Агрессивное поведение дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Агрессивное поведение дошкольников
Автор: Суслова Ольга Николаевна

В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности специалистов всего мира. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психолого-педагогического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия «в цивилизованном » 21 веке. Социально-экономические изменения, происходящие в обществе. Неизбежно сказались на поведении, как взрослых, так и детей. Но в отличие от взрослых, имеющих опыт социализации, дети дошкольного возраста неизбежно вовлекаются в стрессовые ситуации, на них отражается настроение окружающих их взрослых, родителей переносится то неблагоприятное эмоциональное состояние, в котором находятся близкие ребенку люди. Педагоги отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, просто не знают, как справиться с их поведением. В традиционном случае «нарушитель» дисциплины простаивает в углу или за дверью класса. Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают и разговор о них, как правило, ведется, в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «дрянь»- такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома. Поэтому агрессивное поведение у детей дошкольного возраста и их проблематика актуальны в настоящее время.Сложилось противоречие между проявлением элементов агрессивности в жизни дошкольников и недостаточностью литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивного поведения.Проблема состоит в поиске путей оказания помощи детям дошкольного возраста по снятию агрессивности и реализации их на практике. Обсуждая проблему агрессивности в младшем дошкольном возрасте хочется отметить, что это периоды выраженной агрессивности ребенка. Выделим несколько важных симптомов этого кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.Ребенок приходит в наш мир взрослых с “проблемным” поведением, с точки зрения взрослых, что обуславливается неразвитостью аффективно эмоционально-волевой сферы, отсюда неумение управлять своими эмоциями.С одной стороны, самостоятельность ребенка во всем, а с другой - слабая саморегуляция. И отнас взрослых, особенно родителей, требуется быть еще более внимательными и сочувствующими ребенку в этот период времени, т.е. отнестись к нему с пониманием.Родители становятся невыносимыми, ссорясь с ребенком и друг с другом из-за его воспитания. А в этом случае, при воспитании детей в атмосфере постоянных скандалов, драк, недоразумений в семье у ребенка культивируется и усиливается неумение сдерживать непосредственные эмоциональные реакции, возбудимость, конфликтность. Заражаясь раздражительностью взрослых, дети переносят ее на свое ближайшее окружение - сверстников. И, хочется повториться, что именно в младшем дошкольном возрасте перед детьми “взрослые выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.И, конечно же, в этом возрасте в первую очередь такими образцами являются родители. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируютсяотрицательные черты личности. В частности, стиль взаимодействия со взрослыми сводится к следующему:мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение с матерью происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном, используются частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.Некоторые учёные считают, что оценка ребенком другого человека и его действий являетсяпростым повторением оценки авторитетным для ребенка взрослым. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.Передавая социально полезный опыт, родители, порой. передают и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным “руководством к действию”. Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.Сами же родители, хотя могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном отношении.Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:Образец отношений и поведения родителей;Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.В частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей.Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или сверстников. Существует зависимость между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей, которая сосредоточилась на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителями поведения детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.В исследованиях выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка:1.Снисходительность, т.е. степень готовности родителей прощать поступки, понимать и принимать ребенка;2.Строгость наказания родителями агрессивным проявлений ребенка.Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция - в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных детей вели себя так, как будто любое поведение детей прилично, не делая свое отношение к агрессии более ясным. Однако, когда ребенок совершал проступок, он был строго наказан. Строгость родителей, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителей, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно.Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения.Ребенок, в этом случае, делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия - средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия родителей.Фактически стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения, т.е. после сурового наказания ребенок рассержен или расстроен. Он из-за боли может забыть, за что его наказали.И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. Т.е. они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают.Итак, формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями:1.Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.2.Родители наказывают детей за проявление агрессивности. Из исследований видно, что:Родители, которые очень редко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.Родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.Родителям, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.Говоря об отношениях “родители-ребенок”, мы говорим о взаимоотношении между ними и о положении, которое занимает ребенок в семье. Если у ребенка (независимо от того, в какой возрастной группе он принадлежит) плохие отношения с одним или обоими родителями, если ребенок чувствует, что его считают никуда не годным, или не ощущает родительской поддержки, он, возможно, окажется втянутым в преступную деятельность, будет ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о нем как об агрессивном, он будет вести себя агрессивно по отношению к родителям.