"Читаем сказки"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Читаем сказки"
Автор: Глухова Ксения Витальевна
Рассмотрено на заседании МО
протокол № ___
руководитель МО
____ М.А. Блюменштейн
__________ 2024г.
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
_____ Л.Н. Гурьянова
___ ________ 2024г.
УТВЕРЖДАЮ
директор ГБОУ СО
Школа-интернат АОП №2 г.Энгельса
____ И.В.Кузнецова
___ ________ 2024г.
Проект
Читаем сказки
Участники проекта – 2 А класс
Ответственный учитель – Глухова К.В.
2024 – 2025 учебный год.
Паспорт проекта
Наименование проекта
Читаем сказки с детьми с нарушением интеллектуального развития
Исполнители проекта
Учитель начальных классов Глухова К.В. , родители 2 А класса.
Название
образовательного
учреждения
ГБОУ СО Школа-интернат АОП № 2 г.Энгельса
Вид проекта
Творческий, игровой, коллективный. Проект рассчитан на детей с нарушением интеллекта (9-11 лет).
Срок реализации проекта
Долгосрочный – Ноябрь –Март
Цель проекта
Развитие познавательной, эмоциональной сферы, речевых, коммуникативных, двигательных умений и навыков у детей с нарушением интеллектуального развития через русские народные сказки.
Задачи проекта
Создание благоприятных условий для развития детей с учётом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей.
Формировать навыки речевого общения. Расширять
словарный запас у детей, развивать связную речь.
Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
Развитие эмоциональной сферы у детей. Учить понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей и осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы.
Развитие детского творчества в различных видах деятельности.
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей. Стабилизация эмоционального состояния детей (снятие психического и физического напряжения, снижение тревожности, страха, агрессии), создание положительного эмоционального настроя.
Участники проекта
Дети нарушением интеллектуального развития 2 А класс,
(учитель-начальных классов Глухова К.В, родители воспитанников 2 А класса).
Нормативно-правовое
обеспечение проекта
Федеральный закон Об образовании в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Декларация прав ребёнка.
Основные направления
реализации проекта
Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением интеллектуального развития.
Создание условий для развития познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы, а также для развития продуктивных видов деятельности.
Создание условий для развития коммуникативности, успешности, инициативы и творческих способностей детей с нарушением интеллектуального развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Этапы:
Подготовительный этап
(разработка проекта) с 16.11.2024 по 5.12.2024
Организационный этап
(сбор и анализ информации, подготовка к реализации
проекта) с 06.12.2024 по 30.01.2025
Основной этап
(реализация проекта) с 3.02. 2025 по 30.02.2025
Заключительный этап (подведение итогов)
С 30.02.2025 по 10.03.2025
Формы и методы работы проекта: групповой, наглядный, индивидуальны, творческий.
Срок реализации проекта- долгосрочный 16.11. 2024г. -10.03. 2025г.
Сведения о непосредственных участниках проекта и их функции:
№
п/п
Ф.И.О, участника проекта
Образование,
должность,
категория
Функции участника в проекте
1
учитель начальных классов
Проводит диагностику, изучает в динамике уровень развития продуктивной деятельности у детей, а также результаты коррекционного воздействия, консультирует участников проекта в рамках осуществляемой деятельности.
2
Родители воспитанников
Являются вовлечёнными в образовательную деятельность, заинтересованными в успехах своих детей, активно сотрудничают с педагогами ОУ.
Актуальность:
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше. Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу.
Младший школьный возраст является решающим этапом в создании фундамента физического и психического здоровья ребенка.
Дети с нарушением интеллектуального развития - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
У детей с нарушением интеллектуального развития стойко выраженно снижение познавательной деятельности, качественные изменения всей психики, всей личности в целом, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.
Характеристика умственно отсталых детей:
- отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему;
- общая патологическая инертность;
- крикливость, раздражительность, расторможенность;
- позднее формирование предпосылок к речи и предметным манипуляциям;
- недостаточная сформированность процесса восприятия;
- медленное усвоение нового материала, даже после многократного повторения;
- замедленность запоминания;
- быстрота забывания;
- неточность воспроизведения;
- эпизодическая забывчивость;
- плохая переработка воспринимаемого материала.
- нарушение концентрации внимания, трудности переключения внимания;
- колебания психической активности;
- быстрая психическая истощаемость и др.
- расстройства речи (алалия, позднее появление речи, системное недоразвитие речи,
дизартрия, эхолалия и др.)
- нарушена коммуникативная функция речи;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- продуктивная деятельность у таких детей вне специально организованного
психолого-педагогического процесса отсутствует.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности необходимо использовать современные образовательные технологии, позволяющие безболезненно проводить процесс социализации. Одной из таких технологий, несомненно, является проектная деятельность
Сказкотерапия - коррекционная здоровьесберегающая технология, посредством которой эффективно развиваются восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, воля.
Это один из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими познавательные, речевые, эмоциональные, физические и поведенческие трудности. Сказкотерапия - один из самых универсальных и доступных способов для детского восприятия. Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми, поскольку данный вид деятельности обеспечивает комплексное воздействие на познавательную, коммуникативную и эмоциональную сферу ребенка.
Функции сказкотерапии:
Сказкотерапия выполняет несколько функций:
Коммуникативная – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив.
Релаксационную – снятие эмоционального напряжения.
Воспитательную – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
Развивающая – развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Обучающая - обогащение информацией об окружающем мире, позволяющая усвоению знаний без напряжения и специального заучивания.
Значение сказкотерапии в обучении детей с ОВЗ:
Расширение словарного запаса.
Усвоение лексико-грамматических категорий.
Активизация выразительных средств общения (мимики, движений, жестов, интонации, силы голоса, темпа, ритма, речевого дыхания).
Развивается образная речь, умение правильно строить диалог.
Понимание эмоционального состояния героев сказок и своего собственного.
Повышается концентрация зрительного и слухового внимания.
Формируется произвольность, совершенствуются волевые качества.
Формирование двигательной активности (чередование состояний активности и пассивности), развитие моторики и координации движений.
Повышается гибкость и подвижность нервных процессов.
Снятие физического и психического напряжения, увеличивается работоспособность детей.
Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.
Благодаря сказкотерапии у детей расширяется словарный запас, быстрее усваиваются лексико-грамматические категории, развиваются выразительные средства общения (мимика, движения, жесты, интонация, сила голоса, темп, ритм, речевое дыхание), развивается образная речь, умение правильно строить диалог. На примере сказок дети учатся понимать эмоциональное состояние героев сказок и своего собственного. Повышается концентрация зрительного и слухового внимания, формируется произвольность, умение максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества. Происходит формирование двигательной активности (чередование состояний активности и пассивности), развивается моторика и координация движений, повышается гибкость и подвижность нервных процессов. Занятия со сказками снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.
Поэтому актуальным становится создание и проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием элементов сказкотерапии с детьми с нарушением интеллектуального развития.
Исходя из актуальности данной проблемы мной были определены основные принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллектуального развития:
Принцип наглядности
Для повышения результативности обучения вся коррекционная работа строится с опорой на наглядность. Дополнительным является задействование различных анализаторов.
Принцип динамичности
Использование в коррекционно-развивающей работе различных видов деятельности.
Принцип доступности
Построение коррекционно-развивающей работы с учётом возрастных, индивидуальных, психофизических особенностей детей, подбор материала по принципу от простого к сложному, с постепенным усложнением заданий.
Принцип систематичности и последовательности
Построение коррекционно-развивающей работы в чёткой логической последовательности, с опорой на ранее полученные знания у детей, в поэтапной подаче материала в соответствии с планом проектной деятельности.
Принцип развивающего обучения
Все элементы педагогического процесса направлены на всестороннее развитие и воспитание детей с ОВЗ.
Идея педагогического проекта:
Одним из ведущих видов деятельности ребёнка дошкольного возраста является игра. Игра является необходимым и эффективным средством социализации ребенка, оказывает влияние на становление личности, ее качеств, свойств, характера; на усвоение детьми знаний, ценностей, норм поведения, отношений.
Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития позволит обеспечить положительную динамику в обучении и воспитании.
Гипотезапроекта: предполагается, что формирование познавательной, эмоциональной сферы, а также развитие навыков продуктивной деятельности будет эффективным при условии организации в группе с нарушением интеллектуального развития комплексной коррекционно-развивающей работы через русские народные сказки.
Цели и задачи проекта:
Основная цель: развитие познавательной, эмоциональной сферы, а также речевых, коммуникативных, двигательных умений и навыков у детей с нарушением интеллектуального развития через русские народные сказки.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Создание благоприятных условий развития детей с учётом их возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей.
2. Формировать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
3. Формировать навыки речевого общения. Расширять словарный запас у детей,
развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов (через пластику, мимику, речь). Развитие творческого воображения.
2. Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
3. Развитие эмоциональной сферы у детей. Учить понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей и осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы.
4. Развитие детского творчества в различных видах деятельности.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.
2.Воспитание посредством героев сказок положительных качеств у детей: доброты, взаимопомощи, сопереживания, сочувствия.
4.Основные методы, формы и направления работы в рамках проекта.
В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии.
Методы и приёмы работы:
Методы
Приёмы
Наглядные методы
Показ иллюстраций, различных видов игр, использование демонстрационного материала к занятиям, атрибутов к сказкам, шапочки-маски, показ готового образца в продуктивных видах деятельности.
Словесные
Чтение литературных произведений, беседа о прочитанном, вопросы к детям, театрализация сказок, инсценирование, драматизация сказок детьми, сказки с движениями, воздействие на работу различных видов анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).
Практические
Формы работы:
Фронтальная образовательная деятельность.
Подгрупповая образовательная деятельность.
Малоподгрупповая образовательная деятельность.
Индивидуальная образовательная деятельность.
Основные направления работы:
Чтение сказок и беседа о прочитанном.
Сказки с движениями, инсценирование, драматизация сказки.
Коррекционно - развивающие игры по сюжетам сказок.
Занятия по знакомству с основными эмоциями.
Продуктивно-творческая деятельность.
Взаимодействие в рамках проекта.
Проект рассчитан на совместную деятельность детей, учителя начальных классов (сопроводителя детей ОВЗ), а также родителей учеников.
Взаимодействие участников проекта
учитель начальных классов
Родители
-знакомство детей со сказкой:
-чтение сказки,
-рассматривание иллюстраций,
-беседа по содержанию сказки--инсценировка сказки;
-формирование познавательной активности, развитие психических процессов.
Продуктивно-творческая деятельность (рисунки, поделки, аппликация, лепка).
-Консультация – рекомендация на информационном стенде Роль сказки в жизни ребенка,
-консультации Сказка как тренинг жизненных умений,Эмоциональный мир младшего школьника,
-круглый стол Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?
-выставка детских рисунков В мире сказок.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Активизация познавательного интереса, развитие устойчивости и концентрации внимания, увеличение объёма памяти.
Развитие речевой активности детей, расширение словарного запаса.
Развитие представлений об окружающем мире.
Умение распознавать эмоциональные состояния других детей, взрослых, героев сказок.
Умение принимать на себя роль и вести её до конца, строить ролевое поведение.
Умение имитировать движения в пластике, голоса персонажей, преображаться в процессе театрализованных игр.
Повышение интереса к художественному слову.
Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап
(разработка проекта)
1.Изучение психолого-педагогической литературы, интернет-ресурсов.
2.Подбор литературных произведений для детей.
Организационный этап
(сбор и анализ информации, подготовка к реализации проекта)
1.Проведение мониторинга по развитию познавательной, эмоциональной сферы и навыков продуктивных видов деятельности детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
2.Определение темы работы, постановка цели, подбор информации по проекту.
3.Составление плана работы.
4.Выбор необходимого материала для изготовления наглядного и дидактического материала по теме проекта (совместно со всеми участниками проекта – учителями, родителями и детьми).
Основной этап
(реализация проекта)
1.Применение многофункциональных пособий в непосредственно-образовательной деятельности детей: чтении художественной литературы, познавательных беседах, составлении рассказов по серии сюжетных картинок к сказкам, в игре-драматизации.
2.Взаимодействие учителей, с родителями: консультации Сказка как тренинг жизненных умений, Эмоциональный мир младшего школьника, круглый стол Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?
Завершающий этап
(подведение итогов)
1. Проведение мониторинга уровня познавательного развития детей, развития эмоциональной сферы и уровня развития навыков продуктивной деятельности.
2.Выставка детских работ Сказки среди нас
3.Анализ полученных результатов.
4. Презентация по итогам проекта.
Список литературы.
1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей - М., Владос, 2003.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д.Основы сказкотерапии – СПб.: Речь, 2006.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии – СПб.: Речь, 2000.
4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д.Тренинг по сказкотерапии – СПб.: Речь, 2006.
Рассмотрено на заседании МО
протокол № ___
руководитель МО
____ М.А. Блюменштейн
__________ 2024г.
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
_____ Л.Н. Гурьянова
___ ________ 2024г.
УТВЕРЖДАЮ
директор ГБОУ СО
Школа-интернат АОП №2 г.Энгельса
____ И.В.Кузнецова
___ ________ 2024г.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Читаем сказки
Участники проекта – 2А класс (I вариант)
Ответственный учитель – Глухова.К.В.
Срок реализации проекта: 16.11.2024г-10.03.2025г.
№ п/п
Виды работ
Дата
Ответственный
1.
2.
Поставить перед обучающимися проблему: Для чего необходимо читать, Какие вы знаете сказки ?
Определить продукт проекта:
Создание плаката из фото детей и сказок прочитанных дома.
Закрепить знания о русских народных сказок.
Выставка работ по конкурсу рисунков Сказки –среди нас.
16.11.2024г. 18.11.2024г. 25.11.2024г.
Глухова.К.В
Довести до обучающихся важность данной проблемы: Незнание сказок и персонажей из книг!
Подобрать художественную литературу, видеоматериалы, подготовить наглядный материал по теме проекта.
Составить план работы по проекту
Изучить методическую работу
Провести с детьми беседы:
Познакомить ребят с авторами русских народных сказок
Зачем читать книжки ?
Какие мультфильмы русских сказок вы знаете ?
5.12.2024г.
12.12.2024г.
19.12.2024г.
26.12.2024г.
Глухова.К.В.
3.
Организация деятельности проекта по решению задач через:
1.Художественное творчество (аппликация Русалочка)
3.Слушанье художественной литературы (Рассказы и сказки про детей - Детская литература)
4.Целевые экскурсии на территории школы, в школьную библиотеку.
5.Рассматривание иллюстраций и картинок.
9.01.2025г.-31.01.2025г.
Глухова.К.В
4.
1.Просмотр мультфильмов по теме Колобок, Теремок, 3 поросенка и .др.
2.Поисковая деятельность
3.Дидактические игры: Запоминание персонажей и героев из сказок , Кто любимый персонаж из сказки? .
4. Опросник для детей Твоя любимая сказка
5. Консультация для родителей Роль сказки в развитии и воспитании ребенка, обсуждение с родителями плана реализации проекта.
6. Рисование, лепка, аппликация сюжетов к любимым сказкам.
3.02.2025г.-28.02.2025г.
Глухова.К.В
5.
1. Выставка работ Читаем сказки про любимых персонажей
2. Сказкотерапевтическое рисование
(выставка Сказка в гости к нам)
3. Оформление выставок поделок и рисунков Сказка в гости к нам пришла.
4. Презентация проекта.
3.03.2025г.-10.03.2025г.
Глухова К.В.
Учитель первой квалификационной категории _____________Глухова К.В.