"Почему ребенок кусается в детском саду?"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Почему ребенок кусается в детском саду?"
Автор: Войтова Евгения Геннадьевна

Консультация для родителей «Почему ребенок кусается в детском саду?»У каждого укуса есть причина Кусаниеэто внешнее проявление сильного внутреннего дискомфорта. Ребёнку плохо, и он не знает других способов рассказать об этом окружающим. Такое поведение может быть вызвано разными причинами:
  • Нездоровая обстановка в семье (ссоры, драки, конфликты взрослых между собой, а также агрессия, направленная непосредственно на ребёнка).
  • Излишняя строгость, запреты и наказания за любую мелочь (причём часто ребёнок сам не понимает, за что его наказывают).
  • Неумение выражать свои чувства словами.
  • Повышенная эмоциональность и гиперактивность ребёнка.
  • Недостаток внимания.
  • Чувство тревоги, страх или стресс, связанный со сменой обстановки (часто проявляется при адаптации к детскому саду).
  • Усталость и нервозность от большого скопления людей в одном помещении.
  • Что делать родителямЕсли ребёнок кусается в детском саду, то прежде всего нужно осознатьпроблема есть. Не стоит ждать, пока ребёнок «перерастёт» и все наладится без вашего участия. Чем раньше вы начнёте принимать меры, тем быстрее и легче ребёнок справится с ситуацией. Предлагаем пять простых шагов, которые помогут вам преодолеть «кусачий кризис».Шаг 1. ИзучайтеПонаблюдайте, в каких ситуациях ребёнок кусается дома. Кусает ли он членов семьи или других детей во время совместной игры? В какие моменты это происходит? Возможно, ребёнок ведёт себя так не со всеми? Есть ли человек, которого ребёнок не кусает ни при каких обстоятельствах? Как строятся их отношения? Эти наблюдения очень пригодятся вам при определении причин «кусачести».Шаг 2. Ищите причинуВ зависимости от ваших наблюдений сформируется одна или несколько причин. Допустим, ребёнок кусается, когда:
  • выражает негативные (гнев, обиду, раздражение) или позитивные (радость, нежность) эмоции. Не нужно заставлять ребёнка подавлять столь сильные чувства. Научите его правильно и безобидно их выражать. Покажите допустимые и приемлемые способы выплеснуть энергию. Малыш разозлился? Пусть топает ногами, кричит или бьёт подушку. Ребёнок кусается в приступе нежности? Поцелуйте, обнимите его в ответ;
  • не может выразить свои чувства словами. Если ребёнок ещё маленький, научите его выражать свои потребности и эмоции жестами. В возрасте от двух лет на помощь приходят ролевые и сюжетные игры. Моделируйте игру в зависимости от ситуации. Например, у ребёнка забрали игрушку, в ответ он укусил обидчика. Проиграйте этот сюжет и научите ребёнка говорить «Нет!» вместо того, чтобы кусаться. Через некоторое время эта модель поведения закрепится в сознании малыша;
  • воспринимает укусы как элемент игры. Возможно, вы сами провоцируете его? Во время качания на качелях, догонялок или игры в «гуси-лебеди» вы делаете вид, что кусаете ручку или ножку? Ребёнок очень быстро перенимает такое поведение и переносит эти элементы в игры со сверстниками. Пересмотрите совместные активные игры с малышом и не кусайте его даже в шутку;
  • привлекает внимание взрослых. В этом случае малыш будет рад любому вниманию, даже наказанию за плохое поведение. Ваша задачаподарить ему максимум тепла и нежности. Рассказывайте ему о своей любви. Играйте, читайте книжки, лепите из пластилина, гуляйте. И почаще хвалите! Ребенок должен чувствовать вашу заботу и любовь;
  • привыкает к новой обстановке в садике. Если проблема проявилась при адаптации, необходимо снизить градус психологической нагрузки. Попробуйте забирать его пораньше, чтобы сократить контакт ребёнка с
  • раздражающими факторами. Обеспечьте ему спокойное времяпрепровождение в кругу семьи. Организуйте для него дома дополнительное пространство: тихое место, где малыш сможет при желании побыть один;
  • берёт пример с других детей в садике. Спросите у воспитателей, так ли это. Подключите других родителей и принимайтесь за коллективное перевоспитание «кусак».
  • Шаг 3. Помогите малышу осознать причину«Ты расстроился, поэтому укусил меня», «Ты рассердился, что Максим не поделился с тобой игрушками». Когда вы начинаете проговаривать проблему вслух, ребёнок сам начинает её осознавать. Объясните малышу, что именно он чувствует в данный момент. Потом он научится сам говорить о своих переживаниях, и потребность в кусании пропадет.Шаг 4. Следите за своей реакциейНе улыбайтесь, не умиляйтесь и не игнорируйте, если ребёнок кусается. Прикройте его рот рукой, установите контакт глаза-в-глаза и чётко, без агрессии, скажите: «Так делать нельзя никогда и ни с кем». Если малыш не слушает и пробует снова укусить, лишите его зрительного контакта. Не обращайте внимания и покажите, что сейчас вам неприятно с ним общаться. В следующий раз, когда ребёнок попробует вас укусить, нарочно громким и резким голосом вскрикните или скажите: «Мне больно!». На впечатлительных детей это производит хороший эффект.Шаг 5. Выступайте единым фронтом и будьте последовательны При агрессивных действиях со стороны ребёнка защищайте других членов семьи. Например, мальчик укусил сестру. Папа должен сказать: «Нельзя кусать мою дочку!». Вся семья и воспитатели в садике должны придерживаться единой линии поведения. Недопустимо сегодня разрешать топать ногами и кричать вместо кусания, а завтра за это же наказывать ребёнка. Как может помочь воспитательПедагог должен понимать, что маленький «кусака»не агрессор, а скорее заложник ситуации. Если ребёнок в саду кусается, то воспитатель должен знать, что делать. Поделитесь с воспитателем своими наблюдениями. Порекомендуйте, какой способ подходит именно вашему ребёнку, ведь никто не знает его лучше вас. Мудрый педагог обязательно прислушается и пойдёт на встречу. Вот чем может помочь воспитатель, чтобы решить проблему как можно быстрее: Разнообразить игрыЕсли ребёнок склонен к проявлению агрессии, педагог может организовать наиболее экологичный способ для ее высвобождения. Например, обеспечить ребёнку больше двигательной активности или разрешить кричать (как вариантустроить соревнование по писку, крику или громкому пению). Контролировать ситуациюВоспитатель должен следить за поведением ребёнка и предотвращать конфликтные ситуации. Обычно «кусака» выбирает нескольких детей в качестве жертв. Необходимо научить их правильно реагировать и не давать себя укусить. ХвалитьВ ситуации, когда малыш уже собрался по привычке укусить оппонента, но вовремя одумался. Воспитатель обязательно должен подчеркнуть, какой он молодец, и проявить радость, что ребёнок поступил именно так.Рассказывать сказкиСказкотерапиямощный и очень доступный инструмент воздействия. Попросите воспитателя рассказать о мальчике, девочке или животном, с которыми никто не хотел дружить, потому что они кусались. На примере ребёнку будет проще понять, что проявлять свои чувства через агрессию недопустимо.Методы, которые только мешают«Укусите его тоже, пусть почувствует!», «Дайте по губам, чтобы знал!»признайтесь, вы довольно часто слышите подобные советы. И в состоянии паники и бессилия уже готовы им последовать. Но такие методы не только не помогут, но и сильно навредят вашему ребёнку. Не проявляйте ответную агрессиюЕсли в ответ на укус вы наказываете ребёнка, ставите в угол, шлёпаете по губам или кусаете сами, то нарушаете свои собственные правила. Получается, что на словах вы запрещаете малышу проявлять агрессию, а на делеразрешаете. Будьте примером для своего ребёнка.Не заостряйте внимание на проблемеНе ругайте, не читайте бесконечные нотации, не обзывайте ребёнка обидными словами. Проблема от этого не решится, а ребёнок будет продолжать кусаться вам назло.Не заставляйте ребёнка подавлять негативные эмоцииЗагнанные глубоко внутрь обида или злость чреваты другими, более серьёзными психосоматическими проблемами в будущем. Не нужно заставлять ребёнка быть сдержанным и удобным, он тоже имеет право на гнев. Научите малыша правильно проживать свои эмоции.Не создавайте вокруг ребёнка атмосферу негативаПубличные наказания, нравоучения и травля заставят ребёнка обороняться и отстаивать свою позицию в детском коллективе. Как следствиемалыш начнёт кусаться сильнее и чаще, проявляя протест.Не изолируйте ребёнка в качестве наказанияТакой метод недопустим ни дома, ни в садике. Если ребёнок нервничает или перевозбуждён, отведите его в соседнюю комнату, успокойте и поговорите. Но не запирайте его одного! Малыш должен чувствовать, что вы хотите ему помочь.Дистанцируйте ребёнка от привычкиМалыш снова кого-то укусил, и вы проводите воспитательную работу. При этом важно подчеркнуть, что ваш ребёнок хороший, а вот привычка кусатьсяплохая и вредная. Так он сам захочет побыстрее от неё избавиться.Когда нужно обратиться к психологуКусание в возрасте до трёх лет довольно частое и обычное явление. Но в 4-5 летэто уже повод задуматься. Если вы испробовали все средства, но не смогли избавить ребёнка от привычки кусаться, требуется консультация специалиста. Сходите на приём к психологу, если ваш ребёнок:
  • кусается часто и сильно, оставляя ощутимые травмы;
  • не реагирует на замечания взрослых;
  • использует зубы как средство достижения цели любыми путями;
  • проявляет жестокость по отношению к игрушкам или животным; не может сосредоточить внимание на чём-то одном; плохо спит.
  • Эти признаки говорят о сильном психологическом дискомфорте ребёнка. Грамотный специалист подскажет, как помочь малышу в этой ситуации.ЗаключениеЕсли ребёнок кусается в садике, то чтобы избавиться от вредной привычки, требуется некоторое время. Проявите терпение и помните: вы обязательно справитесь с проблемой, если будете действовать мудро и последовательно.