"Сбережём природу вместе"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сбережём природу вместе"
Автор: Борисова Надежда Геннадьевна

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮДОШКОЛЬНИКОВВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ«СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ» Составитель: воспитатели Борисова Надежда Геннадьевнаг. Красноярск2024г.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда.Но сейчас, в настоящее время,  экологическая  проблема взаимодействиячеловека и природы, а также взаимодействия  человеческого общества наокружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.Планету может спасти лишь деятельность людей совершаемая  на основеглубокого понимания законов природы, учет многочисленныхвзаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - этовсего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встаетсегодня не только как проблема сохранения окружающей среды отзагрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельностичеловека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийноговоздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерноразвивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимопри наличии в каждом человеке достаточного уровня экологическойкультуры, экологического сознания, формирование которых начинается  сдетства и продолжается всю жизнь.Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость  ввоспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира какобъекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания -важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняяэкологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных ивсесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как вэто время  приобретенные знания могут  в  дальнейшем преобразоваться впрочные убеждения.Цель проекта: Создание условий для формирования у ребёнка элементов экологическойкультуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Формирование в детях  правильного взаимодействия с окружающим миром природы.Задачи проекта:• Обеспечить условия для развития экологического сознания.• Знакомить с представителями живой и неживой природы.• Рассказать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы,способствовать формированию осознанно - правильного отношения кпланете Земля и к человечеству, как к части природы.• Знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды.Привлечение родителей к экологическому проектуФормы реализации проекта:• Беседы с детьмиЭкскурсии •Акции: «Не рубите ёлки», «Чтобы дольше жили книжки», «Батарейки» и другие.• Выпуск газеты «Мы в ответе за тех, кого приручили»• Изготовление дидактического пособия «Заповедные места и зоныэкологического бедствия» В Красноярском крае.• Изготовление Красной книги Красноярского края.Обеспечение проекта: Создание экологической зоны в уголке природы, для разработки проекта использовалась методическая литература, иллюстрационный материал, информация в виде художественной литературы, видеофильмов о природе.Результат проекта: вырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей,экологически грамотных, воспитывать гуманное отношение ко всему живому. Личностные эффекты: Появляется самостоятельность, ответственность, творческая активность, желание активно воздействовать наокружающий мир. Этапы проекта: Аналитический этап – процесс работы с детьми Сроки: СЕНТЯБРЬ 2021 г.Практический этап – способы реализации проекта 1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов; 2-й - исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разнымиспособами; 3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатовработы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученныхзнаний, формулировка выводов и, по возможности, составлениерекомендаций.1. Подготовительный этап : Сроки: СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ 2021 г.1.Совместно с детьми продумать продукт проекта.2.Составить планмероприятий по реализации проекта. 3.Подготовка материала: подборкаизображений деревьев,; детской литературы о природе( В. Бианки «Ребятам о зверятах», В. Зотов «Лесная мозаика», Г. Снегирев «Звери наших лесов», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», В. Бианки «Лесная газета», Е. Чарушин «Воробей», М. Михайлов «Лесные хоромы»).4. Выставка рисунков по произведениям о природе, художественного слова, физкультминутки, настольно-печатных игр и т.д. 5 Видео экскурсии - «Животные, которые проживают в заповеднике СТОЛБЫ».7.Презентация. - «Птицы нашего края»8. Беседы: " «Природа – наш друг», «Природа, ты и я – друзья» .9.Создание уголка в группе «Природа – наш друг» для ручного труда из природного материала и общения с природой.Конкурс поделок из природного материала, организация выставки детскихработ из природного материала.Предполагаемые результаты:1 У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениямприроды. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) инеживую природу ( воздух, почва, вода). Ребята узнают особенностиприроды родного края2 Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения вприроде. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическимизнаками, изобретут свои собственные знаки.3. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться кправильному поведению по отношению к миру природы.4 У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы,они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.5 Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разныхвремен года. Смогут объяснить причины смены времен года.6 Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и еесвойства.7 Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.8 Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.9. Дети закрепят представления о животных : условия жизни домашних идиких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли,животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объектыприроды ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, итем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.9 Ребята узнают много интересного из жизни растений ( деревьев,кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений),исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений;научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветникедетского сада( рыхление, полив, прополка).10. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными вуголке природы. 11 Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживойприроды, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общегодома природы : * Все живые организмы имеют равное право на жизнь. * Вприроде все взаимосвязано. * В природе ничто никуда не исчезает, апереходит из одного состояния в другое.12 Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты,исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматьсяпоисковой деятельностью13 Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы исоблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природатоже таит в себе опасность для жизни людей.14 К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическоепросвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитаниидетей детского сада.2. ОСНОВНОЙ исследовательский (НОЯБРЬ 2021г. АПРЕЛЬ 2022г)Собственно исследовательский поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.Организация в группе познавательно-экологической среды.Групповые, краткосрочные исследовательские проект по изучению объектов природы.Оформить схему экологической тропинки в групповом уголке природы.Посадка растений: лук, пшеница, горох - «Огород на окне».Изучение флоры родного края на занятиях по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.Цикл практических занятий по изучению разрешающих и запрещающихэкологических знаков.Ручной труд с природным материалом «Дары осени».(ноябрь)Выставка работ детей и совместных работ с родителями.Операция «Помоги природе». – (ноябрь)Цель - уборка определённых уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.Выпуск информационных листков – (ноябрь)КВН «Хочу всё знать». – (ноябрь) с родителямиОперация «Подарок птицам». - (декабрь)Цель - изготовление кормушек с помощью родителей, и развешивание их на территории детского сада.Экскурсия по экологической тропинке - (декабрь)Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав, с осени до весны.Экологическая беседы: «К природе с добротой»  - (Декабрь)«Лес - важнейший компонент биосферы»; - (январь)«Ценность леса»; - (февраль)«Лес - кладовая природы»; - (март)«Братья наши меньшие». – (апрель)Составление альбома «Животные нашего края» - (январь)Изготовление Красной книги - (февраль)Выпуск информационных листков – (февраль)КВН «Природа наш друг» - (апрель)3. ОБОБЩАЮЩИЙ – (апрель - май) Обобщение результатов работы по экологическому плану «Экологическая тропа».Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Педагогический совет по итогам проекта. Обобщение уровня обогащения предметно-развивающей среды в группе.Составление рекомендаций по дальнейшей работе, в экологическом воспитании дошкольников.В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым;Появился интерес к явлениям и объектам природы.Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы;Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии;Созданы условия по проведению опытно-экспериментальной деятельности.Опыт по формированию у детей осознанного, экологически грамотного поведения в природе.Развито чувство сопереживания и желания помогать объектам природы.Составлен альбом « Животные нашего края».Сделаны кормушки и скворечники для птиц.Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы  экологической направленностиФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ1. Стенд «Чистый воздух и вода  - сохраним мы их друзья» - (март)2. Акция «Сундучок с батарейками».(апрель)2. Выпуск информационных листков. – (ноябрь - февраль)4. Акция «Помоги птицам» (кормушки) - (декабрь)ТЕХНОЛОГИИ - ОБОРУДОВАНИЕ:фотоаппарат; компьютер, интернет; МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:- предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям;- уголки  природы в группах;- экологическая тропа на территории детского сада;- огород на окне;- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы,  иллюстрации,  фотографии, картины, видеофильмы,  слайды (птиц,растений, животных, времен года и т.д.);- библиотека книг с экологическим содержанием;- костюмы животных, растений.  Используемая литература:Программа «Детство»Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .- М, 2005Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.Горькова Л. Г, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.Коломина В.Н.  Воспитание  основ экологической культуры в детском саду: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА1. На прогулке: подвижные игрыУгадай, чей хвост» «Кто где живет?» «Зайцы и охотник» «Хитрая лиса» «Волк во рву» «Кто знает, пусть продолжает» «Угадай, чей след»;2. Наблюдения:За красотой природы, за изменениями в природе, за птицами и насекомыми,за неживыми объектами и явлениями в природе: снег, дождь туман;3. Эксперименты и опыты в природе:С водой, снегом, льдом, песком, глиной.4. Выращивание огорода на окне:Лук, пшеница, горох;5. Чтение художественной литературыВ. Зотов «Заяц – беляк», «Лесная мозаика», В. Чарушин «Что за зверь», Н.Сладков «Лесные шорохи», Л. Толстой «Волк», А. Клыков «Как лиса зимует»,К. Ушинский «Жалобы зайки», «Лиса Патрикеевна», Г. Снегирев «Зверинаших лесов», Н. Павлова «Белые шубки» (из книги «Четыре времени года»).6. Рисование на тему «Звери в зимнем лесу».Цикл практических занятий по изучению разрешающих и запрещающих экологических знаков.7. Операция «Помоги природе».Цель - уборка определённых уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.Операция «Подарок птицам».Цель - изготовление кормушек с помощью родителей, и развешивание их на территории детского сада.8. КВН «Хочу всё знать»9. Экскурсия по экологической тропинки  закрепить названия деревьев, замечать  изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав, с осени до весны.10. Ручной труд с природным материалом «Дары осени».Выставка работ детей и совместных работ с родителями.11. Экологическая беседы«К природе с добротой», «Лес - важнейший компонент биосферы»,«Ценность леса»,«Лес - кладовая природы»,«Братья наши меньшие».12. Составление альбома «Животные нашего края»Составление Красной книгиИзготовление с помощью родителей скворечников.13. КВН «Природа наш друг»В ходе реализации проекта были достигнуты следующиерезультаты:Были сформированы элементарные экологические знания и культуреповедения в природе;Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережно относиться к ней, к животным, птицам, насекомым;Появился интерес к явлениям и объектам природы.Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы;Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательноотноситься к вопросам экологии;Созданы условия по проведению опытно-экспериментальной деятельности.Опыт по формированию у детей осознанного, экологически грамотного поведения в природе.Развито чувство сопереживания и желания помогать объектам природы.Составлен альбом « Животные нашего края».Составлена Красная книгаСделаны кормушки и скворечники для птиц.Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяетнаправление дальнейшей работы по экологической направленности