Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта
Автор: Газе Светлана Владимировна
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат №41»Конспект публикации:Использование нетрадиционной техники рисования, как средство для развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллектаВоспитатель:Газе С. В.2024 Воспитатель: Газе С.В.Использование нетрадиционной техники рисования, как средство для развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллектаНаряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с нарушением интеллекта, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений, нарушений мелкой моторики в частности малоподвижна кисть, и дети моей группы не исключение. Особенно с трудом дети учились шнуровать, застёгивать пуговицы. Они не могли бросить и поймать мяч. Не все дети владели кистью и карандашом, кто-то не понимал и не принимал разнообразие цветовой гаммы, в большинстве случаев отсутствовала потребность в рисовании. Несформированность графических навыков и умений мешала детям выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняла развитие познания и эстетического восприятия. Это приводило к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторялись из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывали влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально - волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Изобразительная деятельность детей нуждалась в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении были бы невозможными, если не стимулировать развитие познавательных процессов, мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием.Поэтому я сделала вывод, что совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования. Ведь нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться и развиваться.Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изо техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания. Прежде чем приступить к работе я поставила задачи и определила формы работы.Задачи:1. Познакомить родителей и детей с нетрадиционными техниками рисования.2. Развивать у детей чувство независимости и свободы в творческих проявлениях, после овладения нетрадиционными техниками.3. Развивать моторные способности через овладение разнообразными нетрадиционными техниками рисования.4. Воспитать в детях инициативность, организованность, усидчивость.Формы работы:Работа с родителями.Совместная деятельность педагога и детей.Самостоятельная деятельность детей.Свою работу я начала с формирования у детей и их родителей знаний и умений о нетрадиционных способах рисования. Она проводилась параллельно по двум направлениям.1.Инфармационно-аналитическое.Цель: Знакомство родителей со спецификой работы с нетрадиционной техникой рисования.Для обогащения знаний родителей о нетрадиционных способах рисования мной были проведены родительские собрания, на которых предлагала консультации на темы: «Как увлечь ребёнка рисованием», «Помогите ребёнку, если ему трудно рисовать» и др. Всем родителям были вручены памятки по использованию нетрадиционной техники рисования «Желающие научиться рисовать должны помнить…».Воспитание и развитие ребёнка, в том числе и творческое невозможно без участия родителей. Для того, чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания своих детей, я пыталась достучаться до родителей, убедить их, что они на многое способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать ребёнка, а поняв его, помочь ему. Убедить их, что в приобщении ребёнка к творчеству главную роль играет терпение, понимание, деликатность, доброта и вера. Воспитывать в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности.2.Организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса.Цель: применение родителями и детьми полученных знаний на практике.Для начала мы совместно с родителями обогатили уголок эстетики материалами для нетрадиционного рисования (собрали пуговки, спичечные коробки, трубочки для коктейлей, пробки, свечки, песок, ватные палочки и др.).Неравнодушных родителей я старалась познакомить с нетрадиционной техникой рисования. Предлагала презентации для просмотра дома с детьми, а также методическую литературу, давала практические советы, рекомендации. Приобщая взрослых к творчеству, я старалась увлечь их, дать помочь приобрести практические умения в рисовании, благодаря которым родители смогли бы вместе с детьми заниматься и творить в домашней обстановке. Всё это способствовало сближению детей и родителей, нахождению общей заинтересованности, оценке возможностей взрослых и способностей детей.Для систематического проведения занятий был составлен перспективный план по годам обучения, производилась подборка материалов, продумывались формы организации занятий и виды детской деятельности. В планах указывались темы, которые могут быть проведены.К перспективным планам были подобраны конспекты занятий по возрасту детей и их индивидуальным возможностям, выделены разные темы: природа, животные, город и др.В обучении нетрадиционным изобразительным техникам условно я выделила три этапа:1. Ознакомление. Самый важный этап обучения, поскольку происходит «закладка будущего здания». Дети знакомились с различными изобразительными материалами и способами работы с ними. На каждом занятии я хвалила детей за работу, и тем самым показывала им, что каждый замечен.2. Экспериментирование. На этом этапе мы с детьми экспериментировали с материалом и техникой. Дети учились соединять в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа. Здесь я старалась не навязывать свою помощь, а дать возможность ребёнку действовать, так как ему нравится.3. Творчество. Дети уже владели определёнными знаниями, умениями и навыками и имели практический опыт работы с различными материалами. Теперь мне важно было чутко и умело управлять творческим процессом детей.Я выработала модель творческого процесса, по которой составлялись все занятия с детьми.Каждое занятие я начинала с организационного момента, где задавался эмоциональный настрой. Здесь я использовала игрушки и игровые ситуации, художественное слово, иллюстративно-наглядный материал.В основной части занятия дети выполняли задания, где необходимо было проанализировать внешний вид объектов, выделяли их характерные признаки. Происходило знакомство с изобразительным материалом и техникой рисования.В практической части занятия дети выполняли задание, а я при необходимости помогала советом и проводила индивидуальную работу (найти нужное решение, подобрать нужный материал для создания выразительного образа и сюжета).В заключительной части я подводила итог занятия, и вместе с детьми анализировали работы. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества, хотя детям с нарушением интеллекта это даётся очень тяжело. Как правило, они выделяют только свою работу и не могут аргументировать этот выбор.При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» я использовала следующие техники изображения, которые распределила по годам обучения:С детьми второго года обучения:рисование пальчиками; рисование ладошками; оттиск печатками; рисование ватными палочками; рисование поролоновым карандашом; печатание листьями.С детьми третьего года обучения:тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном;восковые мелки + акварель; свеча + акварель; рисование мятой бумагой; рисование манной крупой; печать по трафарету.С детьми четвёртого года обучения:рисование песком; рисование мыльными пузырями; кляксография обычная; кляксография с трубочкой; монотипия предметная; монотипия пейзажная; волшебные веревочки; пластилинография.Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяло детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивало воображение, давало полную свободу для самовыражения.В работе с детьми я использовала разные средства для рисования (коктейльные трубочки; поролоновые губки и карандаши; зубные щетки; ватные палочки и др.) и способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись детям по душе. Ребята были в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физкультминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисовывали недостающие детали и перед глазами представала целая картина - радости не было предела. Забавляло детей и то, когда им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, в итоге оказалось, что этот след похож на сказочную птицу или солнышко, цветок или дерево. Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это очень воодушевляло и подбадривало детей в их фантазиях.Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе воспитанников, поэтому на своих занятиях я использовала не образец для подражания, а приём показа нескольких способов изображения, оставляя за ребёнком право выбора. Важно, чтобы выполняя то или иное задание, ребёнок нашёл свой уникальный вариант его решения и создал свой неповторимый образ, а рисунки были своеобразными и отличались друг от друга. Я считаю, что одним из условий развития детского творчества на занятиях изодеятельностью является использование различных изобразительных материалов, которые обогащают художественный опыт детей и позволяют им испытывать радость от результатов своего труда.Параллельно с занятиями у детей было время для самостоятельной деятельности, где дети играли, наблюдали, рисовали по замыслу, рассматривали картины, иллюстрации о природе, проводили игры-эксперименты, показывали пальчиковый театр и выполняли игровые упражнения, которые способствовали развитию мелкой моторики и обогащению знаний и представлений у детей в изодеятельности: «Подбери по цвету» (было направлено на закрепление и уточнение названий основных цветов); «Маленькие художники» (на совершенствование цветовосприятия и цветоразличения); «Золушкины игры» и др.Для развития мелкой моторики перед практической деятельностью я использовала пальчиковые игры. Перед игрой с детьми обсуждала ее содержание, сразу отрабатывая жесты. Это позволяло подготовить детей к правильному выполнению упражнения. Упражнение выполняла совместно с детьми. Постепенно текст разучивали наизусть. Наиболее понравившиеся игры повторялись с детьми по их желанию.Дети моей группы нуждались в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность. Воображение служит хорошим помощником для расслабления. Дети любили выполнять такие упражнения («Тряпичная кукла и солдат», «Холодно — жарко» и др.)С целью выявления у детей уровня овладения умениями и навыками по «Основной общеобразовательной программе школьного образования ГКОУ РО ростовской школы-интернат №41» по художественно-эстетическому направлению, мною был проведён сравнительный анализ за два года и по моей просьбе был предоставлен мониторинг учителем-логопедом по развитию мелкой моторики. Результаты порадовали нас. Прослеживалась положительная динамика овладения умениями и навыками.Таким образом, использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения как автономно, так и в комплексе с традиционными художественными техниками способствует более полному раскрытию творческих возможностей детей с нарушением интеллекта, позволяет им познакомиться с материалами и изобразительно-выразительными средствами, освоить разнообразные приёмы и способы изображения и конечно же развитию мелкой моторики. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.Творческий процесс - это настоящее чудо. Я наблюдала, как дети раскрывали свои способности и испытывали радость, которую доставляло им творчество. Необходимо почаще хвалить юного художника, бережно относиться к плодам его творчества, ценить самобытность и индивидуальность его работ! Детям я постаралась внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».