Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми ОВЗ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам работы с детьми ОВЗ
Автор: Алеся Инисовна Шабарчина

Повышение профессиональной компетентности
педагогов по
вопросам работы с детьми ОВЗ
В последнее время не вызывает сомнения актуальность обсуждения вопроса организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, детей-инвалидов и внедрения инклюзивной практики в образовательные организации. Подтверждением тому является увеличение количества воспитанников с особыми образовательными потребностями.
В соответствии со ст.44 п.3.1 ФЗ от 29.12.2012г №273-ФЗ Об образовании в РФ родители (законные представители) вправе выбирать организации, осуществляющие образовательную деятельность. Поэтому увеличивается количество родителей детей с ОВЗ, которые отстаивают свое желание на посещение ребенком образовательной организации, расположенной в непосредственной близости к месту жительства.
Таким образом, изменение контингента обучающихся в образовательных организациях требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей.
Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, является умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность образования.
Кроме этого, педагог должен обладать социальными компетенциями: включаться во взаимодействие со специалистами образовательного учреждения, нести ответственность за результаты своих действий и действий обучающихся.
Основной целью образовательной организации, реализующей инклюзивную практику, становится создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями. Для достижения данной цели организация решает следующие задачи:
Создание условий для освоения образовательной программы всеми обучающимися (в том числе с особыми образовательными потребностями).
Организация безбарьерной, развивающей предметной среды.
Создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого.
Формирование у детей позитивной, социально-направленной мотивации.
Применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, форм, методов, приемов работы.
Адаптация содержания учебного материала и др.
Создание условий для адаптации детей с ОВЗ, детей-инвалидов в группе сверстников, школьном сообществе.
Организация уроков и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;
Организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
Использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки.
Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения в проектировании и организации образовательного процесса;
Формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку внешних социальных партнеров (СППС, общественных организаций)
Повышение профессиональной компетенции педагогов (участие в обучающих мероприятиях, прохождение курсов повышения квалификации) [4].
Проектирование образовательного процесса, разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута становится основным механизмом достижения цели. В том числе, в рамках индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ОВЗ (ребенку-инвалиду) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителями под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк или координатора по инклюзии) разрабатывается адаптированная образовательная программа и индивидуальный учебный план.
Необходимым условием реализации инклюзивной практики является наличие в образовательной организации специалистов психолого-педагогического сопровождения. Конечно же, вопрос о недостаточном их количестве или полном отсутствии поднимался не раз. Но надо отметить, что за последний год в образовательных организациях увеличилось количество педагогов-психологов в 1,5 раза учителей-логопедов в 1,2 раза. Распространенным решением вопроса психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ стала сетевая форма взаимодействия, а именно, привлечение специалистов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов) социально-психолого-педагогической службы, школы для обучающихся с ОВЗ, других образовательных организаций.
Неоднородность категории детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленная различной этиологией нарушений, а также их выраженностью диктует необходимость вариативности предоставления образовательных услуг и специального сопровождения специалистами разного профиля [1].
Деятельность специалистов в условиях внедрения инклюзивной практики приобретает свою специфику. Помимо решения узкопрофессиональных задач педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог активно привлекаются к созданию условий для адаптации, обучения и социализации детей с ОВЗ (с инвалидностью).
Педагог-психологна основе собственных психологических исследований совместно со специалистами ПМПк:
устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка, определяет зону ближайшего развития;
выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
повышает психологическую компетентность педагогов, родителей;
совместно с администрацией и (или) координатором по инклюзии проводит работу по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций и др.
Учитель-логопедпо результатам исследования устной и письменной (если есть) речи и сравнения этих данных с возрастной нормой устанавливает вид речевого нарушения, разрабатывает планы и программы коррекционно-логопедического обучения детей, проводит коррекционные занятия. Совместно с другими специалистами и учителями (воспитателями) проводит работу по соблюдению правильного речевого режима, обогащению и систематизации словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений. А также проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами и родителями.
Социальный педагог– основной специалист, осуществляющий контроль за соблюдением прав любого обучающегося. На основе социально-педагогической диагностики выявляет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации ребенка в школе. Социальный педагог собирает всю возможную информацию о внешних ресурсах школьной команды, совместно с координатором по инклюзии устанавливает взаимодействие с учреждениями- партнерами в области социальной поддержки (служба социальной защиты населения, органы опеки и др.), общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Координатор по инклюзии (методист)- основной носитель информации и помощник учителя в организации процесса включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду школы, создании специальных условий для адаптации, обучения и социализации учащихся, регулирующий деятельность всего педагогического коллектива в данном направлении.
Тьютор (ассистент) -специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка с ОВЗ в течение учебного дня на занятиях, во время перемены и режимных моментов. Основная задача тьютора - помощь самому ребенку, его родителям, педагогам в адаптации в новой среде и формировании учебных навыков.
Учительявляется основным участником междисциплинарной команды специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его семьи, других участников образовательного процесса.
Несомненно, есть задачи, которые решаются непосредственно педагогами. Это незначительные по продолжительности, сиюминутные проблемы обучения – кратковременное ухудшение освоения программы обучения (навыков чтения, письма), проблемы поведения. А также разработка программ, воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса.Понимая, что возникшая проблема не может быть решена им самим, зная специфику деятельности каждого специалиста, учитель формирует запрос на работу с ребенком.
Деятельность учителя по адаптации образовательной программы для обучающихся с ОВЗ осуществляется в несколько этапов:
Педагогическая диагностика: определение возможностей и затруднений в освоении образовательной программы.
Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в усвоении учебного предмета.
Анализ образовательной программы по предмету, выделение существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения обучающимся.
Календарно-тематическое планирование по предмету.
Постановка цели и задач урока по определенной теме в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенком с ОВЗ данной темы [4].
Наиболее эффективной и основной формой взаимодействия учителей (воспитателей) и специалистов образовательной организации являются психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк). Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями [1].
Таким образом, внедрение инклюзивной практики в образовательный процесс предполагает применение учителями, специалистами и администрацией новых организационных технологий, что в результате приводит к упорядочению деятельности педагогического коллектива, сохранению ровного позитивного эмоционального состояния всех участников работы по включению ребенка с ОВЗ (инвалидностью) в среду школы.
Список литературы
Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. –М.: Генезис, 2012г.
Методические материалы по обеспечению психолого- педагогической поддержки и коррекционной работы при обучении детей с ограниченными возможностями. г.Орехово-Зуево: МГОГИ, 2014г.
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации/ Отв. ред. С.В.Алехина.- М.: МГППУ, 2012г.
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной школы/ Под ред.Е.В.Самсоновой.-М.: МГППУ, 2012г.
Федеральный Закон от 29.12.2012г №273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 13 Звездочка города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Семинар
Повышение профессиональной компетентности
педагогов по вопросам работы с детьми ОВЗ
Подготовила:
Педагог-психолог
Шабарчина А.И.
БИРСК 2020г.