исследовательская деятельность "По дороге в сказку"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: исследовательская деятельность "По дороге в сказку"
Автор: Олеся Николаевна Челпанова
В рамках исследовательской работы и проекта в 1 младшей группе по развитию речи "По дороге в сказку" воспитанники были ознакомлены с тем, что такое сказка, в ролях прочитали самые популярные детские сказки, сделали характеристику главных персонажей прочитанных сказок.Готовый проект в ДОУ направлен на совершенствование речи ребенка, активизацию его словарного запаса и воспитание интереса к живому слову.Введениепо виду - краткосрочный – 1 месяц;по доминирующей в проекте деятельности – творческий, групповой;по содержанию – познавательный;по возрасту участников – 2-3 года. В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой активности детей через сказки.Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, а так же в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако главными являются специальные занятия по развитию речи. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро.В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова. Только при правильном воспитании и обучении у ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к её саморазвитию, повышаются точность в речи, её выразительность. Дети начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении сказок, загадок, стихов).В формировании связной речи выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Дети должны связно говорить, ясно представлять объект рассказа (объект, событие) уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями, строить простые предложения.владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей;умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать спрашивать, отвечать, возражать, объяснять);знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;умение читать и писать (умение пользоваться грамотой и письмом).Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется речевому развитию : наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.РекламаВ младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с игрушками - животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать?)Дети младшей группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых, различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих.При чтении потешек, стихов, сказок необходимо обращать внимание детей на выразительную сторону речи, дать образец интонации.В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.Сказки – самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет: « На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке все самое доброе и вечное.Когда место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит пресекать его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи.Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку.ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Развивать речевую активность у детей.Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову.Развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.Предполагаемый результат:создание условий для обогащения знаний русских народных сказок.воспитание у детей любовь к родному краю, красоте природы;умение запоминать стихи и сказки.Поэтапная реализация проекта:Подготовительный этапПодбор методического материала.Подбор игрового материала.Планирование работы.Основной этапРеализация проекта.Продукты проекта:Выставки детских работ;Библиотека книг со сказками;План проекта:Чтение художественной литературыСказка «Репка»Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может.Позвал дед бабку. Стали они вместе тянуть. Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянули репку!Сказка «Теремок»Стоит в поле теремок-теремок.Он не низок, не высок, не высок.Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:— Кто, кто в теремочке живёт?Кто, кто в невысоком живёт?Никто не отзывается.Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?— Я, мышка-норушка! А ты кто?— А я лягушка-квакушка.— Иди ко мне жить!Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?— Я, мышка-норушка!— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?— А я зайчик-побегайчик.— Иди к нам жить!Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:— Кто, кто в теремочке живёт?Кто, кто в невысоком живёт?— Я, мышка-норушка.— Я, лягушка-квакушка.— Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?— А я лисичка-сестричка.— Иди к нам жить!Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.Прибежал волчок — серый бочок, за глянул в дверь и спрашивает:— Кто, кто в теремочке живёт?Кто, кто в невысоком живёт?— Я, мышка-норушка.— Я, лягушка-квакушка.— Я, зайчик-побегайчик.— Я, лисичка-сестричка. А ты кто?— А я волчок — серый бочок.— Иди к нам жить!Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.Вот они все в теремке живут, песни поют.Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:— Кто, кто в теремочке живёт?Кто, кто в невысоком живёт?— Я, мышка-норушка.— Я, лягушка-квакушка.— Я, зайчик-побегайчик.— Я, лисичка-сестричка.— Я, волчок — серый бочок. А ты кто?— А я медведь косолапый.— Иди к нам жить!Медведь и полез в теремок.Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:— Я лучше у вас на крыше буду жить.— Да ты нас раздавишь!— Нет, не раздавлю.— Ну так полезай! Влез медведь на крышу.Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.Еле-еле успели из него выскочить:мышка-норушка,лягушка-квакушка,зайчик-побегайчик,лисичка-сестричка,волчок — серый бочок, все целы и невредимы.Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!