Рабочая программа "Азбука спорта"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа "Азбука спорта"
Автор: Ушаков Сергей Викторович
Частное общеобразовательное учреждение«Новая Школа Натальи Колгановой»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«АЗБУКА СПОРТА»Направленность: физкультурно-спортивнаяБазовый уровень сложностиСрок реализации - 3 года обученияВозраст учащихся 7-10 летна 2024-2025 учебный годРазработчик:Ушаков С.В.Учитель физической культурыг. Липецк2024 г.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНормативные основания для создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ; - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; - Государственная программа РФ «Развитие образования», утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642; - Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16); - Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы). Письмо Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 года №09-3242; - Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»Модуль «Каратэ».Каратэ – восточное единоборство в котором большое внимание уделяется воспитанию личностных качеств таких как, сила духа, стойкость, уважение. В начале обучения на первый план выходит индивидуальное обучение техническим приёмам и развитие координационных способностей детей.В каратэ действуют общие закономерности и принципы подготовки спортсменов, свойственные всем видам спорта. И поэтому тренировочный процесс должен строится на основе этих закономерностей и принципов. В основе эффективной техники лежит хорошая внутримышечная и межмышечная координация. Такая координация развивается и совершенствуется при многократном повторении одного и того же технического приёма в начале при стандартных, а потом и в самых разнообразных условиях.Спортивно-оздоровительный этап является первым звеном в системе подготовки. В группы принимаются практический все желающие, так как этого требует педагогическая этика и психологические законы спортивной ориентации. На начальном этапе физкультурно-оздоровительная работа, направленна на разностороннюю физическую подготовку и ознакомление с основами техники выбранного вида спорта.В спортивной деятельности воспитывается ответственность, развиваются способности заботиться о товарищах, сочувствовать и сопереживать, понимать радости и горести, поражения и победы.Цель программы: гармоничное физическое развитие ребёнка, формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом, формирование основ здорового образа жизни.Задачи:Оздоровительные-охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма;- всестороннее физическое совершенствование функций организма;- повышение работоспособности и закаливания.Образовательные:- формирование двигательных умений и навыков;- освоение технических приемов каратэ и их применение в игровых ситуациях;- развитие физических качеств;Воспитательные:- формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;- разностороннее гармоничное развитие ребёнка.Направленность программы: физкультурно-спортивная.Актуальность программы: состоит в том, что каратэ – популярный вид спорта. А через заинтересованность воспитанников в каратэ есть возможность реализовать цель данной программы, а именно развить психические и физические качества ребенка, мотивировать его к здоровому образу жизни.Общей целью программы является формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.Формы реализации программы.Решение задач физического развития осуществляется: непосредственно в образовательной деятельности - среда, пятница, 68 занятий в год.Планируемые результаты.Учащиеся, занимающиеся в секции дополнительного образования, должны иметь приросты показателей физической подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты не ниже среднего уровня их развития. Основной показатель секционной работы дополнительного образования по каратэ - выполнение программных требований по уровню подготовленности воспитанников, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоретической подготовленности.Модуль «Самбо».Общая характеристика модуля «Самбо».Модуль «Самбо» (далее – модуль по самбо, самбо) на уровне начального общего образования разработан с целью оказания методической помощи учителю физической культуры в создании рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура» с учётом современных тенденций в системе образования и использования спортивно-ориентированных форм, средств и методов обучения по различным видам спорта.Самбо является составной частью национальной культуры нашей страны и одним из универсальных средств физического воспитания. Самбо как вид спорта и система самозащиты имеют большое оздоровительное и прикладное значение, так как отводят важнейшую роль обеспечению подлинной надежной безопасности для здоровья и жизни занимающихся. Самбо, как система, зародившаяся в нашей стране, обладает мощным воспитательным эффектом, которая базируется на истории создания и развитии самбо, героизации наших соотечественников, культуре и традициях нашего народа, его общего духа, сплоченности и стремлении к победе, что будет способствовать их патриотическому и духовному развитию.Средства самбо способствуют гармоничному развитию и укреплению здоровья обучающихся, комплексно влияют на органы и системы растущего организма, укрепляя и повышая их функциональный уровень, а также являются важным средством профилактики травматизма. При реализации модуля «Самбо» владение различными техниками самбо обеспечивает у обучающихся воспитание всех физических качеств и развивает такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, самостоятельность, приобретение эмоционального, психологического комфорта и залога безопасности жизни.Целью изучения модуля «Самбо» является обучение самбо как базовому жизненно необходимому навыку, формирование у обучающихся общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового и безопасного образа жизни через занятия физической культурой и спортом с использованием средств самбо.Задачами изучения модуля «Самбо» являются:- всестороннее гармоничное развитие обучающихся, увеличение объёма их двигательной активности;- укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма, обеспечение культуры безопасного поведения средствами самбо;- формирование жизненно важных навыков самостраховки и самозащиты и умения применять их в различных жизненных ситуациях;- формирование общих представлений о самбо, его возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке обучающихся;- обучение основам техники самбо, безопасному поведению на занятиях в спортивном зале, на открытых плоскостных сооружениях, в бытовых условиях и в критических ситуациях;- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта средствами самбо с общеразвивающей и корригирующей направленностью;- воспитание общей культуры развития личности обучающегося средствами самбо, в том числе, для самореализации и самоопределения;- развитие положительной мотивации и устойчивого учебно- познавательного интереса к предмету «Физическая культура»; - удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в занятиях физической культурой и спортом средствами самбо;- популяризация самбо, как вид спорта и системы Самозащиты в общеобразовательных организациях, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям самбо в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, в частности самбо.Место и роль модуля «Самбо».Модуль «Самбо» доступен для освоения всем обучающимся, независимо от уровня их физического развития и гендерных особенностей и расширяет спектр физкультурно-спортивных направлений в общеобразовательных организациях. Специфика модуля по самбо сочетается практически со всеми базовыми видами спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры) и разделами «Знания о физической культуре», «Способы самостоятельной деятельности», «Физическое совершенствование».Интеграция модуля по самбо поможет обучающимся в освоении образовательных программ в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования, деятельности школьных спортивных клубов, подготовке обучающихся к сдаче норм ГТО и участии в спортивных соревнованиях.Модуль «Самбо» может быть реализован в следующих вариантах:- при самостоятельном планировании учителем физической культуры процесса освоения обучающимися учебного материала по самбо с выбором различных технических элементов самбо, с учётом возраста и физической подготовленности обучающихся (с соответствующей дозировкой и интенсивностью);- в виде целостного последовательного учебного модуля, изучаемого за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включающей, в частности, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие удовлетворение различных интересов, обучающихся (рекомендуемый объём в 1 классе – 33 часа, во 2, 3, 4 классах – по 34 часа);- в виде дополнительных часов, выделяемых на спортивно-оздоровительную работу с обучающимися в рамках внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта (рекомендуемый объём в 1 классе – 33 часа, во 2, 3, 4 классах – по 34 часа).Содержание модуля «Самбо» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.При изучении модуля «Самбо» на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:- проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через значимость самбо, подвиги самбистов в период военных действий и достижения отечественной сборной команды страны на мировых пространствах спорта;- проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и взаимодействия, нравственного поведения, проявление положительных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, решение проблем в процессе занятий самбо;- ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях при занятии самбо.При изучении модуля «Самбо» на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:- умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения средствами самбо, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в физкультурно-спортивном направлении;- умение планировать пути достижения целей с учетом наиболее эффективных способов решения задач средствами самбо в учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, соотносить двигательные действия с планируемыми результатами в самбо, определять и корректировать способы действий в рамках предложенных условий;- умение владеть основами самоконтроля, самооценки, выявлять, анализировать и находить способы устранения ошибок при выполнении технических и тактических действий самбо;- умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.При изучении модуля «Самбо» на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:- понимание значения самбо как средства повышения функциональных возможностей основных систем организма и укрепления здоровья человека, а также обеспечения собственной безопасности и безопасности близких;- умение преодолевать чувство страха перед выполнением сложно координационных упражнений из положения «стоя»;- умение характеризовать позиции, технические и тактические действия, относящиеся к самбо;- знание основных правил вида спорта самбо, правил участия в соревнованиях по самбо в учебной, тренировочной и соревновательной деятельности, этических норм участника соревнований; - знание и умение правильно выполнять основные технические элементы группировки, приёмы самостраховки в различных вариантах, из различных исходных положений, в любую сторону;- выполнять технические действия самбо по образцу учителя (лучшего обучающегося), анализировать собственные действия, корректировать действия с учётом допущенных ошибок;- умение подбирать, составлять и осваивать самостоятельно и при участии и помощи родителей простейшие комплексы общеразвивающих, специальных и имитационных упражнений для занятий самбо;- владение правилами поведения и требованиями безопасности при организации занятий самбо в спортивном зале, на открытых плоскостных сооружениях в различное время года;- умение осуществлять самоконтроль за физической нагрузкой в процессе занятий самбо, применять средства восстановления организма после физической нагрузки;- умение демонстрировать общеразвивающие и имитационные упражнения и элементарные технические действия по самбо для повышения уровня общей физической подготовленности, развития основных физических качеств и предварительной подготовки к освоению базовых технических действий самбо;- умение демонстрировать элементарные навыки и элементы техники борьбы лёжа, элементы техники способов защиты и уходов от удержаний, активные и пассивные способы защиты;- участие в соревновательной деятельности внутри школьных этапов различных соревнований, фестивалей, конкурсов по самбо;- знание и выполнение тестовых упражнений по физической подготовленности в самбо, участие в соревнованиях по самбо.Модуль «Дзюдо».Модуль «Дзюдо» (далее – модуль по дзюдо, дзюдо) на уровне начального образования разработан с целью оказания методической помощи учителю физической культуры в создании рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура» с учётом современных тенденций в системе образования и использования спортивно-ориентированных форм, средств и методов обучения по различным видам спорта.Дзюдо представляет собой целостную систему физического воспитания, поскольку включает в себя всё многообразие двигательных действий свойственных биомеханическими возможностям организма человека с использованием в учебном процессе всего арсенала физических упражнений различной направленности.Дзюдо способствует не только физическому, но и культурному, духовному развитию обучающихся, формирует вокруг себя особую атмосферу общения, увлеченности не просто видом спорта и присущими ему двигательными навыками, а собственной индивидуальной культурой, этикетом, философией, выходящей далеко за рамки спорта. Умение искусно владеть своим телом, красота бросков открывают большие возможности для активизации интереса обучающихся к дзюдо, мотивации ведения активного здорового образа жизни и способствуют всестороннему физическому, интеллектуальному, нравственному, морально-волевому развитию, их личностному и профессиональному самоопределению.Целью изучение модуля «Дзюдо» является формирование у обучающихся навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового и безопасного образа жизни через занятия физической культурой и спортом с использованием средств вида спорта «дзюдо».Задачами изучения модуля «Дзюдо» являются:всестороннее гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности;- формирование общих представлений о виде спорта «дзюдо», его возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке обучающихся;- развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма, обеспечение культуры безопасного поведения на занятиях по дзюдо;- формирование образовательного и культурного фундамента у обучающегося средствами дзюдо, и создание необходимых предпосылок для его самореализации;- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями, имеющими общеразвивающую и корригирующую направленность, техническими действиями и приёмами вида спорта «дзюдо»;- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в образовательной и соревновательной деятельности;- развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Физическая культура», удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом средствами дзюдо;- популяризация дзюдо среди подрастающего поколения, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям дзюдо, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта.Место и роль модуля «Дзюдо».Модуль «Дзюдо» доступен для освоения всем обучающимся, независимо от уровня их физического развития и гендерных особенностей и расширяет спектр физкультурно-спортивных направлений в общеобразовательных организациях.Специфика модуля по дзюдо сочетается практически со всеми базовыми видами спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры).Интеграция модуля по дзюдо поможет обучающимся в освоении образовательных программ в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования, деятельности школьных спортивных клубов, подготовке обучающихся к сдаче норм ГТО и участии в спортивных соревнованиях.Модуль «Дзюдо» может быть реализован в следующих вариантах:- при самостоятельном планировании учителем физической культуры процесса освоения обучающимися учебного материала по дзюдо с выбором различных элементов дзюдо, с учётом возраста и физической подготовленности обучающихся;- в виде целостного последовательного учебного модуля, изучаемого за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включающей, в частности, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие удовлетворение различных интересов обучающихся (при организации и проведении уроков физической культуры с 3-х часовой недельной нагрузкой рекомендуемый объём в 1 классе – 33 часа, во 2, 3, 4 классах – по 34 часа);- в виде дополнительных часов, выделяемых на спортивно-оздоровительную работу с обучающимися в рамках внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта (рекомендуемый объём в 1 классе – 33 часа, во 2, 3, 4 классах – по 34 часа).Содержание модуля «Дзюдо» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.При изучении модуля «Дзюдо» на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:- проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через достижения российских борцов-дзюдоистов и национальной сборной команды страны по дзюдо;- проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности (учебной, тренировочной, досуговой, игровой и соревновательной) на принципах доброжелательности и взаимопомощи;- проявление готовности к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию, мотивации к осознанному выбору индивидуальной траектории образования средствами дзюдо;- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;- реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;- проявление осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, моральной компетентности в решении проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности по дзюдо;- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства достижении поставленных целей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;- соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях;- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях, способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности средствами дзюдо.При изучении модуля «Дзюдо» на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств и способов её осуществления;- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия, собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;- умение характеризовать действия и поступки, давать им анализ и объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;- понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;- определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций в учебной, игровой и соревновательной деятельности, оценка собственного поведения и поведения окружающих;- обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;- организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;- способность выделять и обосновывать эстетические признаки в физических упражнениях, двигательных действиях, оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.При изучении модуля «Дзюдо» на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:- понимание значения занятий дзюдо как средства укрепления здоровья, закаливания и развития физических качеств человека;- сформированность знаний по истории возникновения дзюдо в мире и в Российской Федерации;- представление о разновидностях дзюдо и основных правилах ведения поединков, борцовской терминологии на японском языке, весовых категориях;- сформированность навыков безопасного поведения во время занятий дзюдо, правил личной гигиены, требований к спортивной одежде и обуви, спортивному инвентарю для занятий борьбой дзюдо;- сформированность навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями физического развития и основных физических качеств;- сформированность основ организации самостоятельных занятий дзюдо со сверстниками, организация и проведение со сверстниками подвижных игр с элементами единоборств, выполнения упражнений специальной направленности из арсенала дзюдо;- умение составлять и выполнять комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений, упражнений на развитие быстроты, ловкости, гибкости, специальных упражнений для формирования технических действий борца дзюдоиста, методики их выполнения;- способность выполнять различные виды передвижений и двигательных действий: бег, прыжки, остановки, повороты с изменением скорости, темпа и дистанции, лазания и метания в учебной, игровой и соревновательной деятельности, а также акробатические элементы: перекаты, различные виды кувырков, перевороты боком, перевороты разгибом и другие элементы;- специальные упражнения из арсенала дзюдо: борцовский и гимнастический мост, передвижения на мосту, забегания на борцовском мосту, перевороты и другие упражнения;- способность выполнять индивидуальные технические элементы (приёмы) базовой техники в партере и стойке;- способность анализировать выполнение технического действия (приёма) и находить способы устранения ошибок;- участие в учебных поединках по упрощенным правилам;- умение выполнять контрольно-тестовых упражнений по общей и специальной физической подготовке и оценивать показатели физической подготовленности;- умение демонстрировать во время учебной и игровой деятельности волевые, социальные качества личности, организованность, ответственность;- способность проявлять: уважительное отношение к одноклассникам, культуру общения и взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей в учебной и игровой деятельности на занятиях по дзюдо.Модуль «Спортивная борьба».Модуль «Спортивная борьба» (далее – модуль по спортивной борьбе, спортивная борьба) на уровне начального образования разработан с целью оказания методической помощи учителю физической культуры в создании рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура» с учётом современных тенденций в системе образования и использования спортивно-ориентированных форм, средств и методов обучения по различным видам спорта.Спортивная борьба является эффективным средством физического воспитания и содействует всестороннему физическому, интеллектуальному, нравственному развитию обучающихся, укреплению здоровья, привлечению обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, их личностному и профессиональному самоопределению.Спортивная борьба представляет собой целостную систему физического воспитания и включает всё многообразие двигательных действий свойственных биомеханическими возможностям организма человека с использованием в учебном процессе всего арсенала физических упражнений различной направленности, что обеспечивает эффективное развитие физических качеств и двигательных навыков.Целью изучение модуля «Спортивная борьба» является формирование у обучающихся навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового и безопасного образа жизни через занятия физической культурой и спортом с использованием средств вида спорта «спортивная борьба».Задачами изучения модуля «Спортивная борьба» являются:- всестороннее гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности;- формирование общих представлений о виде спорта «спортивная борьба», его возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке обучающихся;- развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма, обеспечение культуры безопасного поведения на занятиях по спортивной борьбе;- формирование образовательного и культурного фундамента у обучающегося средствами спортивной борьбы, и создание необходимых предпосылок для его самореализации;- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями, имеющими общеразвивающую и корригирующую направленность, техническими действиями и приёмами вида спорта «спортивная борьба»;- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в образовательной и соревновательной деятельности;- развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Физическая культура», удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом средствами спортивной борьбы;- популяризация спортивной борьбы среди подрастающего поколения, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям спортивной борьбой, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта.Место и роль модуля «Спортивная борьба».Модуль «Спортивная борьба» доступен для освоения всем обучающимся, независимо от уровня их физического развития и гендерных особенностей и расширяет спектр физкультурно-спортивных направлений в общеобразовательных организациях.Специфика модуля по спортивной борьбе сочетается практически со всеми базовыми видами спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры).Интеграция модуля по спортивной борьбе поможет обучающимся в освоении образовательных программ в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования, деятельности школьных спортивных клубов, подготовке обучающихся к сдаче норм ГТО и участии в спортивных соревнованиях.Модуль «Спортивная борьба» может быть реализован в следующих вариантах:- при самостоятельном планировании учителем физической культуры процесса освоения обучающимися учебного материала по спортивной борьбе с выбором различных элементов борьбы, с учётом возраста и физической подготовленности обучающихся;- в виде целостного последовательного учебного модуля, изучаемого за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включающей, в частности, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие удовлетворение различных интересов обучающихся (при организации и проведении уроков физической культуры с 3-х часовой недельной нагрузкой рекомендуемый объём в 1 классе – 33 часа, во 2, 3, 4 классах – по 34 часа);- в виде дополнительных часов, выделяемых на спортивно-оздоровительную работу с обучающимися в рамках внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта (рекомендуемый объём в 1 классе – 33 часа, во 2, 3, 4 классах – по 34 часа).Содержание модуля «Спортивная борьба» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.При изучении модуля «Спортивная борьба» на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:- проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через достижения российских борцов и национальной сборной команды страны по спортивной борьбе;- проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры общения и взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности (учебной, тренировочной, досуговой, игровой и соревновательной) на принципах доброжелательности и взаимопомощи;- проявление готовности к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию, мотивации к осознанному выбору индивидуальной траектории образования средствами спортивной борьбы;- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;- реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;- проявление осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, моральной компетентности в решении проблем в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности по спортивной борьбе;- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства достижении поставленных целей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;- соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях;- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях, способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности средствами спортивной борьбы.При изучении модуля «Спортивная борьба» на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств и способов её осуществления;- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия, собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;- умение характеризовать действия и поступки, давать им анализ и объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;- понимание причин успеха или неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;- определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций в учебной, игровой и соревновательной деятельности, оценка собственного поведения и поведения окружающих;- обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;- организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;- способность выделять и обосновывать эстетические признаки в физических упражнениях, двигательных действиях, оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.При изучении модуля «Спортивная борьба» на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:- понимание значения занятий спортивной борьбой как средством укрепления здоровья, закаливания и развития физических качеств человека;- сформированность знаний по истории возникновения спортивной борьбы в мире и в Российской Федерации;- представление о разновидностях спортивной борьбы и основных правилах ведения поединков, борцовской терминологии, весовых категориях;- сформированность навыков безопасного поведения во время занятий спортивной борьбой, правил личной гигиены, требований к спортивной одежде и обуви, спортивному инвентарю для занятий борьбой;- сформированность навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями физического развития и основных физических качеств;- сформированность основ организации самостоятельных занятий спортивной борьбой со сверстниками, организация и проведение со сверстниками подвижных игр с элементами единоборств, выполнения упражнений специальной направленности из арсенала спортивной борьбы;- умение составлять и выполнять комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений, упражнений на развитие быстроты, ловкости, гибкости, специальных упражнений для формирования технических действий борца, методики их выполнения;- способность выполнять различные виды передвижений и двигательных действий: бег, прыжки, остановки, повороты с изменением скорости, темпа и дистанции, лазания и метания в учебной, игровой и соревновательной деятельности, а также акробатические элементы: перекаты, различные виды кувырков, перевороты боком, перевороты разгибом и другие элементы;- специальные упражнения из арсенала спортивной борьбы: борцовский и гимнастический мост, передвижения на мосту, забегания на борцовском мосту, перевороты и другие упражнения;- способность выполнять индивидуальные технические элементы (приёмы) базовой техники в партере и полустойке;- способность анализировать выполнение технического действия (приёма) и находить способы устранения ошибок;- участие в учебных поединках по упрощенным правилам;- умение выполнять контрольно-тестовых упражнений по общей и специальной физической подготовке и оценивать показатели физической подготовленности;- умение демонстрировать во время учебной и игровой деятельности волевые, социальные качества личности, организованность, ответственность;- способность проявлять: уважительное отношение к одноклассникам, культуру общения и взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей в учебной и игровой деятельности на занятиях по спортивной борьбе.Обеспечение.Учебно-методическое обеспечениеГубжоков З.Б., Технология обучения основным элементам базовой техники каратэ - до в системе дополнительного образования /З.Б. Губжоков // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы. Материалы Международной заочной научно-практической конференции, 10 декабря 2013 г. - Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2014 - С. 6469;Головихин Е., Программа дополнительного образования детей Самбо, 2012;Харлампиев А.А., Тактика борьбы самбо, 2012;Ломакина Е.В., Табаков С.Е., Самбо в школу. Примерная программа учебного предмета Физическая культура для общеобразовательных организаций, реализующих программу начального, основного и среднего образования, 2021;Орельен Бруссаль-Дерваль, Алексей Левицкий, Дзюдо. Физическая подготовка, 2021;Максимов Д.В., Физическая подготовка единоборцев самбо дзюдо. Теоретико-практические рекомендации, 2014;Матущак П.Ф., "Вольная борьба. Учебное пособие", 2022;Шахмурадов Ю.А., Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов, 2015;СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫУчебный план1 год обученияУчебно-тематический план1 год обученияСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА1 год обученияМодуль «Каратэ». Воспитание нравственных и волевых качеств.Мотивация к регулярным занятиям спортом. Спортивно-эстетическое воспитание. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность в тренировках. Понятие об утомлении и переутомлении. Основные базовые технические элементы каратэ – стойка, удар рукой на месте. Модуль «Самбо». Введение в самбо.Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Дыхание при выполнении упражнений. Комплексы подготовительных упражнений, адоптированных к виду спорта самбо.Модуль «Каратэ». Влияние каратэ на физические качества ребёнка.Правила каратэ. Основные сведения о базовой технике, движения в стойках, удары руками и ногами. Классификация и анализ техники изучаемых элементов каратэ. Отработка ударов в движении и без движения. Основные базовые технические элементы каратэ – стойка, удар рукой с шагом вперёд, прямой удар задней ногой.Модуль «Самбо». Технико-тактические основы самбо: стойки, дистанции, захваты, перемещения.Упражнения для всех групп мышц. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. Упражнения для развития общей выносливости. Броски: передняя и задняя подножки, через бедро, через плечо, через спину.Модуль «Каратэ» Общая физическая подготовка.Упражнения для развития специальной выносливости. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Основные базовые технические элементы каратэ – стойка с ударом рукой в свободной стойке без шага с выпадом передней ногой, боковой удар передней ногой. Модуль «Дзюдо». Введение в дзюдо.Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Дыхание при выполнении упражнений. Комплексы подготовительных упражнений, адоптированных к виду спорта дзюдо.Модуль «Каратэ». Специальная физическая подготовка.Отработка ударов передней и задней рукой, на месте и с перемещением вперёд. Прямые и боковые удары ногами, блоки, верхний блок для защиты головы, блок для защиты среднего уровня, нижний блок для защиты от прямого удара ногой. Отработка комбинаций из двух действий: блок и удар, два удара руками, два удара ногами, удар рукой и удар ногой.Модуль «Дзюдо». Дзюдо как средство укрепления здоровья, закаливания и развития физических качеств.Подвижные игры на стимулирование двигательной активности воспитанника на разностороннее развитие и совершенствование основных движений детей. Эстафеты: развивающие скоростно-силовые качества, общую выносливость, силу, гибкость, ловкость. Разучивание комплекса технико-тактических упражнений.Модуль «Каратэ». Технико-тактическая подготовка.Перемещение в «свободной стойке» - вперёд, назад, влево, вправо. Обучение тактике атаки и защиты при взаимодействии с соперником. Техника работы первым и вторым номером. Перемещение в определенную зону в целях атаки, защиты или перемещение в безопасную зону для подготовки следующего действия. Обманные действия перед атакой, если соперник работает вторым номером, то его следует атаковать только через обманный манёвр с целью спровоцировать показ его скрываемого действия. Модуль «Спортивная борьба». Введения в спортивную борьбу.Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Дыхание при выполнении упражнений. Комплексы подготовительных упражнений, адоптированных к виду спорта спортивная борьба.Модуль «Каратэ». Усложнённые технические действия в поединке.Передвижения в свободной стойке по кругу, вдоль или по диагонали соревновательной площадки, для выведения соперника из удобной позиции и последующим проведением атаки. Удары в зачётные зоны с контролем силы удара. Выбор наиболее целесообразной позиции по отношению к сопернику, стремящемуся нанести удар в цель.Модуль «Спортивная борьба». Развитие физических качеств.Упражнения на перекладине. Растяжка в парах. Борьба в партере. Освобождение от захватов. Блокировка атакующих действий соперника. Упражнения в стойке с соперником: зацепы, проход в ноги, срыв захвата. Борьба за захват. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК1 год обученияСОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫУчебный план2 год обученияУчебно-тематический план2 год обученияСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА2 год обученияМодуль «Каратэ». Воспитание нравственных и волевых качеств.Мотивация к регулярным занятиям спортом. Спортивно-эстетическое воспитание. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность в тренировках. Понятие об утомлении и переутомлении. Основные базовые технические элементы каратэ – стойка, удар рукой на месте. Модуль «Самбо». Прикладное самбо.Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Дыхание при выполнении упражнений. Комплексы подготовительных упражнений, адоптированных к виду спорта самбо. Упражнения на укрепление мышц шеи.Модуль «Каратэ». Влияние каратэ на физические качества ребёнка.Правила каратэ. Основные сведения о базовой технике, движения в стойках, удары руками и ногами. Классификация и анализ техники изучаемых элементов каратэ. Отработка ударов в движении и без движения. Основные базовые технические элементы каратэ – стойка, удар рукой с шагом вперёд, прямой удар задней ногой.Модуль «Самбо». Технико-тактические основы самбо: стойки, дистанции, захваты, перемещения.Упражнения для всех групп мышц. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. Упражнения для развития общей выносливости. Броски: передняя и задняя подножки, через бедро, через плечо, через спину.Модуль «Каратэ» Общая физическая подготовка.Упражнения для развития специальной выносливости. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Основные базовые технические элементы каратэ – стойка с ударом рукой в свободной стойке без шага с выпадом передней ногой, боковой удар передней ногой. Модуль «Дзюдо». Дзюдо как спорт.Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Дыхание при выполнении упражнений. Комплексы подготовительных упражнений, адоптированных к виду спорта дзюдо. Раздёргивание и выведение из равновесия в парах.Модуль «Каратэ». Специальная физическая подготовка.Отработка ударов передней и задней рукой, на месте и с перемещением вперёд. Проведение трёх поединков по 2 минуты с разными соперниками. Отработка комбинаций из двух действий: блок и удар, два удара руками, два удара ногами, удар рукой и удар ногой.Модуль «Дзюдо». Дзюдо как средство укрепления здоровья, закаливания и развития физических качеств.Подвижные игры на стимулирование двигательной активности воспитанника на разностороннее развитие и совершенствование основных движений детей.Модуль «Каратэ». Технико-тактическая подготовка.Техника работы первым и вторым номером. Перемещение в определенную зону в целях атаки, защиты или перемещение в безопасную зону для подготовки следующего действия. Обманные действия перед атакой, если соперник работает вторым номером, то его следует атаковать только через обманный манёвр с целью спровоцировать показ его скрываемого действия. Передвижения в свободной стойке поперек, вдоль или по диагонали соревновательной площадки, для выведения соперника из удобной позиции и последующим проведением атаки. Удары в зачётные зоны с контролем силы удара. Выбор наиболее целесообразной позиции по отношению к сопернику, стремящемуся нанести удар в цель.Модуль «Спортивная борьба». Вольная борьба.Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Дыхание при выполнении упражнений. Комплексы подготовительных упражнений, адоптированных к виду спорта, спортивная борьба. Освобождение от захвата.Модуль «Каратэ». Усложнённые технические действия в поединке.Передвижения в свободной стойке по кругу, вдоль или по диагонали соревновательной площадки, для выведения соперника из удобной позиции и последующим проведением атаки. Удары в зачётные зоны с контролем силы удара. Выбор наиболее целесообразной позиции по отношению к сопернику, стремящемуся нанести удар в цель.Модуль «Спортивная борьба». Развитие физических качеств.Упражнения на перекладине. Растяжка в парах. Борьба в партере. Освобождение от захватов. Блокировка атакующих действий соперника. Упражнения в стойке с соперником: зацепы, проход в ноги, срыв захвата. Борьба за захват. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК2 год обученияСОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫУчебный план3 год обученияУчебно-тематический план3 год обученияСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА3 год обученияМодуль «Каратэ». Олимпийское каратэ.Мотивация к регулярным занятиям спортом. Правила вида спорта каратэ. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Инициативность, самостоятельность в тренировках. Основные базовые технические элементы каратэ – стойки, удары, боли, перемещение, защита, обманные манёвры. Модуль «Самбо». Прикладное самбо.Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Дыхание при выполнении упражнений. Комплексы подготовительных упражнений, адоптированных к виду спорта самбо. Развитие специальной гибкости.Модуль «Каратэ». Влияние каратэ на физические качества ребёнка.Классификация и анализ техники изучаемых элементов каратэ. Отработка ударов в движении и без движения.Модуль «Самбо». Технико-тактические основы самбо: стойки, дистанции, захваты, перемещения.Упражнения для всех групп мышц. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. Упражнения для развития общей выносливости. Броски: передняя и задняя подножки, через бедро, через плечо, через спину. Низкие броски, действия в партере.Модуль «Каратэ» Общая физическая подготовка.Упражнения для развития специальной выносливости. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Основные базовые технические элементы каратэ – стойка с ударом рукой в свободной стойке без шага с выпадом передней ногой, боковой удар передней ногой. Модуль «Дзюдо». Дзюдо как спорт.Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Дыхание при выполнении упражнений. Комплексы подготовительных упражнений, адоптированных к виду спорта дзюдо. Правила вида спорта дзюдо.Модуль «Каратэ». Специальная физическая подготовка.Отработка ударов передней и задней рукой, на месте и с перемещением вперёд. Проведение трёх поединков по 2 минуты с разными соперниками. Отработка комбинаций из двух действий: блок и удар, два удара руками, два удара ногами, удар рукой и удар ногой.Модуль «Дзюдо». Дзюдо как средство укрепления здоровья, закаливания и развития физических качеств.Подвижные игры на стимулирование двигательной активности воспитанника на разностороннее развитие и совершенствование основных движений детей. Эстафеты: развивающие скоростно-силовые качества, общую выносливость, силу, гибкость, ловкость. Разучивание комплекса технико-тактических упражнений.Модуль «Каратэ». Технико-тактическая подготовка.Техника работы первым и вторым номером. Перемещение в определенную зону в целях атаки, защиты или перемещение в безопасную зону для подготовки следующего действия. Обманные действия перед атакой, если соперник работает вторым номером, то его следует атаковать только через обманный манёвр с целью спровоцировать показ его скрываемого действия. Передвижения в свободной стойке поперек, вдоль или по диагонали соревновательной площадки, для выведения соперника из удобной позиции и последующим проведением атаки. Удары в зачётные зоны с контролем силы удара. Выбор наиболее целесообразной позиции по отношению к сопернику, стремящемуся нанести удар в цель.Модуль «Спортивная борьба». Вольная борьба.Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Дыхание при выполнении упражнений. Комплексы подготовительных упражнений, адоптированных к виду спорта, спортивная борьба. Проход в ноги и подготовительные общеразвивающие упражнения.Модуль «Каратэ». Усложнённые технические действия в поединке.Передвижения в свободной стойке по кругу, вдоль или по диагонали соревновательной площадки, для выведения соперника из удобной позиции и последующим проведением атаки. Удары в зачётные зоны с контролем силы удара. Выбор наиболее целесообразной позиции по отношению к сопернику, стремящемуся нанести удар в цель.Модуль «Спортивная борьба». Развитие физических качеств.Упражнения на перекладине. Растяжка в парах. Борьба в партере. Освобождение от захватов. Блокировка атакующих действий соперника. Упражнения в стойке с соперником: зацепы, проход в ноги, срыв захвата. Борьба за захват. Активные действия первым номером.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК3 год обучения