Игра Го 7-10 лет


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра Го 7-10 лет
Автор: Федотова Вероника Александровна Fedotova Veronika

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Игра в ГО»Направленность: физкультурно-спортивная.Продолжительность программы: 1 год.Объём программы:72 часа.Возраст учащихся: 7-10 лет.Рязань, 2024Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игра го» является общеразвивающей и имеет физкультурно – спортивную направленность. Игра в Го Входит в число пяти базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных игр.Отличительные особенности Программы: Изучение «Го» - лучший способ развития умственнных способностей. Одной из перспективных сторон «Го» для развития обучающегося является тренировка концентарации внимания. Обычно дети развивают эту способность, делая то, что им интересно. Игра Го ведет не только к раннему развитию мозга, но и приносит личную пользу юным игрокам и способствует успехам в обучении.Освоение программы также направлено на повышение одаренных обучающихся для участия в спортивных турнирах по игре Го.Таким образом , программа «Игра Го» актуальна, востребованна обучающимися, помогает им развивать свои физические и духовные качества.Адресат Программа предназначена учащимся от 7 до 10 лет (мальчикам и девочкам), желающим научитьсяиграть в ГО. У младших школьников ведущей деятельностью является учебно-познавательная деятельность. Ребенок учится учиться: выделять и удерживать учебную задачу, самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; владеть и пользоваться разными формами обобщения , в том числе, теоретическими: участвует в коллективных видах деятельности; имеет высокий уровень, самостоятельной творческой активности.Условия приёма. В объединение по данной программе зачисляются все желающие дети без вступительных испытаний с 7 полных лет .Условия формирования групп:Прием обучающихся возможен в течение учебного года при наличии вакантных мест в группах при условии успешного прохождения тестирования. Основанием для отчисления являются: длительное отсутствие на занятиях, смена места жительства, другие основания в соответствии с положением о правилах приема, перевода, отчисления обучающихся.Уровень ДОП: стартовыйОбъем и срок освоения ДОП: 72 часа - теоретическая часть 32 часа, практическая часть 36 часов, проверочная(турнирная часть) 4 часа Всего: 72 часаОсобенности организации образовательного процессаОтличительной особенностью данной программы является разработанная авторкаятехнология обучения, которая обеспечивает массовое вовлечение школьников в занятия Го. Обучение начинается с детьми начальной школы, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы. Формы обучения: очная групповаяПеречень видов занятий; перечень форм подведения итоговФормой организации образовательного процесса являются коллективные групповые занятия с элементами парной, индивидуальной и работы в малых группах (2-4 человека), на которых теоретический материал переплетается с практическими заданиями. Занятия сочетают в себе различные виды: практические задания и упражнения, дидактические и практические игры, решение задач, игры, квалификационные турниры. Программой предусматриваются как аудиторные, так и внеаудиторные, в том числе самостоятельные, занятия, которые проводятся по группам и/или индивидуально. Внеаудиторные занятия проводятся вне стен учреждения (выезды, экскурсии, учебно-тренировочные сборы и т.п.), как под руководством педагога, так и без его непосредственного участия (самостоятельная работа над проектами, подготовка к соревнованиям и другим образовательным мероприятиям), но по разработанному педагогом заданию. Внеаудиторные занятия могут быть в рамках часов учебного плана, так и сверх его часов. На период реализации программы, в течение которого федеральными и/или региональными и/или местными правовыми актами устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных общеобразовательных программ очно по месту нахождения организации, реализация соответствующего указанному периоду учебного плана программы осуществляется с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, осуществляются следующие виды учебной деятельности: самостоятельное изучение учебного материала; учебные занятия (лекционные и практические); консультации; текущий контроль; промежуточная аттестация. Педагог осуществляет сопровождение программы в следующих режимах: тестирование онлайн; консультации онлайн; предоставление методических материалов на определенной педагогом платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов; сопровождение офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации). ЦелиЦелью формирование у обучающихся компетенции (навыкеов стратегии тактики и техники игры в ГО)Задачи программы: Обучающие: Дать представление о терминологии и правилах Го; Научить просчету позиций во время игры на глубину не менее трех ходов, с последующей оценкой предполагаемого результата; Достигнуть уровня игры не менее 25кю; Научить играть партии с ограничением по времени с использованием шахматных часов; Развивающие: Сформировать умения планировать игру и стратегически мыслить; Сформировать умения стратегически и концептуально мыслить;Формировать у учащихся способность самостоятельно ориентироваться не только в игровых (искусственных), но и в реальных (жизненных) ситуациях; Развивать творческую и познавательную активность; Развивать элементы образного и абстрактного, логического и вариативного мышления; Развивать умение владеть собой, умение строить и воплощать стратегические замыслы; Развивать внимание, зрительную память, воображение, наблюдательность; Формировать тактические и стратегические способности. Формировать у учащихся внутреннюю потребность и мотивацию к саморазвитию и обучению. Воспитательные: воспитать у учащихся навыки коммуникативной культуры; Воспитывать умения не отступать перед трудностями; Сформировать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества; Методы и формы работы по программеСтруктура комбинированного занятия:
  • Организационный этап
  • Подготовка к занятию
  • Актуализации знаний
  • Беседа о практической и теоретической значимости материала, который планируется для рассмотрения
  • Изучение нового
  • Запись темы разбор темы
  • Практическое закрепление навыков
  • Решение задач Разбор ошибок Методы решение задач в учебниках использование компьютерных программ KGS и SmartgoРабота в разновозрастных группах, следовательно, применяются методы дифференцированного подхода. С обучающимися младшего школьного возраста используется больше наглядного материала, дидактические игры. Дети отвечают на конкретно поставленные вопросы. С обучающимися школьного возраста: организация работы в малых группах, применение методов организации групповой работы.
  • Ожидаемые результаты
  • Предметные результаты1. Знание правил и основ игры:• Знать основные понятия игры: доска, камни, ход, захват, территория, жизнь, смерть.• Уметь правильно расставлять камни на доске.• Понимать основные правила игры и их применение в игровой ситуации.• Знать базовые стратегии и тактики игры: захват территории, защита своих камней, атака противника.• Понимать основные концепции игры: сбалансированность, симметрия, угроза, защита.2. Навыки игры в Го:• Уметь планировать свои ходы наперёд и предсказывать возможные последствия.• Анализировать игровые позиции и выбирать оптимальные ходы.• Применять базовые стратегии и тактики в игровой ситуации.• Уметь адаптировать свою игру к стилю игры противника.• Совершать рациональные и эффективные ходы.3. Понимание истории и культуры Го:• Знать основные этапы развития игры в Го.• Знать известных игроков в Го и их вклад в развитие игры.• Понимать значение Го в культуре Китая и Японии.4. Развитие когнитивных функций:• Улучшение логического мышления, способности анализировать информацию и делать выводы.• Повышение концентрации внимания и способности фокусироваться на задачах.• Развитие пространственного воображения и способности визуализировать игровые позиции.• Стимулирование памяти, способности запоминать ходы и стратегии.5. Развитие эмоционально-волевой сферы:• Улучшение способности управлять своими эмоциями и сохранять спокойствие в сложных ситуациях.• Развитие терпения, способности ждать своего момента и не поддаваться на импульсивные действия.6. Развитие социальных навыков:• Улучшение коммуникативных навыков, способности вести диалог и обсуждать стратегии.• Развитие командного духа, способности сотрудничать и работать в команде.• Восприятие и уважение к противнику в игре.Личностные результаты:1. Развитие самостоятельности и ответственности:• Принятие решений: Игра в Го учит детей анализировать ситуации и принимать решения самостоятельно, оценивая риски и ответственность за свои действия.• Ответственность за свои решения: Дети учатся нести ответственность за свои решения в игре, анализируя свои ошибки и делая выводы для будущих игр.• Самостоятельность в обучении: Дети учатся искать информацию, анализировать ее и самостоятельно развивать свои навыки.2. Формирование целеустремлённости и упорства:• Постановка целей: Дети учатся ставить перед собой цели в игре, разрабатывать стратегии их достижения и настойчиво идти к ним.• Преодоление препятствий: Игра в Го учит детей преодолевать трудности, анализировать свои ошибки и не сдаваться перед поражением.• Достижение успеха: Дети учатся находить удовлетворение от достижения целей и развить в себе уверенность в собственных силах.3. Развитие критического мышления:• Анализ информации: Игра в Го требует от игрока способности анализировать информацию, критически оценивать ее и делать выводы.• Проверка гипотез: Дети учатся проверять свои гипотезы на практике и делать выводы на основе результатов игры.• Формирование собственного мнения: Го способствует развитию самостоятельности мышления и формированию собственного мнения на основе анализа ситуации.4. Развитие эмоциональной зрелости:• Управление эмоциями: Го учит детей контролировать свои эмоции, не поддаваться на провокации и сохранять спокойствие в сложных ситуациях.• Развитие терпения: Дети учатся терпеть неудачи, ждать своего момента и не поддаваться на импульсивные действия.• Уважение к другим: Го способствует формированию уважения к противнику и к другим людям в обществе.5. Формирование ценностных ориентиров:• Честность и справедливость: Игра в Го учит детей честности и справедливости, так как она основана на четких правилах и не допускает обмана.• Упорство и настойчивость: Го способствует развитию упорства и настойчивости в достижении целей, что является ценным качеством в жизни.• Ответственность за свои действия: Дети учатся нести ответственность за свои решения в игре, что помогает им формировать ответственность и в других сферах жизни.Метапредметные результаты:1. Умение учиться:• Самостоятельное планирование и организация учебной деятельности: Дети учатся ставить перед собой цели, разрабатывать стратегии обучения, планировать свои действия и контролировать свой прогресс.• Анализ и рефлексия собственной деятельности: Дети учатся анализировать свои ошибки, делать выводы и вносить коррективы в свои действия, что способствует самостоятельному обучению и развитию.• Поиск и использование информации: Дети учатся искать информацию из разных источников, анализировать ее и применять в игровой ситуации.
  • Критериии способы определения результативности
  • Результативность образовательной программы отражает достижение учащимися детского объединения предметных, метапредметных и личностныхрезультатов.Достижение личностных и метапредметных результатов отслеживается педагогом преимущественно на основе бесед-обсуждений и педагогических наблюдений за учащимися в ходе учебных занятий, участия ребят в конкурсах и выставках.Предметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы отражают сформированность у учащихся теоретических знаний и практических умений и навыков. Контроль и оценка предметных результатов обучения осуществляются с помощью критериальной таблицы. Итоги начального, текущего и заключительного контроля фиксируются педагогом в журнале.Критерии оценивания предметных результатов обученияТакжеучитываетсяактивностьирезультатыучастиеучащихся в турнирах различного уровня.Критериями оценки созданных учащимися творческих работ выступают следующие показатели:
  • Качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
  • Четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
  • Аккуратность выполнения;
  • Самостоятельность выполнения;
  • Художественная выразительность;
  • Наличие творческого элемента и оригинальность.
  • Виды и формы контроля и диагностики результатов
  • Программа предусматривает осуществление контроля на различных этапах процесса обучения:
  • Предварительный контроль (на начальном этапе обучения с целью определения уровня готовности к восприятию учебного материала)
  • Текущийконтроль(впроцессеобучения с цельювыявления пробелов в усвоении материала программы курса обучения)
  • Итоговый контроль (в конце курса обучения с целью диагностирования уровня усвоения программного материала и соответствия прогнозируемым результатам обучения)
  • Методы контроля и диагностика результатов: наблюдение, опрос, беседа, игра, тестирование, презентация, итоговое занятие.
  • Воспитательнаяработа
  • 1. Развитие ответственности и самостоятельности:• Принятие решений: Игра в Го учит детей анализировать ситуации, принимать решения и нести ответственность за свои действия.• Самостоятельность в обучении: Дети учатся искать информацию, анализировать ее и самостоятельно развивать свои навыки.• Самоконтроль: Игра требует самоконтроля и способности сохранять спокойствие в сложных ситуациях.2. Формирование командного духа и уважения к другим:• Сотрудничество: Игра в Го может проводиться в командном формате, что способствует развитию командного духа, сотрудничества и умения работать в коллективе.• Уважение к сопернику: Игра учит детей уважать своего соперника, честно соперничать и принимать поражение с достоинством.• Коммуникативные навыки: Дети учатся вести диалог, обсуждать стратегии, высказывать свои мнения и уважать мнения других.3. Развитие терпения и упорства:• Преодоление препятствий: Игра в Го учит детей преодолевать трудности, анализировать свои ошибки и не сдаваться перед поражением.• Достижение целей: Дети учатся ставить перед собой цели и настойчиво идти к ним.• Концентрация внимания: Игра требует от игрока способности сосредоточиться и не отвлекаться на посторонние факторы.4. Формирование ценностных ориентиров:• Честность и справедливость: Игра в Го основана на четких правилах и не допускает обмана, что способствует развитию чувства честности и справедливости.• Упорство и настойчивость: Игра в Го учит детей упорству и настойчивости в достижении целей, что является ценным качеством в жизни.• Ответственность за свои действия: Дети учатся нести ответственность за свои решения в игре, что помогает им формировать ответственность и в других сферах жизни.5. Развитие творческого мышления и способности к решению проблем:• Поиск нестандартных решений: Игра в Го способствует развитию творческого мышления и поиску нестандартных решений.• Анализ проблемных ситуаций: Дети учатся анализировать игровые ситуации, выявлять проблемы и придумывать решения.Методы воспитательной работы:• Беседы: Проведение бесед на темы командной работы, уважения к сопернику, честности и справедливости.• Игровые ситуации: Использование игровых ситуаций для развития ответственности, самостоятельности и творческого мышления.• Анализ игр: Проведение анализа игр и обсуждения стратегий и тактик, что способствует развитию критического мышления и самостоятельности.• Поощрение и мотивация: Стимулирование интереса к игре, поощрение успСодержание программыУчебный план программы
  • Модуль«Изучение основных правил»
  • Цель модуля:• Знакомство с игрой: Познакомить учащихся с историей игры в Го, ее основными принципами и важностью в культуре Китая и Японии.• Освоение правил: * Объяснить правила игры (доска, камни, ход, захват, территория, жизнь, смерть). * Научить правильно расставлять камни на доске. * Показать основные правила и их применение в игровой ситуации.• Развитие базовых навыков: * Обучить учащихся основам стратегии и тактики игры (захват территории, защита камней, атака противника). * Развить способность анализировать простые игровые позиции.• Стимулирование интереса: Повысить интерес учащихся к игре в Го, показать ее увлекательность и возможности для творчества и развития интеллекта.Задачи модуля:1. Знакомство с игрой:• Познакомить с историей игры в Го: Рассказать о происхождении игры, ее развитие в Китае и Японии.• Показать значимость игры в культуре: Объяснить, почему Го считается важной частью культуры Китая и Японии.• Создать первое впечатление об игре: Показать учащимся красоту и увлекательность игры в Го.2. Обучение основным правилам:• Объяснить правила игры: * Познакомить с доской (9x9), камнями (черные и белые), ходом (помещение камня на доску), захватом (удаление камней противника). * Объяснить понятие территории (контроль над участком доски). * Объяснить понятия "жизнь" и "смерть" камней.• Научить правильно расставлять камни на доске: Показать базовые ходы и позиции камней.• Объяснить основные правила игры: * Показать правила захвата камней. * Объяснить правила самоубийства. * Показать правила "ко" (блокировка хода противника).3. Развитие базовых навыков:• Обучить учащихся базовым стратегиям: * Познакомить с понятием "территория" и показать способы захвата территории. * Объяснить основные принципы защиты своих камней.• Научить учащихся основам тактики: * Познакомить с принципами атаки противника (захват камней или территории).• Развивать способность анализировать простые игровые позиции: * Обучить учащихся определять слабые и сильные точки на доске. * Познакомить с основными шаблонами игры.4. Стимулирование интереса:• Создать мотивацию для обучения: Показать учащимся увлекательность игры в Го, ее возможности для развития интеллекта и творчества.• Поощрять учащихся к самостоятельной игре: Создать условия для самостоятельной практики и проведения простых игр.Ожидаемые предметные результатыОбучающиеся должны знать:1. Знать и понимать основные термины:• Доска: знать размер доски (19x19 клеток) и её деление на линии и точки.• Камни: знать о существовании черных и белых камней, как они располагаются на доске.• Ход: понимать, как делается ход, какие правила его регламентируют.• Захват: понимать как происходит захват камней, какие условия для этого необходимы.• Территория: понимать концепцию территории, как она захватывается, и какое значение она имеет в игре.• Жизнь и Смерть: понимать, что означает "жизнь" и "смерть" камней на доске, как это влияет на игру.• Ко (блокировка): понимать как работает правило "ко", как оно может блокировать ход противника. Обучающиеся должны уметь:• Правильно расставлять камни: уметь располагать камни на доске согласно правилам.• Выполнять ходы: уметь делать ход, правильно располагая камень.• Захватывать камни: уметь забирать камни противника при соответствующих условиях.• Определять жизнь и смерть камней: уметь определять, живы или мертвы камни на доске.• Определять контроль над территорией: уметь определять, кто контролирует территорию на доске.3. Понимать основные концепции игры:• Сбалансированность: понимать, как важно сохранять сбалансированность на доске, не давая противнику получить преимущество.• Симметрия: понимать как симметрия в расположении камней может быть стратегически выгодна.• Угроза: понимать как создавать угрозы противнику, как использовать их в своих целях.• Защита: понимать как защищать свои камни от атаки противника.Материально-техническое обеспечение: 1. Игровые принадлежности:• Доски для Го: Стандартные доски (19x19 клеток) и, возможно, упрощенные доски (9x9 клеток) для начального обучения. • Камни для Го: Достаточное количество черных и белых камней из дерева, пластика или других материалов.• Дополнительные аксессуары: * Часы для Го: для контроля времени хода. * Подносы для камней: для организации игры. * Сумка для хранения: для хранения и транспортировки игрового оборудования.2. Учебные материалы:• Учебники и пособия: Необходимы учебники и пособия по игре в Го, содержащие информацию о жизни и смерти групп, практические упражнения и примеры игр. • Карточки с игровыми позициями: Для наглядного показы ситуаций с живыми и мертвыми группами.• Видео и аудио материалы: Видеоуроки или аудио лекции по теме "Жизнь и смерть групп".3. Техническое оборудование:• Проектор и экран: Для наглядной демонстрации игровых позиций и стратегий на большом экране. • Интерактивная доска: Позволяет взаимодействовать с учебными материалами и делать заметки во время занятия.• Компьютеры или планшеты: Необходимы для доступа к онлайн-платформам и мобильным приложениям с учебными материалами по теме "Жизнь и смерть групп".• Доступ к Интернету: Для использования онлайн-ресурсов и возможности просмотра видеоуроков.Учебный план модуляСодержание образовательной деятельностиВ первом модуле изучаются:1)Теория: История игры го. Основные правилаПрактика демонстрация на доске, задачи2)Теория: Запрещенные ходы и правилом ко.1. Запрещенные ходы. 2. Игра в атари-го по командам. 3. Правило коПрактика: демонстрация на доске, игровые ситуации, задачи3)Теория: Тренировка правильного выставления камней на доскуПрактика: Тренировка правильного выставления камней на доску. создание картинок по образцу, Знакомство с комплектом для игры го4)Теория: Тренировка захвата камней в ходе игры в атари – го. Игра в атари-го в парах до трех захваченных камнейПрактика.1. Игра в атари-го в парах до первого захваченного камня. 2. Игра в атари-го в парах до трех захваченных камней.5)Теория: Тренировка захвата камней в ходе игры в атари – го. Игра в атари-го в парах до пяти захваченных камнейПрактика: Игра в атари-го в парах до пяти захваченных камней.6)Теория: Проверка освоения правил захвата камней. Игра по командамПрактика: Игра в атари-го по командам7)Теория: Познакомить с понятием дамэ (степени свободы), научить считать дамэ.Практика1. Понятие дамэ (степени свободы). 2. Подсчет дамэ по командам. Разбор примеров решения задач8)Теория: Проверка освоения навыка подсчета дамэ.Практика1. Решение задач на определение количества дамэ.Разбор примеров решения задач9)Теория: Тренировка захвата камней в ходе игры в атари – го.Дамэ.Практика1. Игра в атари-го в парах до пяти захваченных камней.Разбор примеров решения задач10)Теория: Тренировка захвата камней в ходе решения задач.Практика: Тренировка захвата камней 1. Разбор примеров решения задач. 2. Самостоятельное решение задач.
  • Итоговое занятие
  • Теория: история, правила (Проекты)- История Го,- даме, атари,двойноеатари-запрещенные ходыПрактика: задачи, турнир на досках 9х9
  • Модуль«Живые и мертвые группы»
  • Цель модуля:• Понимание концепции "жизнь" и "смерть" в Го: Объяснить учащимся, что означает "жизнь" и "смерть" камней на доске и как это влияет на игру.• Освоение методов определения жизни и смерти: * Научить учащихся определять, живы или мертвы камни, основываясь на их позиции на доске и количестве свободных точек вокруг них. * Показать как определять свободу движения камней и как она связана с жизнью и смертью. * Обучить основным методам атаки и защиты, связанным с жизнью и смертью камней.• Развитие стратегического мышления: * Обучить учащихся использовать знания о жизни и смерти для планирования своих ходов. * Показать как можно использовать смерть камней противника для захвата территории или ослабления его позиции.• Улучшение аналитических навыков: * Научить учащихся анализировать игровые позиции и определять слабые и сильные точки с учетом жизни и смерти камней. Задачи модуля:1. Понимание концепции:• Объяснить понятие "жизни" и "смерти" в Го: * Показать учащимся, что означает "жизнь" и "смерть" камней на доске, и как это влияет на ход игры. * Объяснить, как определяется свобода движения камней и как она связана с жизнью и смертью.• Разъяснить важность понимания жизни и смерти: * Показать, как знание этой концепции помогает успешно атаковать и защищать свои камни. * Объяснить, как можно использовать смерть камней противника для захвата территории или ослабления его позиции.2. Овладение навыками определения жизни и смерти:• Научить учащихся определять живые и мертвые группы: * Обучить основным методам определения свободы движения камней. * Показать как определять число свободных точек вокруг группы. * Объяснить, как определять, есть ли у группы "дыхание" (возможность делать ходы).• Развить способность определять "атакующие" и "защитные" ходы: * Обучить определять ходы, которые могут угрожать жизни группы. * Показать как защищать свои камни от атаки.3. Применение знаний о жизни и смерти в практике:• Обучить учащихся использовать знание о жизни и смерти в планировании своих ходов: * Показать как можно атаковать группы камней противника, угрожая их жизни. * Обучить методам защиты своих камней от атаки.• Развить способность анализировать игровые позиции с учетом жизни и смерти: * Показать как определять слабые и сильные точки на доске с учетом жизни и смерти камней. * Обучить определять основные угрозы и возможности в игровой позиции.4. Стимулирование интереса к изучению концепции:• Использовать разнообразные методы обучения: * Использовать наглядные материалы, видео, презентации. * Применять практические упражнения и игровые ситуации.• Анализировать реальные игры: * Показать примеры из реальных игр, где знание о жизни и смерти является ключевым фактором успеха.• Создать мотивацию для обучения: * Показать учащимся, как важно понимать концепцию "жизнь" и "смерть" для построения успешных стратегий в игре.Ожидаемые предметные результатыОбучающиеся должны знать:Знание основных понятий:• Понимать концепцию "жизнь" и "смерть" камней на доске.• Знать основные признаки живой и мертвой группы камней.• Понимать понятие "дыхание" (свободные точки вокруг группы).• Знать основные методы определения жизни и смерти (подсчет свободных точек, анализ "дыхания").• Понимать роль "ко" (блокировка) в контексте жизни и смерти групп.Обучающиеся должны уметь:Навыки анализа игровых позиций:• Уметь определять живые и мертвые группы камней на доске.• Уметь анализировать игровые позиции, определяя слабые и сильные точки с учетом жизни и смерти камней.• Уметь определять "атакующие" и "защитные" ходы, которые влияют на жизнь и смерть групп.Применение знаний на практике:• Уметь использовать знание о жизни и смерти для планирования своих ходов.• Уметь атаковать группы камней противника, угрожая их жизни.• Уметь защищать свои камни от атаки, сохраняя их жизнь.• Уметь использовать смерть камней противника для захвата территории или ослабления его позиции.Умение оценивать игровые ситуации:• Уметь определять стратегические преимущества и недостатки в игровой позиции с учетом жизни и смерти камней.• Уметь оценивать риски и возможности в игровой ситуации.5. Развитие аналитических и стратегических навыков:• Уметь анализировать простые и более сложные игровые позиции.• Уметь предсказывать возможные последствия своих ходов и ходов противника.• Развивать стратегическое мышление, планируя свои ходы наперёд, учитывая жизнь и смерть групп камней.Материально-техническое обеспечение: 1. Игровые принадлежности:• Доски для Го: Стандартные доски (19x19 клеток) и, возможно, упрощенные доски (9x9 клеток) для начального обучения. • Камни для Го: Достаточное количество черных и белых камней из дерева, пластика или других материалов.• Дополнительные аксессуары: * Часы для Го: для контроля времени хода. * Подносы для камней: для организации игры. * Сумка для хранения: для хранения и транспортировки игрового оборудования.2. Учебные материалы:• Учебники и пособия: Необходимы учебники и пособия по игре в Го, содержащие информацию о жизни и смерти групп, практические упражнения и примеры игр. • Карточки с игровыми позициями: Для наглядного показы ситуаций с живыми и мертвыми группами.• Видео и аудио материалы: Видеоуроки или аудио лекции по теме "Жизнь и смерть групп".3. Техническое оборудование:• Проектор и экран: Для наглядной демонстрации игровых позиций и стратегий на большом экране. • Интерактивная доска: Позволяет взаимодействовать с учебными материалами и делать заметки во время занятия.• Компьютеры или планшеты: Необходимы для доступа к онлайн-платформам и мобильным приложениям с учебными материалами по теме "Жизнь и смерть групп".• Доступ к Интернету: Для использования онлайн-ресурсов и возможности просмотра видеоуроков.Учебно-тематический план модуляСодержание образовательной деятельностиВ первом модуле изучаются:1)Теория: Тренировка захвата камней в ходе решения задач.Практика: демонстрация на доске, задачи2)Теория: Тренировка захвата камней в ходе решения задач.Практика: демонстрация на доске, игровые ситуации, задачи3)Теория: Закрепление знаний, умений и навыков полученных в процессе обучения.Практика: Тренировка правильного выставления камней на доску. создание картинок по образцу,Знакомство с комплектом для игры го4)Теория: Познакомить школьников с понятием «глаз», научить различать «живые» и «мертвые» группы камней.Практика:1. Игра в атари-го в парах до первого захваченного камня. 2. Игра в атари-го в парах до трех захваченных камней.5)Теория: Тренировка построения «живых» групп в ходе решения задач.Практика: Игра в атари-го в парах до пяти захваченных камней.6)Теория: Познакомить школьников с понятием территория, научить закрывать свою территорию на доске.Практика: Игра в атари-го по командам7)Теория: Показать школьникам партию в го, объяснить, как происходит подсчет очков и выявляется результат в партииПрактика1. Понятие дамэ (степени свободы). 2. Подсчет дамэ по командам. Разбор примеров решения задач8)Теория: Объяснить последовательность действий необходимую для определения результата в партииПрактика1. Решение задач на определение количества дамэ. Разбор примеров решения задач9)Теория: Научить самостоятельно заканчивать партию и определять результатПрактика1. Игра в атари-го в парах до пяти захваченных камней. Разбор примеров решения задач10)Теория: Тренировка умения правильно определять результат в партии.Практика: Тренировка захвата камней 1. Разбор примеров решения задач. 2. Самостоятельное решение задач.
  • Итоговое занятие
  • Теория: правила построения живых группПрактика: задачи, турнир на досках 9х9, самостоятельное Ёсе
  • Ресурсное обеспечение программы
  • 1. Материальные ресурсы:• Игровые доски: Необходимы стандартные доски для игры в Го (13x13,19х19 ), а также могут использоваться упрощенные доски (9x9 ) для начального обучения. • Игровые камни: Нужны черные и белые камни из дерева, пластика или других материалов. • Учебные материалы: * Книги по игре в Го для разных возрастов и уровней подготовки. * Видеоуроки и презентации по основам игры, стратегиям и тактикам. * Дидактические материалы (карточки, игры, задания).• Технические средства: * Доска для проектора или интерактивная доска для демонстрации игровых позиций и стратегий. * Компьютеры или планшеты с доступом в Интернет для использования онлайн-платформ и мобильных приложений.2. Кадровые ресурсы:• Педагоги: Необходимы квалифицированные педагоги, имеющие опыт обучения игре в Го и знающие особенности работы с детьми.• Дополнительные специалисты: В зависимости от особенностей программы могут требоваться специалисты по коррекционной педагогике или психологи для работы с детьми с ОВЗ или особой потребностью.3. Финансовые ресурсы:• Покупка материальных ресурсов: Необходимо выделить средства на покупку игровых досок, камней, учебных материалов, технических средств.• Оплата труда педагогов: Необходимо выделить средства на оплату труда педагогов, проводящих занятия по игре в Го.• Организация мероприятий: Необходимо выделить средства на организацию мероприятий, связанных с игрой в Го (турниры, мастер-классы, выставки).4. Информационные ресурсы:• Доступ к Интернету: Необходим доступ к Интернету для использования онлайн-платформ и мобильных приложений для обучения игре в Го.• Доступ к специальным ресурсам: Необходимо обеспечить доступ к специальным ресурсам по игре в Го, включая учебные материалы, видеоуроки, статьи, форумы.5. Организационные ресурсы:• Помещение для занятий: Необходимо предоставить помещение для проведения занятий по игре в Го, оборудованное игровыми досками, камнями, учебными материалами и техническими средствами.• Расписание занятий: Необходимо составить расписание занятий по игре в Го, чтобы ученики могли планировать свое время и участвовать в занятиях регулярно.• Организация мероприятий: Необходимо организовать мероприятия, связанные с игрой в Го, такие как турниры, мастер-классы, выставки.
  • Учебно-методическое обеспечение программы
  • 1. Учебные программы:• Программы для разных возрастов: Необходимо разработать учебные программы для детей разного возраста, учитывая их психолого-педагогические особенности и уровень подготовки.• Структурированные программы: Программы должны быть структурированными, с четко определенными целями, задачами, содержанием и методами обучения.• Гибкие программы: Программы должны быть гибкими и адаптироваться к особенностям конкретной школы и учеников.2. Учебные материалы:• Учебники и пособия: Необходимы учебники и пособия по игре в Го для разных возрастов и уровней подготовки. Материалы должны быть доступными и понятными для детей.• Видеоуроки и презентации: Видеоуроки и презентации могут быть эффективным инструментом обучения, позволяющим наглядно демонстрировать игровые позиции и стратегии.• Дидактические материалы: Необходимы дидактические материалы, например, карточки с игровыми заданиями, игры и упражнения, которые помогут детям закрепить знания и развить навыки игры в Го.3. Методические рекомендации:• Методические рекомендации для педагогов: Необходимы методические рекомендации для педагогов, включая методы обучения, организацию занятий, подбор учебных материалов, анализ результатов обучения.• Рекомендации по организации турниров и соревнований: Необходимо предоставить педагогам методические рекомендации по организации турниров и соревнований по игре в Го.• Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ: Необходимо предоставить педагогам методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ, учитывая их индивидуальные особенности и потребности.4. Электронные ресурсы:• Онлайн-платформы: Необходимо разработать или использовать существующие онлайн-платформы для обучения игре в Го, включая учебные материалы, игровые симуляторы, онлайн-турниры и соревнования.• Мобильные приложения: Необходимо разработать или использовать существующие мобильные приложения для обучения игре в Го.• Видео и аудио материалы: Необходимо создать видео и аудио материалы, например, видеоуроки, аудио книги и аудио игры, которые помогут детям учиться игре в Го в удобное для них время и месте.
  • Материально-техническое обеспечение программы
  • 1. Игровые принадлежности:• Доски для Го: Необходимы стандартные доски для игры в Го (19x19 клеток), а также могут использоваться упрощенные доски (9x9 клеток) для начального обучения. • Камни для Го: Нужно иметь достаточное количество черных и белых камней из дерева, пластика или других материалов. Рекомендуется иметь набор камней разных размеров, чтобы дети могли привыкать к разным вариантам.• Дополнительные аксессуары: * Часы для Го: Позволяют контролировать время хода и развивать у детей чувство ритма. * Подносы: Обеспечивают удобство и организацию игры. * Сумка для хранения: Для хранения и транспортировки досок и камней.2. Учебные материалы:• Книги по Го: Необходимо иметь книги по игре в Го для разных возрастов и уровней подготовки. Важно выбирать книги с понятными иллюстрациями, простыми объяснениями и практическими примерами.• Видеоуроки и презентации: Видеоуроки и презентации могут быть эффективным инструментом обучения, позволяющим наглядно демонстрировать игровые позиции и стратегии.• Дидактические материалы: Необходимо иметь дидактические материалы, например, карточки с игровыми заданиями, игры и упражнения, которые помогут детям закрепить знания и развить навыки игры в Го.3. Техническое оборудование:• Проектор и экран: Необходимы для демонстрации игровых позиций и стратегий на большом экране. • Интерактивная доска: Позволяет взаимодействовать с учебными материалами и делать заметки во время занятия.• Компьютеры или планшеты: Необходимы для доступа к онлайн-платформам и мобильным приложениям для обучения и практики.• Доступ к интернету: Необходим для использования онлайн-ресурсов и возможности просмотра видеоуроков.4. Помещение для занятий:• Специальное помещение: Желательно иметь отдельное помещение для занятий по игре в Го, которое будет оборудовано игровыми досками, камнями, учебными материалами и техническими средствами.• Удобная мебель: Важно обеспечить комфортные условия для обучения, используя удобные столы и стулья.5. Дополнительные ресурсы:• Настольные игры: Аналогичные игры (шашки, шахматы) могут быть использованы для развития базовых стратегических навыков.• Книги по истории и культуре Го: Позволяют расширить знания детей о происхождении игры и ее значении в культуре.Информационные источникиСписок литературы Для педагога: 1.Тасиро Кагэяма. Лекциипоосновамго. Челябинск. 2003 2. An Encyclopedia of Go Principles. RichardBozulich. 2015 ISBN978-4-906574-79-7 3. Фундаментальные принципы го. Илунь Ян. 1989 4. Основы техники Го. Харуяма и Нагахара. Челябинск 1997 5. Лекции по основам игры го. КагэямаТосиро 6. Теория фусэки – это просто! ОтакэХидэо. 1992 7. Дзёсэки. Часть 1,2 и 3. Из серии книг «Стань сильным в го». Richard Bozulich 8. Компасдзёсэки. Lee Jae-Hwan, 2008 9. Сборники партий. 10. Задачи по го для начинающих. том 1-4. КаноЁсинори. 11. Техника большого мойо. ТакемияМасаки. Челябинск 2004 12. Дух атаки. КадзивараТакэо. Челябинск 2003 13. Основные стратегические концепции. ЁсиякиНагахара. Челябинск 2001 14. Техника форм и тэсудзи. РинКайхо. Санкт-Петербург 2011 15. Стань сильным в утикоми. Ричард Бозулич16. Позиционный Анализ. ТёТикун, Киев 2007 17. Искусство оценки позиции. Ни Вэйпин. Челябинск 18. Теория и практика сэмэай. Шикшин В.Д., Челябинск 199Для обучающихся: 1. Задачи по го для начинающих. том 1-4. Кано Ёсинори. 2. Стань сильным в утикоми. Ричард Бозулич Интернет-источники Группа го клуба в вк Сайт Российской федерации го: Сайт Европейской федерации го: Сервера для игры в го: Сервер OGS: Сервер KGS: Сервер IGS: Задачники: Интерактивное введение в Го: Сайты с записями партий профессионалов: Сборник статей по го: Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы:● направленность программы, нозология, объем, сроки освоения, сроки обучения, форма обучения, целевая аудитория, язык;● пояснительная записка, учащихся с ОВЗ, для которых предназначена программа;● особенности реализации программы;● особенности реализации образовательного процесса;● цель и задачи программы;● учебный план;● содержание программы (все модули, разделы, темы);● содержание программы по разделам, включая теорию, практику;● планируемые результаты.Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий, включая формыаттестации:• Объем;• Срок реализации;• Срок обучения;• Учебный план;• Календарный учебный график;• Условия реализации программы;• Формы, порядок, периодичность аттестации, текущего контроля;• Оценочные материалы;• Методические материалы;• Список литературы.