Методика обучения письменным приемам сложения и вычитания чисел в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика обучения письменным приемам сложения и вычитания чисел в начальной школе
Автор: Матулина Марина Александровна

ВВЕДЕНИЕ Уважаемый студент!Учебная практика является составной частью профессионального модуля ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах Требования к содержанию практики регламентированы:-Федеральным государственным образовательным стандартом среднегопрофессионального образования по специальности 44.02.02.Преподавание в начальных классах (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N1353);-Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. № 291);-учебным планом по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах -рабочей программой учебной практики по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах;-настоящими методическими указаниями.По профессиональному модулю ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников учебным планом предусмотрена учебная практика.Учебная практика направлена на формирование умений приобретение Вами первоначального практического опыта для последующего освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) по виду профессиональной деятельности «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников».Учебная практика организуется и проводится в техникуме и образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования на основе договора с ОУ. Прохождение практики подтверждается дневником, подготовленным по требованиям, изложенным в настоящих рекомендациях и аттестационным листом.В рамках учебной практики Вы получаете возможность освоить правила и этические нормы поведения в ОУ.Прохождение практики повышает качество Вашей профессиональной подготовки, позволяет закрепить приобретаемые теоретические знания, способствует социально-психологической адаптации на месте будущей работы.Методические рекомендации, представленные Вашему вниманию, предназначены для того, чтобы помочь Вам подготовиться к эффективной деятельности в качестве учителя начальных классов. Выполнение заданий практики поможет Вам быстрее адаптироваться к условиям педагогической деятельности.Прохождение учебной практики является обязательным условием обучения.Обращаем Ваше внимание, что студенты, не прошедшие практику, к экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю не допускаются. Студенты, успешно прошедшие практику, получают «дифференцированный зачет» и допускаются к экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю.Настоящие методические рекомендации определяют цели и задачи, атакже конкретное содержание заданий по практике, особенности организации и порядок прохождения учебной практики, а также содержат требования к подготовке дневника по практике. Обращаем Ваше внимание, что внимательное изучение рекомендаций и консультирование у Вашего руководителя практики от ОУ поможет Вам без проблем получить оценку по практике.Желаем Вам успехов!
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
  • Учебная практика является составной частью образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и имеет важное значение при формировании практического опыта педагогической деятельности.Целью практики является закрепление студентами полученных теоретических знаний по педагогике, психологии и МДК. 02.01 Основы организации внеурочной работы, приобретение опыта самостоятельной работы, сбора, анализа, обобщения материала для подготовки к производственной практике ПМ.02, формирования умений и получение первоначального практического опыта.Содержание заданий практики направлено на формирование умений и приобретение первоначального практического опыта. ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ:- адаптация к конкретным условиям деятельности образовательных учреждений; - воспитание профессионально значимых качеств личности будущего учителя (социальной ответственности, общественной активности, организаторских способностей и стимулирование профессионального воспитания студентов);- ознакомление с современным состоянием и спецификой учебно-воспитательной работы в школе;- овладение практическими навыками педагогического наблюдения учебно-воспитательного процесса и интерпретации полученных результатов; 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИВ первый день практики Вы совместно с руководителем практики оттехникума составляете календарный план прохождения практики. При составлении плана следует руководствоваться заданиями по практике и расписанием практики.Задание по учебной практике3. Методические рекомендации к выполнению заданийЗАДАНИЕ№1.Составление индивидуального плана прохождения практики.- Составьте индивидуальный план прохождения практики в дневнике по практике (Приложение №1)ЗАДАНИЕ№2 Изучение и анализ направлений и форм работы школы по организации внеурочной деятельности и общения младших школьников. Встреча с заместителем директора по УВР. Схема знакомства с базовой школой1.Информационная справка школы:- когда основана школа;- каков профиль обучения, статус школы и т.д.2. Сведения о школе:- число учащихся, количество смен, количество классов по параллелям, дифференциация классов (гимназические, общеобразовательные, гуманитарные, математические, начальные: по конкурсному набору, педагогической поддержки, коррекционные и т.п.);- наличие группы продленного дня.3. Число учителей начальных классов: - заслуженных учителей, учителей методистов, старших учителей, отличников народного образования, Почетных работников общего образования;- учителей специальных предметов (иностранных языков, музыки, рисования, естествознания, физкультуры и т.п.).4. Режим работы школы:- начало занятий, продолжительность уроков, недельная часовая сетка;- индивидуальные занятия, работа кружков и секций;- продолжительность учебной недели.6. Особенности системы воспитательной работы и традиции:- по каким направлениям ведется воспитательная работа школы - как осуществляется система управления школой и внутришкольный контроль за организацией воспитательной работы;- как прослеживается связь с внешкольными учреждениями (центрами детского и юношеского творчества; станциями юных техников и т.п.)- каковы школьные традиции; - как работают вспомогательные службы в школе (штатные психологи, социальные педагоги, врачи).- предметные недели, олимпиады, конкурсы и т.д.;- детские общественные организации, органы самоуправления, спортивные секции7. Характеристика контингента учащихся.8. Концепция развития школы. - Изучите направления и формы работы школы по организации внеурочной деятельности и общения младших школьников и результат оформите в таблицу№1Направления и формы работы школы по организации внеурочной деятельности и общения младших школьников МОУ средней школы г. Сенгилея.Таблица №1ЗАДАНИЕ№3 Изучение и анализ форм и методов работы учителя начальных классов по организации внеурочной деятельности и общения младших школьников.- Изучите формы и методы работы одного учителя начальных классов по организации внеурочной деятельности и общения младших школьников и результат оформите в таблицу№2Формы и методы работы учителя начальных классов по организации внеурочной деятельности и общения младших школьников МОУ средней школы г. Сенгилея.Таблица №2ЗАДАНИЕ№4 Составление технологической карты внеурочного занятия в избранной области деятельности в соответствии с современными требованиями.-Разработайте технологическую карту карты внеурочного занятия в избранной области деятельности в соответствии с современными требованиями по следующей схеме:Класс:Тема: Направление внеурочной деятельности:Цель: Задачи: образовательная:развивающая:воспитательная:Планируемые результаты: -Личностные: -Метапредметные (РУУД, ПУУД, КУУД): Форма организации внеурочного занятия: Методы: Оборудование:Структура внеурочного занятияЗАДАНИЕ№5 Составление игрового материала для организации перемен и физкультминуток.- Подберите игры для организации перемен и результаты работы оформите в таблицу №3Игровой материал для организации перемен и физкультминутокТаблицу №3ЗАДАНИЕ№6 Совместно с руководителем практики, учителем начальных классов:- провести диагностику познавательных интересов, интеллектуальных способностей младших школьников;- определить уровень актуальных , познавательных возможностей ученика.Диагностика мотивации учения младших школьниковЦель. Изучение ведущих мотивов учения младших школьников.Ход выполнения. 1 вариант – провести беседу с каждым ребенком по вопросам анкеты (задается вопрос в той формулировке, как он звучит в анкете, пояснений не делается) – для первоклассников и возможно для учащихся 2-го класса.2 вариант – анкета дается ребенку, он должен прочитать вопрос и предложенные варианты ответов, поставить значок (+, галочку) против того варианта, который он считает наиболее подходящим (для учащихся 2-4 классов).Анкета для определения школьной мотивацииХод выполнения. 1 вариант – провести беседу с каждым ребенком по вопросам анкеты (задается вопрос в той формулировке, как он звучит в анкете, пояснений не делается) – для первоклассников и возможно для учащихся 2-го класса.2 вариант – анкета дается ребенку, он должен прочитать вопрос и предложенные варианты ответов, поставить значок (+, галочку) против того варианта, который он считает наиболее подходящим (для учащихся 2-4 классов).Анкета для определения школьной мотивацииАнализ результатовПодсчитывается количество баллов у каждого ученика. Максимальная оценка – 30 баллов. Чем больше баллов, тем выше уровень школьной мотивации.25-30 баллов – сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная мотивация.20-24 баллов – отношение к себе как к школьнику практически сформировано.15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внешними сторонами.10-14 баллов – отношение к себе как к школьнику не сформировано.Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.- Методика "Исключение лишнего"(для определить уровень актуальных , познавательных возможностей ученика)Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа: 1. Лампа, фонарь, солнце, свеча. 2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки. 3. Собака, лошадь, корова, лось. 4. Стол, стул, пол, кровать. 5. Сладкий, горький, кислый, горячий. 6. Очки, глаза, нос, уши. 7. Трактор, комбайн, машина, сани. 8. Москва, Киев, Волга, Минск. 9. Шум, свист, гром, град. 10. Суп, кисель, кастрюля, картошка. 11. Береза, сосна, дуб, роза. 12. Абрикос, персик, помидор, апельсин. Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.Обработка и анализ результатов.1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова). 2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда). 3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. 4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.). Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.ЗАДАНИЕ№7 Наблюдение за деятельностью учащихся на внеурочных мероприятиях или занятиях.-Проведите наблюдение за деятельностью учащихся на внеурочных мероприятиях или занятиях, дайте характеристику двум-четырем обучающимся в соответствии со следующими критериями (показателями):ЗАДАНИЕ№8 Наблюдение и анализ плана, содержания и организации внеурочного мероприятия или занятия кружка в избранной области деятельности (в области технического творчества или изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства или эколого-биологической или физкультурно-оздоровительной или проектной и научно-познавательной деятельности).-Пронаблюдайте и оформите три протокола наблюдения внеурочных мероприятия или занятия кружка в избранной области деятельности и заполните карту наблюдений.(Приложение№3)ЗАДАНИЕ№9Изучение и анализ документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы.- Изучите и проанализируйте документацию, обеспечивающую организацию внеурочной работы. Результаты работы оформите в виде таблицы.ЗАДАНИЕ№10 Оформление дневника по практике.-Все выполнение задания оформите в дневнике по практике. (Приложение№4).Приложение№1УТВЕРЖДАЮРуководитель практики_________ И.О. Фамилия(подпись)_____ ___________ 201_ г.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАНпрохождения практикиСтудент(ка) ___________________________________Фамилия И.О. (подпись студента)Примечания:1. В план включаются основные мероприятия, которые студент обязанвыполнить за время практики.2. В графе «Время проведения» по согласованию с руководителем практикиуказывается либо конкретная дата, либо количество дней, отводимых натот или иной вид деятельности. Если планируется вид деятельности,осуществляемый каждый день, то в графе пишется: «ежедневно».3. Отметка о выполненных мероприятиях должна совпадать с записями вдневнике.4. План подписывается студентом, утверждается руководителем практики.Приложение 2Карта экспертной оценки разработки внеурочного мероприятияФ.И.О. студента___________________________ группа_____«5» -проявляется оптимально, «4» - проявляется достаточно, «3» - проявляется фрагментарно, в недостаточной степени,«2» - единичные случаи проявления, «1» - не проявляются.Подпись:Приложение №3Карта наблюдения внеурочного занятияПриложение№4Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Сенгилеевский педагогический техникум»ДНЕВНИКпо учебной практике 02.01. Практика наблюденийПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьниковстудента(ки) ______ группы, обучающегося(йся) по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах ___________________________________________________________________________________________________________________Ф.И.О.20___ - 20____ учебный годБАЗА ПРАКТИКИ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ:___________________________________ _________________________________________________________________ОТМЕТКА ЗА ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА_______________________________«….» _________________201.. года______________/_________________/ - овладение практическими навыками педагогического наблюдения учебно-воспитательного процесса и интерпретации полученных результатов.1.1 Цели и задачи учебной практики Целью учебной практики является формирование умений, приобретение первоначального практического опыта в рамках модуля ППССЗ по основному виду профессиональной деятельности «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ:- адаптация к конкретным условиям деятельности образовательных учреждений; - воспитание профессионально значимых качеств личности будущего учителя (социальной ответственности, общественной активности, организаторских способностей и стимулирование профессионального воспитания студентов);- ознакомление с современным состоянием и спецификой учебно-воспитательной работы в школе;- установление связей теоретических знаний МДК по профессиональному модулю ПМ.02, психолого-педагогических дисциплин, с практикой учебно-воспитательного процесса;- овладение практическими навыками педагогического наблюдения учебно-воспитательного процесса и интерпретации полученных результатов.УТВЕРЖДАЮРуководитель практики_________ /______________/ (подпись)_____ ___________ 201_ г.1.2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАНпрохождения практики1.3 Результаты выполнения заданийДАТА:ЗАДАНИЕ№1.Составление индивидуального плана прохождения практики.ЗАДАНИЕ№2 Изучение и анализ направлений и форм работы школы по организации внеурочной деятельности и общения младших школьников. Встреча с заместителем директора по УВР. Направления и формы работы школы по организации внеурочной деятельности и общения младших школьников МОУ средней школы г. Сенгилея.Таблица №1ЗАДАНИЕ№3 Изучение и анализ форм и методов работы учителя начальных классов по организации внеурочной деятельности и общения младших школьников.ЗАДАНИЕ№4 Изучение и анализ документации, обеспечивающей организацию внеурочной работыЗАДАНИЕ№5 Составление игрового материала для организации перемен и физкультминуток.Игровой материал для организации перемен и физкультминутокТаблицу №3Приложение 5Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельностиЛичностные универсальные учебные действияУ выпускника будут сформированы:
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
  • Выпускник получит возможность для формирования:
  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
  • Регулятивные универсальные учебные действияВыпускник научится:
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • Познавательные универсальные учебные действияВыпускник научится:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Коммуникативные универсальные учебные действияВыпускник научится:
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
  • Схема анализа внеклассного занятия
  • Класс, тема и цель проведенного воспитательного мероприятия с младшими школьниками.
  • Педагогическое обоснование целесообразности проведения воспитательного мероприятия:
  • включено ли мероприятие в план воспитательной работы учителя начальных классов;
  • актуальность и значимость темы проведенного мероприятия;
  • конкретность и доступность для учащихся поставленной цели воспитательного мероприятия;
  • соответствие содержания воспитательного мероприятия его цели и возрастным особенностям развития младших школьников.
  • Организация подготовительной работы по проведению воспитательного мероприятия и ее значение для организации воспитания младших школьников:
  • роль педагога в организации подготовительной работы;
  • активность школьников в подготовке мероприятия;
  • проявление учащимися организованности и самостоятельности при подготовке мероприятия;
  • решение других воспитательных задач при подготовке воспитательного мероприятия.
  • 4. Содержание и методика проведения воспитательного мероприятия:
  • форма организации мероприятия;
  • доступность для учащихся начальных классов содержания мероприятия;
  • его занимательность;
  • эмоциональное воздействие проведенного мероприятия на младших школьников;
  • степень участия учащихся в проведении мероприятия;
  • умение педагога побуждать учащихся к активности, проявлению инициативы, самостоятельности;
  • стиль общения педагога с учащимися, умение соблюдать педагогический такт;
  • соответствие содержания поставленной цели;
  • способы решения поставленной цели;
  • степень педагогического воздействия воспитательного мероприятия на учащихся.
  • 5. Поведение учащихся во время проведения мероприятия:
  • состояние дисциплины и организованности школьников;
  • проявление со стороны учащихся внимания и интереса к проводимому мероприятию;
  • умение школьников высказывать свои мысли, суждения, самостоятельно делать заключения и выводы.
  • 6.Общая оценка педагогической эффективности проведенного воспитательного мероприятия.