на тему: «Звук [А]»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: на тему: «Звук [А]»
Автор: Никифорова Мария Александровна

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по обучению грамоте на тему: «Звук [А]» Занятие 1Цель: Закреплять правильное произношение звука ], Задачи:Коррекционно-обучающие: Познакомить со звуком «А». Дать понятие «гласный звук». Учить слышать звук «А» среди других звуков, в начале слова. Учить произносить звук «А» тихо-громко. Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое внимание. Развивать психические процессы, силу голоса, мелкую моторику, артикуляционную моторику. Развивать фонематическое восприятие. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми. Воспитывать умение слушать друг друга.Методы и приемы: словесные, игровые, наглядныеОборудование: Кукла, картинки с изображением предметов на звук «А», красный квадрат, короткая и длинная полоска, карточка с буквой А.Интеграция: познание, коммуникация.Средства обучения: предметные картинки, абаки, пеналы для звукового анализа, презентацияХод занятияI. Организационный момент- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, названия каких овощей вы знаете?- Молодцы ребята!Артикуляционная гимнастика.- А сейчас давайте выполним упражнения для губ и язычка. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения. «Улыбка» «трубочка»«Качели»«Часики»«Лопаточка»«Иголочка»«Лошадк»«Грибочек».- Молодцы. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.Развитие диафрагмального дыхания.Вот мы шарик надуваем,А рукою проверяем (надуваем живот).Шарик лопнул – выдыхаем,Наши мышцы расслабляем.II. Основная часть.1. Сообщение темы занятия.- Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание:Послушайте и назовите первый звук в словах:Логопед показывает картинки: арбуз, автобус, аист, ананас, акула.- Правильно, во всех словах слышится звук [а].Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.- Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].2. Уточнение артикуляции звука.- Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а]. Молодцы.- Теперь посмотрите, у меня в руках красный квадратЧто он обозначает?- это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного квадрата). Так мы его обозначаем.3. Игра «Поймай звук» - Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.4. Игра «Длинный – короткий»Л.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.Голосовые упражнения:Усиление голоса: беззвучная артикуляция звука – произнесение шёпотом – тихо – громко: А – А – А;Ослабление голоса: громко – тихо – произнесение шёпотом – беззвучная артикуляция: А – А – А.5. Физминутка «На зарядку по порядку»А сейчас все по порядкуВстанем дружно на зарядку.Руки в стороны, согнули,Вверх подняли, помахали.Спрятали за спину их и оглянулись:Через правое плечо, через левое еще.Дружно присели, пяточки задели,На носочки поднялись,Опустили руки вниз.6. Произношение отдельных звуков. Развитие просодииОднажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса)7. Определи позицию звука «А» в словах. Аня, мяч, утка, автобус8.Определи позицию звука в слове. Апельсин, арбуз, дружба и т.д.9.Назвать слова со звуком «А»III. Итог занятия. Рефлексия. - Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (кукла Аня) Назовите первый звук в имени куклы А – а – Ани (звук [а]) Мы сегодня с вами вспомнили все про звук [а]. Дайте характеристику звуку. Оценка детей.Методическое обеспечение:Н. В. Нищева «Парциальная программа (обучение грамоте)» Изд. 2-е. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. — 272 с. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет» Москва издательство «Гном и Д», 2009