"Природа-наш общий дом"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Природа-наш общий дом"
Автор: Елена Геннадьевна Чекурова

Конспект НОД «Познание (экология)» в подготовительной группе.Тема: «Природа – наш общий дом»Программное содержание:Цель: расширение знаний детей о природе. Образовательные задачи:Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе;Расширять представления детей о лесе и его обитателях; Формировать устойчивый интерес к природе.Развивающие задачи:Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы;Развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища. Воспитывающие:Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.Предварительная работа: Беседы с детьми на тему: «Друзья природы», наблюдение за объектами живой и неживой природы, чтение художественной литературы Виталий Бианки «Синичкин календарь». Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра. Материалы  и оборудование:  аудиозапись «Музыка леса», глобус, экологические знаки правил поведения в общении с природой, карточки с изображением живой и неживой природы, мультимедиа, презентации «Сказка о лекарственных растениях», «Живая и неживая природа».Структура НОДI. Вводная часть - 3 минуты.1) загадка о глобусе;2) слушание аудиозаписи «Музыка леса;II. Основная часть - 20 минут.1) дидактическая игра «Правильно назови знаки»;2) чтение стихотворения Н. Рыжовой «Если в лес пришел гулять»;3) дидактическая игра « четвертый лишний»;4) сказка - презентация «Кто больше назовёт лекарственных растений»; 5) подвижная игра « Берегите природу»;6) словесная игра «Вопрос-ответ» III. Заключительная часть - 2 минуты.1) анализ НОД.Воспитатель: ребята, как вы думаете, что такое экология? Что изучает экология? Слово «экология» образовалась от двух греческих слов «экос», что значит «дом» и «логос», что значит «наука», значит «экология» - это наука о доме.-А о каком доме? О том, который строители выстроили из кирпича и бетона?-Конечно, нет. Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. А для всех вместе это, конечно, наша планета Земля. Вот наука экология и призвана изучать как отдельные жильцы нашего дома не только уживаются, но и воздействуют друг на друга. Например, если вырубить лес- высохнет лесная речка, звери останутся без питания, пропадут, испортится земля и даже воздух, поскольку лес источник кислорода. А кислород необходим для дыхания.Итак, ребята, что же такое экология?Да, это наука о связи живых организмов и среды обитания. Ребята, хотите узнать, что сегодня находится в нашей сюрпризной коробке? Тогда отгадайте загадку!На нём уместиласьВся наша Земля:Моря, океаны,Леса и поля.И северный полюсТам тоже найдёшь,А если захочешь —В руках унесёшь (глобус).Воспитатель: Глобус – это модель Земного шара, нашей планеты.Воспитатель: ребята, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и всё то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери. И конечно же, всю эту красоту, всё богатство природы мы должны любить, ценить и беречь.Ребята, а где можно услышать пение птиц, шелест листвы, журчание ручейка? (В лесу).Воспитатель: Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна.Очень я люблю, ребята,Слушать музыку в лесу,И кузнечика, и дятла,И пчелу и стрекозу.Трели птиц, шёпот листвы,Послушать лес хотите вы?(слушание аудиозаписи «Музыка леса».)Воспитатель: Ребята, вы любите природу. Чтобы любить и наблюдать природу нужно знать правила.Игра «Правильно назови знаки» Воспитатель: Я вам покажу знаки, а вы   объясните, что они обозначают. е ломать деревья и кустарники- деревья очищают воздух-Нельзя разводить костры - может возникнуть пожар и погибнет всё живое-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу-Не рвать цветы - цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам-Не ловить бабочек - они красивые, как и цветы, невесомы и ранимы-Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями-Не брать домой детёнышей зверей - лес дом для них-Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.Воспитатель: Молодцы ребята, правильно знаки назвали.Физминутка Ребята, вы уже знаете, что в лесу живут дикие животные, птицы и разные насекомые. Предлагаю вам поиграть в игру «Пятый лишний»Дидактическая игра «Пятый лишний» Детям раздаются карточки, на которых размещены картинки с изображением насекомых, птиц, животных. Ребёнок называет, какая из пяти картинок лишняя и почему.Воспитатель: Все, что нас окружает, не созданное руками человека называется природа. Природа бывает живая и неживая. Почему мы называем природу живой?Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.Воспитатель: Что относится к живой природе?Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.Воспитатель: Предлагаю вам провести опыт.Опыт  «Вытаптывание почвы»Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения).Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.Воспитатель: Молодцы ребята, многое знаете о природе. Но в лесу, на реке, везде слышны жалобные голоса животных, птиц, растений. Природа просит о помощи. В лес часто приходят недобрые люди, которые ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и убивают животных, оставляют мусор. А ведь в природе всё взаимосвязано, и мы сейчас в этом убедимся. Подвижная игра «Берегите природу»На ковре разбросаны листы исписанной бумаги, пластиковые бутылочки.Воспитатель: ребята, а куда же нам девать этот мусор? Что мы будем делать с ним? Правильно, мы его отправим в контейнер для мусора. А оттуда он попадёт на перерабатывающий завод, где из него сделают новую, чистую бумагу, которая пойдёт на изготовление тетрадей и книг. Ребята, вы знаете из чего делают бумагу? Правильно, из дерева. Так вот, давая бумаге вторую жизнь, мы сохраняем деревья - «легкие нашей планеты», которые помогают нам дышать свежим воздухом. Ребята, давайте дружно уберём мусор.Проверим запомнили ли вы правила.Д/И «Да – нет»Если выйду на природу и сорву ромашку? (нет)Если съем конфетку я и брошу там бумажку (нет)Если хлебушка кусок в кормушке я оставлю (да)Если ветку подвяжу и колышек подставлю (да)Если разведу костёр и потушить забуду (нет)Если сильно насорю и убирать не буду (нет)Если мусор уберу (да)Любим мы свою природу? Мы ей помогаем? (да) Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужна наука «Экология»?Великая наука оказывает людям огромную помощь. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды. Эта наука учит, как охранять от загрязнения и контролировать, исследовать взаимосвязи.Анализ НОДВоспитатель: Наше занятие подходит к концу и мне бы хотелось узнать, что нового вы узнали, чему научились.Воспитатель: Ребята, природа дарит нам много тепла, добра, красоты и богатства, наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь! Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом, беречь и любить все живое! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!Раздаем медальки.