Социализация и воспитание детей дошкольников в центре раннего развития посредством включения их в различные формы социальной активности.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социализация и воспитание детей дошкольников в центре раннего развития посредством включения их в различные формы социальной активности.
Автор: Галина Владимировна Максимова

Составила педагог дополнительного образования: Максимова Г.В.Тема: Социализация и воспитание детей дошкольников в центре раннего развития посредством включения их в различные формы социальной активности.«Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. СухомлинскийРезультатом социального формирования личности является воспитанность обучающегося – это результат влияния не только воспитания, но и управляемой и стихийной социализации. Проблемы социализацииобучающихся, впервые пришедших в образовательные организации,возникают в преодолении трудностей в выстраивании отношений со сверстниками и взрослыми, ранее не состоящими в их окружении. Поэтому необходимо участие воспитания в освоении культуры человеческих отношений, системы социальных ролей, необходимых для комфортных отношений. С применением целенаправленного воспитательного тренинга, процесс стихийного взаимодействия с окружающей средой социализируется, и формируются качества личности для успешной адаптации в обществе. Так как от современного обучающегося образовательной организации требуются умение серьезно и дивергентно рассуждать, взаимодействовать в группе, общаться на высоком интеллектуальном и социально-адаптированном уровне, креативность.Основной целью педагога является формирование зрелойсамостоятельной личности, способной к реализации своих жизненных целей, опираясь на свои внутренние моральные и эмоциональные ресурсы. Это формирование должно происходить в доверительной атмосфере, в правильном эмоциональном тоне, с сочетанием требовательности и доброты.Сформированные стандарты поведения, нормы дисциплины, ценностные ориентиры, нравственные нормы социальных отношений достигаются с помощью мотиваций, применение поощрений и наказаний, что в современном обществе все тяжелее и тяжелее осуществлять. Современные родители слишком опекают своих детей и ограждают их от множества мелких ошибок своего опыта, которые бы их дети могли исправить сами, приобретая необходимый опыт социализации.Эффективное социальное воспитание возможно при условиях, еслиродители:– объясняют ребёнку свои требования, обсуждают с ним егонеправильное поведение;– не требуют полного послушания, стараются вырабатывать в подросткеумение выражать свои мысли и мнение;– власть над подростком применяют в исключительных случаях;– выслушивают и принимают точку зрения ребёнка, но не выполняютего эгоистичных и нереальных желаний.При таких условиях будет сформирована личность самостоятельная,активная, которая несет ответственность за свои поступки.Смысл воспитательной деятельности образовательных организаций – это помощь и поддержка семьи.В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:– семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);– детский сад (в первую очередь воспитатели);– общество (сверстники, друзья).По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Условия полноценной социализации детей это - специально организованный процесс в центре раннего развития по ознакомлению детей с социальной действительностью можно рассматривать как один из компонентов социального воспитания и как одно из условий, необходимых для полноценной социализации ребенка.Главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка отводится социально-педагогической деятельности центра раннего развития. Целью социального воспитания является сформированность готовности ребенка к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры.Под готовностью подразумеваются желания, способности и умения ребенка.Особое внимание необходимо уделять пространству развития детства: поскольку в детском возрасте закладываются не только базовые психические качества, позволяющие ребенку как субъекту и личности быть успешным в основных видах деятельности, но и ключевые компетенции, которые являются основой успешности человека во взаимодействии с окружающим миром, залогом его полноценной социализации. Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс центра раннего развития.В настоящее время образовательный процесс несет в себе множество функций, из которых приоритетной является социальная функция. Для этого необходимо, чтобы дошкольное образование ориентировалось на принцип единства деятельности, сознания и личности. Содержание образования должно отвечать условиям полноценной социализации ребенка-дошкольника.В процессе социализации детей выделяют следующие особенности:
  • в отличие от взрослых, которые изменяют своё поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
  • взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;
  • социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);
  • социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).
  • Деятельность центра раннего развития условие и средство социализации. Для достижения этого в дошкольном учреждении необходимо создать развивающую среду для насыщенного и безопасного жизнепроживания ребенка, сформировать представления о социальной действительности, эмоционально-ценностное отношение к ней, также необходимо включить ребенка в разнообразную деятельность и общение и на основе этого способствовать выработке творческой деятельности, закреплению знаний и формированию личностных качеств.Социализация осуществляется через игры, занятия, прогулки, экскурсии. В подготовке к практической жизни большое место уделяется коммуникативным способностям ребёнка: это межличностное общение, чтение рассказов, драматизация, конкурсы рисунков. В результате реализации этой программы дети получают знания, у них появляется эмоциональный опыт в общении, они начинают оценивать разные ситуации, появляется активность в различных видах деятельности. Основной канал познания организуется ребенком через игру. Важную роль в фактическом становлении детей в качестве членов социума играют сюжетно-ролевые игры. Пресловутые «дочки-матери» и «войнушка» — не просто веселое времяпрепровождение, а вполне значимая попытка примерить на себя такие важные социальные роли, как родительские обязанности, долг защитника и воина. Идеи сюжетно-ролевых игр могут предлагать детям взрослые, например, те же педагоги, родители или родственники. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, само выражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.Не менее интересны, используемые дидактические игры знакомят детей с разными компонентами окружающего мира, например, «Что растёт в поле, лесу, на лугу в огороде?», «Части тела животных», «Кто. Где живёт?» и другие. Другие дидактические игры развивают логическое мышление – «Пазл», «Колумбово яйцо», «Кому, что нужно для работы?» или способствуют запоминанию, например, орудий труда в различных профессиях. Догонялки и прятки, собирание построек из конструктора – даже эти занятия позволяют ребенку мысленно и эмоционально преображаться во взрослого человека, занятого важным и понятным делом.Ценность трудовой деятельности для социализации личности ребёнка можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, овладение трудовыми навыками, трудовая деятельность позволяет ребёнку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений малыш эмансипируется от взрослого, приобретает чувство уверенности. Уменьшается опасность не выживания в отсутствии взрослых. Так труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.Во-вторых, трудовая деятельность способствует развитию ролевых качеств, формированию умения прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека. И чем раньше он начинает испытывать удовлетворение от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретёт уверенность в своей способности преодолевать трудности.И, наконец – в-третьих, необходимо отметить, что трудовая деятельность способствует развитию творчества не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребёнок становится преобразователем, что поднимает его на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.Таким образом, одним из видов познания действительности является общение. Общение, как деятельность, берёт на себя существенную нагрузку в социализации личности. Общаясь с педагогами, родителями, сверстниками, ребёнок получает и углубляет свои знания о предметах, их значении и назначении, о явлениях в природе и общественной жизни, об отношениях людей, их вариативности и зависимости. В комплексном подходе социализации личности используются такие приёмы как: этюды, сочинение историй, моделирование и анализ заданных творческих ситуаций, творческие задания для детей, мини-конкурсы, импровизация и т. п.