Россия - Родина моя!
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Россия - Родина моя!
Автор: Ткачук Елена Александровна
ГКОУ РО Ростовская школа интерна № 41Конспект по познавательному развитию на тему: «Россия-Родина моя!», в группе продленного дня5 «А» классПодготовила воспитатель: Ткачук Е.А.Цель: Воспитание у детей чувства патриотизма, уважение к своей Родине.Задачи: Образовательная:– Уточнить у детей такие понятия, как «Россия», «Родина», расширить словарный запас.– Актуализировать, уточнить знания детей о государственных символах страны.– Развивать у детей умение ориентироваться по карте находить свою страну, ее столицу.- Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сёл. - Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, её достопримечательностями.- Вызвать чувство восхищения красотой и разнообразием природы России.- Воспитывать в детях любовь к своей Родине – России.Материал.Иллюстрации с изображением Москвы, родного города детей, русской природы; карта РоссииВоспитательная:– Воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну.– Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в коллективе.– Воспитывать такие качества как: терпение и умение дослушивать ответы товарищей.Развивающая:– Создать условия для формирования у детей познавательного интереса, познавательных способностей.– Развивать связную речь.– Развивать воображение, память, мышление, внимание. Материалы и оборудование: презентация с изображением карты России, иллюстрации природы России, иллюстрации достопримечательностей Москвы, портрет президента РФ, изображения герба, флага России, значения гимна РФ.Планируемый результат: - у детей сформировано понятия Россия, Родина; - есть знания о государственных символах;- развит познавательный интерес, познавательные способности, расширен словарный запас. Методы и приёмы: Словесные: беседа, рассказ воспитателя; наглядные: показ, рассматривание и практические: объяснение, слушание. Ход занятия:Мотивационный этапВоспитатель: На сегодняшнем занятии, мы проведем небольшую экскурсию по по нашей странеВы узнаете как мы называем нашу страну.Как называется столица нашей страны.Размеры нашей страны и много другое. Содержательный этапСлайд 1На планете много разных стран, но самая большая - наша страна. Как она называется? (Россия.)– Правильно, Россия. А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)Слайд 2Россия – это наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? У это то место, где он родился и вырос. Родину, как и родителей, невозможно выбрать – она дается раз и навсегда при рождении. Родина - это страна, в которой мы живем.Слайд 3Слово «Родина» произошло от старинного слова «род». Оно обозначает группу людей, которых объединяет кровное родство. Родина объединяет людей, которые живут на одной территории, говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, вместе отмечают государственные праздники. Родина – значит родная, как мать и отец. Ребята, кто из вас расскажет стихотворение о Родине, Ульяна?Мама и Родина очень похожи:Мама – красивая, Родина – тоже!Вы посмотрите: у мамы глазаЦвета такого же, как небеса.Мамины волосы, словно пшеница,Что на полях колосится.Мамины руки теплы и нежны,Напоминают луч солнца они.Так и должно быть: что дорого нам,Напоминает всегда наших мамСлайд 4Наша Родина, наше Отечество – это и есть Россия. Еще Россию называют Российская Федерация.А Отечеством ее зовут потому, что в ней испокон веков жили и трудились наши отцы и деды.Игра:А, сейчас давайте немного поиграем. Игра называется «Моя Родина» (воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя»).1 стихотворение:Реки чьи глубоки, чистыИ красивы берега?Отвечайте без запинки –(Это Родина моя). 2 стихотворениеГоры снежные вершиныПрячут ввысь за облака.Что за чудная картина?(Это Родина моя). 3 стихотворениеГде поля и степь без края, На цветах блестит роса. Песни птиц, жужжанье шмеля?(Это Родина моя) 4 стихотворениеЛес, как царство Берендея, В нем живут медведь, лиса. А в тайге есть даже тигры.(Это Родина моя).Слайд 5Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Россия – самое большое государство в мире. Границы России проходят и по суше, и по воде. (Рассматривают, ребенок показывает Россию на карте мира)Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь – несколько часов. А вы, знаете стихотворения о Родине? (Соня рассказывает)Стихотворение:Великую землю,Любимую землю,Где мы родились и живем,Мы Родиной светлой,Мы Родиной милой,Мы Родиной нашей зовем Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Послушайте их.(Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. Слайд 6 Воспитатель:Ребята, столица нашей Родины – это город Москва, самый большой и красивый город России.Столица – это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны. – Назовите столицу России. (Москва.)– Послушайте стихотворение о Москве (ребёнок читает)Стихотворение:Москва – это Красная площадь,Москва – это башни Кремля,Москва – это сердце России,Которое любит тебя.Воспитатель: что-то мы засиделись с вами, надо немного отдохнуть.Физкультминутка «Наша Родина – Россия»В нашей стране горы – высокие (тянемся на носочках вверх)Реки глубокие (присаживаемся на корточки)Степи широкие (раскидываем руками)Леса большие (руки вверх)Сделать два разаА мы – ребята вот такие! (показываем большой палец)Слайд 7Воспитатель: Ребята в каждой стране есть свой президент! И Нашей страной, Россией управляет – тоже президент.Президент − это глава государства. Президентом нашей страны является? (В. В. Путин.)В нашей стране президент Путин Владимир Владимирович Вы правы, В.В. Путин уже много лет управляет нашей страной, его все уважают и слушают. Управлять государством очень сложное дело, поэтому на пост президента всегда выбирают умного и надёжного человека. Посмотрите на портрет нашего президента В.В. Путина. (Показ портрета президента)Слайд 8 Воспитатель: Каждое государство имеет свои символы, которые отличают его от других стран. Все они уникальны и неповторимы. В России официальные символы – это герб, флаг и гимн.Герб России. – Герб – это эмблема государства Это официальный символ государства, его опознавательный знак. Гербами украшают печати, документы, монеты, флаги. Государственный герб РФ представляет собой изображение двуглавого золотого орла на красном четырехугольном щите. Слайд 9Следующий символ России это флаг.Государственный флаг – важный опознавательный знак каждого государства, его символ. Государственный флаг РФ – это прямоугольное полотно, состоящее из трех одинаковых по ширине полос. Сверху размещается белый цвет, в середине – синий и внизу – красный. Белый цвет – березка,Синий неба цвет,Красная полоска –Солнечный рассвет – Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.) Слайд 10Следующий символ России это гимн Гимн-это главная песня страны.Исполняется гимн в торжественных случаях.В дни торжественных праздников, собраний, когда проходят парады.При исполнении гимна все встают, слушаю молча или подпевают.Мы слушаем гимн в школе на линейке каждый понедельник.Слайд 11А сейчас найдите герб нашей страны. ( на слайде выбрать герб России, или Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)Слайд 12Воспитатель:Ребята, а теперь посмотрите на доску и назовите картинки, которые вы видите.Это все называется неофициальными символами России. Медведь, валенки, береза.Балалайка, самовар, матрешка. Медведь является символом-животным нашей страны. Медведь всегда считался царем леса. На вид неуклюжий и простоватый, он в случае опасности способен разрушить все преграды и одолеть любого противника. Он хозяин своей земли, и никому не позволит разбойничать на своей территории.Неофициальный символ России есть и среди обуви. Несмотря на все современные технологии, для холодной, суровой зимы так и не придумали ничего более удобного и теплого, чем русские валенки. Они являются традиционной русской обувью, которая обеспечивает не только комфорт ногам, но и пользу.Знает взрослый человек,Знает даже маленький,Чтоб зимою не болеть,Обувайте ...(валенки).У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Береза является символом России. В ней отразилась душа народа, его мудрость, история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Береза вдохновляла русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений.13 слайдПо мимо русских народов, Россию населяют многие народы: татары, буряты, удмурты, якуты, чеченцы, даргинцы, ненцы, осетины и другие. Они живут на всей нашей страны России. Все они живут в разных частях России, у них есть свои традиции, и они носят свои национальные костюмы.14 слайдНа свете много красивых и интересных стран, но для каждого человека самой лучшей будет его родная страна. Также у каждого человека есть и малая родина – его родное село или город, в котором он родился и вырос. Наша малая родина, это наш город Ростов-на-Дону и Ростовская область, или то место где человек Родился. Ребята кто где родился? Все родились в Ростове-на-ДонуРебята, назовите мне название своих улиц где вы живете в Ростове-на-Дону.Молодцы ребята.III. РефлексияВоспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по России. Что же вы сегодня узнали или запомнили о своей стране?Россия очень большая, сильная, огромная, богатая. Она очень красивая,У нашей страны есть свой герб, флаг, гимн.Столица нашей страны –это город Москва.Наш президент – это В.В.Путин.Молодцы ребята.Воспитатель: Сегодня на занятии мне понравилось, как Саша рассказал о флаге России, Ульяна о государственных символах, рассказала стихотворение. Соня рассказала стихотворение. – Что же вам было особенно интересно ребята ? И что нового вы узнали сегодня! назовите пожалуйста– Кому вы хотите рассказать про то, что узнали сегодня? Литература: «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» старшая группа Г.Я. Затулина, Издательство: Центр педагогического образования 2009г.«Занятия по развитию речи в старшей группе» В.В. Гербова М: Мозаика – Синтез 2016г.«Что может герб нам рассказать» Л.В. Логинова Издательство: Скрипторий 2000, 2009г.«Патриотическое Воспитание дошкольников» Н.В. Алёшина. Издательство: Цгл, 2005г.«Мы живём в России Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Издательство: Скрипторий 2000, 2007г.