"Культура,искусство и быт Красноярского края".
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Культура,искусство и быт Красноярского края".
Автор: Атаманова Светлана Алексеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 27ПРОЕКТ «Культура, исскуство и быт Красноярского края» Разновозрастная группа «Капитошки»Тип: творческо-информационный Вид: среднесрочный (один месяц)с 09.01.2024 – 01.02.2024 Воспитатели: Атаманова С.А. Борисова Н.Г. г. Красноярск 2024г.ПРОЕКТ «Культура, исскуство и быт Красноярского края»Вид проекта: творческо-информационный, Сроки реализации: 09.01.2024 – 31.02.2024Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, родители воспитанников. ПроблемаПроводя беседы с воспитанниками, мы видим, что наши дети могут рассказать о местах, достопримечательностях поселка, района, но затрудняются рассказывать о народах нашей родины, в особенности о коренных жителях Сибири, об их традициях, обычаях, растительном и живом мире. Актуальность проектаВ Сибири веками живут коренные народы: ненцы, долганы, эвенсы, нганасаны, селькупы и др. Народы Сибири, не смотря на свой сложный исторический путь развития, сумели сохранить и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру. Актуальность темы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается и на государственном уровне.Одна из главных задач педагогов и родителей – это научить ребёнка с детства чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает нас.Новизна проекта заложена в изучении именно регионального компонента с детьми дошкольного возраста. Ценность же регионального компонента состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру. Опираясь на культурные ценности, красоту окружающего мира и историю родного края, мы повышаем качество воспитания и обучения. Цель: приобщение детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Сибири с помощью знакомства с бытом и трудом, традициями и обычаями, национальными костюмами, животным и растительным миром. ЗадачиОбразовательные:- знакомить детей с историей народов Сибири;- формировать познавательный интерес к культуре и быту народов нашей Сибири;- закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию в ходе образовательной деятельности, делать обобщающие выводы;- обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой;- продолжать развивать умения давать полные ответы на вопросы воспитателя, правильно задавать вопросы;- расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Сибири через национальные игры, песни, танцы, народное декоративно - прикладное искусство;- развивать интерес к театрализованной деятельности, умения использовать средства выразительности.Развивающие:- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память, воображение.Воспитательные:- Воспитывать добрые чувства любви и уважения к традициям и культуре народов нашей Родины.- Воспитывать уважение к разным национальностям. Этапы реализации проектаПодготовительный этап постановка цели, задач;Разработка проекта: подбор и изучение методической литературы; выбор форм работы с детьми и родителями; выбор основных мероприятий;определение объема и содержания работы для внедрения проекта;определение и формулировка ожидаемых результатов.Внедрение проектачтение художественной и познавательной литературы, загадок и пословиц;беседы и практическая деятельность детей по теме проекта; оформление ППРС по теме проекта; проведение тематической НОД;организация самостоятельной деятельности детей; приобщение родителей к участию в проекте;проведение подвижных игр по теме III. Итоговый этапВикторина для детей и родителей «Жизнь и быт народов севера Сибири»Театрализованное представление «Шаманская сказка о лунных птицах»Ожидаемый результатУ детей расширятся знания о коренных народах Сибири.Сформируется уважительное отношение к народам нашего края, к их традициям и обычаям.Расширится представление о народном декоративно – прикладном искусстве.Повысится активность родителей.Пополнится развивающая среда в группе. Формы реализации проектанепосредственно - образовательная деятельность в игровых ситуациях;дидактические, познавательные игры; познавательные беседы, направленные на проявление детского интереса к истории и культуре народов севера, животном и растительном мире; рассматривание иллюстраций, открыток; просматривание мини-фильмов, презентаций о достопримечательностях природы севера, растительном и животном мире народов севера;театрализованная деятельность; Реализация проекта I часть проектаВнедрение проекта Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активностиПосле того, как оформили «картинную галерею» с изображениями народов севера Сибири на шкафах в группе, обратить внимание детей на содержание картин. Провести беседу по теме проекта, используя методику трех вопросов: Дети, что вы знаете о народах Севера? Что хотите узнать? Как можно узнать?ПланированиеВоспитатель фиксирует вопросы, заданные детьми. Ребята совместно планируют, каким образом постараются получить ответы на эти вопросы: совместно с воспитателем и родителями – чтение художественной литературы, беседы с детьми, создание коллекций, открыток, книжек, придумывание сказок и рассказов; самостоятельная деятельность – придумывание игр и развлечений, закрепление знаний с помощью не сложных опытов, рисование картин. Дети, что вы знаете о народах Севера? Что хотите узнать?Как узнать?На Севере оченьхолодно, поэтому люди одеваются очень тепло. Делают проруби, ловят рыбу, чтобы поесть. В домах очень тепло.Как называются дома народов Севера, из чего их делают? Из чего шьют одежду? Чем занимаются люди? Как они разжигают огонь, чтобы приготовить пищу? Чем питаются? Что пьют? В какие игры играют дети?Спросить у взрослых, прочитать в книгах дома или сходить в библиотеку. Задать вопрос компьютеру. II часть проектаРеализация запланированных мероприятийПонедельник 24.01 Образовательная областьТемаЗадачиПознавательное развитие«Культура и быт народов Сибири» ФКЦМ дать представление об особенностях жизненного уклада коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края ХЭРЛепка «Животные Севера: олень» учить детей лепить фигуру северного оленя; вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельности Физическое развитиеПодвижная игра «Ручейки и озера»воспитывать ловкость, выдержку;развивать скоростные умения; Совместная деятельность воспитателя и детейБеседа «Кто такие коренные жители?».дать представление о том, кто такие коренные жители, почему их называют «малыми народностями». Самостоятельная деятельность детейРассматривание иллюстраций с изображениями быта народов севера Сибирипознакомить детей с народами севера, их жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями;вызвать познавательную активность в ходе образовательной деятельностиРабота с родителямиЗнакомство с проектомпознакомить родителей с целями и задачами проекта;методами добывания информации детьми Вторник 25.01Образовательная областьТемаЗадачиРечевое развитиеУстное народное творчество народов Севера Формировать представлений детей об особенностях сказок Севера, героях легенд, сказок. ХЭРРисование «Жилище северных народов: чум»Расширить знания детей о народах, живущих на нашей планете, обучение рисованию чумаФизическая культура П/и «Олени и каюры»Развивать внимание, быстроту бегапознакомить с народными играми Севера.Совместная деятельность воспитателя и детейБеседа «Кто живет в чуме?» Просмотр мультфильмов Дать представление о строительстве чума, развивать творчество, умение самостоятельно планировать ход игры- закреплять в сюжетно-ролевых играх полученные знания;Формировать умение находить смысловое значение в сказкахЦель: продолжить знакомить детей с УНТ Севера.Самостоятельная деятельностьРассматривание иллюстраций с изображением быта, обустройства жилища и разнообразного национального ремесла народов севера;Изо деятельность по замыслу детей.Продолжать знакомить детей с жизнедеятельностью, бытом, обычаями, устоями народов Севера;Закреплять техники изо деятельностиРабота с родителямиБеседа с родителями на тему «Сказки народов севера Сибири»Напомнить родителям о важности чтения детям;Пояснить важность рассказывания скрытого смысла прочитанной сказки;Отметить поучительность сказок народов Севера Среда 26.01Образовательная областьТемаЗадачиПознавательное развитие«Животные и птицы Севера» Формировать у детей представление о животных и птицах Севера. Развивать познавательный интерес ко всему живому. Совместная деятельность воспитателя и детейИзготовление макета «Возле чума» Чтение сказок народов севера из книги «Малая Медведица»Предложить детям «заселить» стойбище людьми, живущими на Севере. Разместить на макете их предметы быта; животных развивать умение работать в коллективе, договариваться.вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности;продолжить знакомство с литературным творчеством северных народов; развивать речевую активностьСамостоятельная деятельностьРассматривание иллюстраций с северными пейзажами. Продолжить знакомить детей с жизнью на Севере(полярная ночь, полярный день, богатство северной природы). Работа с родителямиПривлечение родителей к участию в театрализованной деятельности (пошив костюмов) Четверг 27.02Образовательная областьТемаЗадачиУтренний круг«Таинственный завиток»Рассмотреть значение некоторых символов, используемых в орнаменте на одежде северных народовРечевое развитиеОзнакомление с художественной литературойПересказ сказки «Кто всех сильнее»Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». ХЭРСеверный орнаментРазвивать умение рисовать орнамент «северные мотивы»Подготовка руки к письму«Традиционные орнаменты северных народов»Расширить кругозор детей при знакомстве с северными национальными орнаментами.Привить интерес к культуре северных народов.Воспитывать любовь к национальным видам искусства.Готовить руку к письмуФизическая культура П/и. «Оленьи упряжки».Игра северных народов «Перетягивание палки»Развивать внимание, быстроту бега;Знакомство с играми малых народностей, развивать умения перетягивать палку, не нарушая правил игры, сотрудничать с командой Совместная деятельность педагога и детейЧтение сказок народов севера. Беседа «Кто живет на севере?»Вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности;Развивать речевую активность.Самостоятельная деятельность детейПросмотр мультфильма: «Северная сказка». Познакомить с условиями жизни северных народов; воспитывать уважение, бережное отношение к родному человеку. Работа с родителямиПредложить дома с детьми посмотреть познавательные видео о народах севераЗакреплять изученный материал с детьми. Пятница 28.01Образовательная областьТема: МузыкаЗадачиХЭР ХЭРКонструирование Утренний круг - Слушание музыки коренных жителей края.Вывко – музыкальный инструмент народов СибириПознакомить детей с музыкальными инструментами жителей Севера Научить детей изготавливать музыкальный инструмент при помощи пуговицы и нитки. Социализация / КоммуникацияС.Р игра «Экспедиция на север».Развивать умения согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры. Пополнить словарный запас новыми словами; Вызвать интерес и активность в ходе познавательной деятельности; Совместная деятельность воспитателя и детейЧтение сказок из сборника «Малая Медведица» Знакомство с литературным творчеством северных народовПонедельник 31.01Образовательная областьТема: Кто такие шаманы?ЗадачиРечевое развитиеБеседа «Кто такие шаманы»Дать первичные представления о том, кто такие шаманы в культуре народов севера.Самостоятельная деятельность детейПросмотр иллюстраций «Орнамент на одежде народов севера»Закрепить значение некоторых символов, используемых в орнаменте на одежде северных народов.Совместная деятельность воспитателя и детейПросмотр мультфильма «Шаман» Развивать представления детей о шаманах и их роли в жизни народов севера.ХЭРАппликация «Северный орнамент «Олень»Формировать умения составлять орнамент из готовых форм по мотивам орнамента северных народов.Физическое развитиеП.И. «Льдинки, ветер и мороз»Развивать ловкость, выдержку, скоростные умения.Работа с родителямиИзготовление бубнов для театрализацииПривлечь родителей к изготовлению музыкальных инструментов для театрализованной деятельности. Вторник 01.02Образовательная областьТема: Праздники народов СевераЗадачиРечевое развитиеБеседа «Праздники у народов Севера»Познакомить детей с национальными праздниками народов Севера. Расширить речевую активность, умения поддерживать диалог. Расширить словарный запас.ХЭРУкрасим бубенРазвивать умения детей передавать в рисунке орнаменты народов Севера.Физическая культура П.И. «Солнце - Хейро»Знакомство с играми малых народностей, развивать умений действовать в соответствии с текстом.Совместная деятельность воспитателя и детейНастольная театрализованная игра по сказке «Кукушка»Развивать навыки театрализованной деятельности. Воспитывать уважение,бережное отношение к родному человеку.Самостоятельная деятельностьПросмотр иллюстраций «Сказки большой медведицы» Работа с родителями Среда 2.02Образовательная областьТема: АмулетыЗадачиПознавательное развитиеБеседа «Зачем народы Севера изготавливали амулеты, и что, это такое»Формировать представлениеСовместная деятельность воспитателя и детейИзготовление амулетовФормировать умения украшать форму из картона кусочками меха, ткани, бусинами, повторяя орнамент народов Севера.Самостоятельная деятельностьПросмотр иллюстраций «Украшение женской одежды народов Севера»Расширить представление детей об искусстве бисерных украшений народов Севера.Работа с родителямиВикторина «Северные народы Красноярского края»Повысить компетентность родителей по теме «Жизнь народов Севера» Четверг 3.02Образовательная областьТема: Танцы народов СевераЗадачиУтренний кругМузыкальная игра «У оленя дом большой».Развить интерес детей к теме дня, повысить эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.ХЭРТанцевальные движения народов СевераПознакомить с элементами движений танцев малочисленных народов.Физическая культура П.И. «Важенки и оленята»Развивать ловкость, быстроту, выносливость.Совместная деятельность педагога и детейПросмотр «Северные танцы»«Эвенкийские картинки» Формировать представления детей об особенностях танцевальных движений народов Севера.Самостоятельная деятельность детейД/игра: «Сложи узор» Формировать умение составлять узоры путемкомбинирования цвета и формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук.Работа с родителямиПомощь в оформлении группыПривлечь родителей к оформлению группы к театрализованному представлениюПятница 04.02Театрализованное представление «Шаманская сказка о лунных птицах»