Использование элементов биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование элементов биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда
Автор: Жанузакова Алтынай Султановна
Использование элементов биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопедаЦель: познакомить участников с применением биоэнергопластики в коррекционной работе для повышения эффективности выполнения артикуляционных упражнений.Задачи:Разработать специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение (содружественное взаимодействие руки и языка). Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.Разработать комплексы артикуляционно-пальчиковой гимнастики на каждую лексическую тему с применением сказок, стихов.Спроектировать систему работы для занятий биоэнергопластикой в виде перспективного плана по лексическим темам.Подобрать музыкальное сопровождение для занятий биоэнергопластикой.Систематизировать стихотворные тексты для использования при выполнении артикуляционно-пальчиковых упражнений.Апробировать систему коррекционно-педагогической работы, выявить результативность.Предварительная работа:Изучение методической литературы по использованию метода биоэнергопластики;Изучение инновационных технологий;Знакомство с авторскими работами по данной теме;Разработка картотек: «Картотека артикуляционной гимнастики с применением метода биоэнергопластики»; «Картотека пальчиковой азбуки»; «Картотека прописей по обучению грамоте»; «Картотека по формированию эмоций»; «Картотека домашних заданий по лексическим темам»; «Картотека «Сказки о Веселом язычке»;Разработка планов еженедельных заданий воспитателям с включением использования метода биоэнергопластики;Разработка программы кружка «Говорящие пальчики» с применением метода биоэнергопластики.ИКТ и ТСО: мультимедийная установка; компьютер; экран;Форма проведения: лекция; презентация;Оборудование: карточки артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики; карточки эмоций с применением биоэнергопластики; картотеки; перчатки; лягушонок Квакин Задавакин; перчатка язычок Шуша;«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источниктворческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности вдвижениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудиемтруда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, темярче творческая стихия детского разума.»В. А. Сухомлинский. «Не только разумом, но и сердцем...» Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была здесь роль руки, которая дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить первичный язык, с помощью которого объяснялись люди. Жесты сочетались с возгласами, выкриками.Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но еще долгое время она оставалась связанной с жестикуляторной. Эта связь дает себя знать и у нас.Люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу, и движения пальцев их рук совершенствовались из поколения в поколение. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка.Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей. Доктор медицинских наук, профессор М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев, и что эту закономерность следует использовать в работе как при своевременном развитии речи у детей, так и в случае задержки развития моторной стороны речи.На рисунке канадского невролога Уайлдера Грейвса Пенфилда, получившем название «гомункулюса (человечка) Пенфилда», наглядно представлена огромная площадь проекции кисти руки в коре головного мозга. На этом рисунке проекции всех частей тела в двигательной области показаны и графически, и в образной форме. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи.Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт. Ребенка просят показать пальцы (один пальчик, два или три) и показывают ему, как это нужно делать. Выявлено, что дети, которым удаются изолированные движения пальцев, как правило, хорошо говорят. У неговорящих детей обычно пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе. Или, напротив, пальцы вялые («ватные») и не дают изолированных движений.Интересен еще один пример исследований в этой области.Л.А. Панащенко в доме ребенка были проведены наблюдения на детях первых недель жизни. У группы шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей пассивно тренировали правую руку, у других - левую: специалисты массировали детям кисти руки и сгибали и разгибали их пальчики. Контрольную запись биотоков мозга проводили через месяц после начала тренировки и еще через месяц повторно. Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца - и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке. Эти данные прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.Ученые Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова изучали деятельность детского мозга при общем недоразвитии речи, они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Наблюдая за детьми с патологией речевого развития, они отметили, что у таких детей недостаточная точность и ловкость в выполнении сложных движений руками, они плохо застегивают и расстегивают пуговицы, не могут завязывать шнурки и ленточки, слабо развиты графические умения. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина при обследовании детей с общим недоразвитием речи заметили, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста учат общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые «разговаривали» крупными жестами, поддаются обучению с огромным трудом - оно требует многих и многих месяцев; те же дети, которые ранее «разговаривали» пальцами, легче овладевают звуковой речью.Таким образом, мы видим, что на протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость развития речевой функции от совершенствования тонких движений пальцев рук. И если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, ускоряя созревание речевых областей коры.Приведенные факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Сопоставляя эти данные, можно прийти к заключению, что в процессе подготовки ребенка к активной речи нужно тренировать не только артикуляторный аппарат, но и движения пальцев рук.На рисунке показано, как совершенствуются движения пальцев рук в процессе развития ребенка. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим: с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению И.П. Павлова развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением.Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с дизартрией значительно возросло, часто в массовых группах мы можем наблюдать детей с нечеткой речью, со смазанным звукопроизношением, стертой дизартрией.У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии, имеются грубые нарушения фонетической стороны речи (звукопроизношение и просодическая сторона речи (голос, темп, мелодико-интонационная окраска, дыхание). Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет процесс школьного обучения детей.Подготовка детей к успешному обучению в школе, создание благоприятных условий для укрепления здоровья маленьких граждан, их интеллектуального развития требует от логопеда целенаправленной, вдумчивой, творческой работы. Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия», является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.При коррекции произношения звуков логопеды традиционно используют упражнения артикуляционной гимнастики, которая включает задания на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков.Значительно расширить спектр решаемых в ходе логопедического занятия коррекционных задач можно за счет сочетания традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук.Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти) с включением упражнений на развитие силы голоса и выдоха.Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Еще Кант И. в своих трудах писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».Актуальность выбранной темы обоснована тремя взаимосвязанными основными проблемами.Во-первых, в настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является проблема преодоления дизартрии — как одного из наиболее часто встречающихся нарушений произносительной стороны речи в дошкольном возрасте и представляющим собой значительную трудность для коррекции.Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы на основании метода биоэнергопластики позволит наиболее эффективно скорректировать сложные нарушения звукопроизносительной стороны речи данной категории детей, а также обеспечить профилактику вторичных нарушений речевого развития.В-третьих, разработка методики логопедической работы на основе метода биоэнергопластики представляет собой одно из актуальных направлений коррекционно-логопедической работы с детьми данной категории, поскольку ранее именно в этом аспекте данная проблема не изучалась.Особенность работы с применением биоэнергопластики:артикуляционные упражнения выполняются по стандартным методикам;к артикуляционному упражнению присоединяется рука.в упражнениях применяются игровые персонажи, счёт, музыка, стихи.Использование биоэнергопластики у детей с нарушениями речи:первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;стимулирует интеллектуальную деятельность;развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;развивает артикуляционный аппарат;формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессыДля чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Занятия артикуляционной гимнастикой с применением биоэнергопластики по своим результатам подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата; при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.При формировании правильного звукопроизношения у детей независимо от причин и характера нарушений речи должен соблюдаться ряд общих требований. Так, при устранении недостатков в произношении того или иного звука необходимо придерживаться строгой последовательности этапов логопедической работы:- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;- Постановка звука;- Автоматизация звука;- Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.Если ребенок четко воспринимает формируемую фонему на слух, можно исключить первый этап работы.На втором этапе следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный и двигательный), облегчающую воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней. В данном случае, такой опорой становится рука ребенка, повторяющая движения язычка. Пользуясь положением ладошки можно объяснить ребенку неправильность движений язычком при произнесении звука, что поможет более быстрой постановке отсутствующего или нарушенного звука.Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это делает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.При проведении работы с применением биоэнергопластики следует придерживаться ряда требований:Практический материал, который используется в системе биоэнергопластики, должен быть доступен ребенку. Ребенок может его потрогать, использовать, поиграть так, как он этого хочет, а затем подавать его в нужном контексте.Ребенок должен положительно воспринимать практический материал, для этого нужно его обыграть.Наглядный материал, его количество и качество (по количеству детей, по качеству материала) должен быть безопасным и не нанести вред кожным покровам рук.Использовать образность при работе с материалом. Придумывать различные игры и игровые приемы, героев, используя атрибутику по биоэнергопластики.Поэтапное выполнение действий и упражнений (как держать тот или иной материал, в какой руке, каким образом фиксировать начало действия, конец).Индивидуальность в подаче материала. Работать с каждым ребенком индивидуально сначала, затем подгруппой, последний этап – фронтально.Качество выполнения действий. Обязательно учитывать индивидуальные возможности детей, их моторную активность, многократность выполнения каждого действия, показывать начало действия, середину действия, конец.Использовать ритм, темп действий с атрибутикой по биоэнергопластике, согласно индивидуальных возможностей детей. Учитывать состояние моторики пальцев, согласованность действий, ритм медленный – движения на каждое слово, слово делят на слоги – движения на каждый слог, поэтапное чередование медленного и быстрого темпов – по мере овладения детьми синхронным действием руки и речи.Запоминание текстовок идет постепенно. Речевой материал должен быть доступен каждому ребенку по пониманию его и по произношению.Подбирая дополнительный речевой материал к каждому этапу и каждой части комплекса, следует учитывать цели данного раздела, особенности подачи материала, строго придерживаться очередности частей. Эти игры и упражнения могут усложняться и наоборот дробиться, в зависимости от состояния центральной нервной системы и индивидуальных возможностей детей.На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования учитель–логопед подбирает комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке, фигурки на фланелеграфе. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.Начинать следует с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка широко открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения – медленный. Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. Показ кистью руки: четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными. Вот образец некоторых артикуляционных упражнений, выполняемых с помощью кисти руки.Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево — вправо.“Качели” — движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.“Футбол” — ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:“Улыбка” — пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.“Хоботок” — ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.“Жало”, “Змейка” — пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.“Лопаточка” — большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.“Чашечка” — пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.“Парус” — сомкнутая ладонь поднята вверх.“Горка” — согнутая ладонь опущена.На третьем (подготовительном) этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой.Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.На четвертом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями руками.На пятом (заключительном) этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальчико-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед продолжают давать четкий образец движения.Некоторые авторы предлагают 7 этапов проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.Этапы работы:Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей.Знакомство детей с органами артикуляции, выполнение упражнений для губ, языка и челюсти по традиционным методикам.Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается.Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка.Подключение к выполнению артикуляционной гимнастики другой руки ребенка в перчатке.Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.