные работы; использовать коллективные способы обучения (организация работы ученика с учеником или ученика с источником знаний). У одноклассников проще спросить непонятное, попросить объяснить, а тот, кто объясняет, ещё лучше усваивает пройденный материал.На уроке математики даю самостоятельную работу, кто первый правильно решит, становится «консультантом». Ученики подходят к нему, и он проверяет, указывает на ошибки, если были. Глубокие, прочные, а главное осознанные знания могут получить те школьники, у которых развита не столько память, сколько логическое мышление. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Создание проблемной ситуации - это лишь начало обучения. Затем ученики сами (под контролем учителя) должны проанализировать ситуацию, точно сформулировать учебную проблему. И тут учителю надо быть очень осторожным: чтобы, попав в затруднительную ситуацию, ученик не отчаялся, надо вовремя прийти ему на помощь.Когда результат получен и ученик гордится своими достижениями, учитель может считать свою работу выполненной. Ведь школьник почувствовал прелесть открытия. Можно использовать домашние задания, которые поставят ученика дома в тупик.( дать карточку домой с примерами, алгоритм которых еще не изучали)И пусть найдет сам решение из этой ситуации.За время учёбы в школе ученики решают массу различных математических задач. В качестве задач для работы с детьми, которые интересуются математикой, не надо предлагать как слишком простых, так и слишком сложных задач. Они не оказывают существенного влияния на интеллектуальное развитие. Для развития, задача должна быть трудная, но посильная для них.Но всё же работа с сильными учениками - работа «штучная». Поэтому без индивидуальной работы вне урока не обойтись.Какие же можно использовать формы работы:Формы работы с мотивированными учащимисякружки по интересам;конкурсы и конференции;интеллектуальный марафон;участие в олимпиадах;спецкурсы;работа по индивидуальным планам; Кружки, факультативы и спецкурсы являются основной формой работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению. Только здесь можно рассмотреть особые типы задач, которые иногда называются олимпиадными. Помогает в работе с мотивированными детьми внеурочная деятельность (слайд 6) Кружок «Клуб юных знатоков: мыслим – творим – исследуем!» проводятся в моем классе час в неделю. Эти программа внеурочной деятельности выбраны для того, чтобы дети учились правильному общению,учились находить пути решения проблемных ситуаций, развивать логическое мышление, умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников. На занятиях кружка использую тетради « Учись создавать проекты» с 1 по 4 класс пользуемся, распечатываю задания. Благодаря работе кружка, многим ребятам нравится проводить исследования, создавать проекты. Мои ученики активные участники ежегодной школьной научно-практической конференции « Квершинам науки». 2022 год Янковская Эвелина заняла 2 место;( слайд7) 2023 году мы выступали с групповым проектом « Маленькие герои большой войны», заняли 1 место. (слайд8)Участие в олимпиаде – наиболее распространённая и яркая форма работы с одарёнными детьми. В результате их проведения выявляются способные к определенному предмету школьники. При решении олимпиадных задач ученики должны проявить смекалку в нестандартной ситуации. Но для успешного выступления на олимпиадах нужно прорешать с ними как можно больше подготовительных задач.(слайд9) При подготовке к олимпиадам использую тетради Холодова « Умники и умницы», Мищенкова « Занимательный русский язык», сборник « Предметные олимпиады» и др.( слайд10 ) И вот наши результаты в участии в школьных олимпиадах: с 1 по 4 класс мы заняли призовые места почти по всем предметам.( слайд11) В своей работе я использую российскую образовательную онлайн - платформу Учи.ру. (слайд12) Ребята активно выполняют задания на этой платформе, участвуют в олимпиадах, квестах, марафонах, викторинах. Иногда даю задания по предметам выборочно, не всем ученикам. Обязательно после олимпиад и конкурсов распечатываю грамоты и вручаю детям, чтобы они видели результат своего труда. Кто не участвовал, вядя как ребят поощрили, а следующей олимпиаде обязательно участвуют, Это очень мотивирует.( слайд 13)В 2021 году мы с ребятами зарегистрировались на сайте РДШ- российское движение школьников. Поучаствовали во всероссийском проекте « Спектакль для мамы». Сказку сняли на видео, отправили, ребята получили сертификаты за участие.В 2022 года на этой же платформе РДШ приняли участие в проекте « Орлята России». В течении учебного года проходили разные треки, высылали фото отчет ,а затем приходили грамоты за участие. ( слайд14)В этом учебном году участвовали во Всероссийской олимпиаде « Эколята-молодые защитники природы». Ребятам пришли сертификаты.(слайд 15)С 1 класса многие ребята продолжают вести портфолио. (слайд 16). Цель портфолио: собрать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в разных областях. Ведение портфолио поддерживает высокую мотивацию. Мои ученики участвуют в различных конкурсах …..В щколе работает кружок «Хоровое пение». 4 ученика посещают с 1 по 4 класс. Выступают на концертах. Получили грамоты за активное участие.Закончить своё выступление хочу словами В. А. Сухомлинского:«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, и сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»Спасибо за внимание.