"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"
Автор: Драчева Светлана Алексеевна

Обучение детей дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах Цель моей работы: обучение и использование шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми. Задачи: • познакомить детей с шумовыми инструментами; • познакомить с методами и приёмами использования шумовых музыкальных инструментов в повседневной жизни; • сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы. Музыкальное воспитание в детском саду является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей. Барабан. Напоминает раскаты грома. Металлофон. Это мелодический музыкальный инструмент. Деревянный звук, какой? (Он стучащий и сухой, теплый и трескучий, тихий и гремучий). Трещотка – этот инструмент, его звук напоминает звучание кастаньет. Известен он как русский национальный инструмент. Бубен. «Постучи-ка, Лена, в бубен, Мы в ладоши хлопать будем. Постучи веселей, Посильнее в бубен бей. Ай да Лена! Как играет! Как по бубну ударяет! Веселее поиграй, Вове бубен передай!»(Н. Френкель) Музыкальная игра «Передай бубен» Педагог простукивает какой-либо ритм, дети по очереди повторяют его, воспроизводя на бубне, остальные дети прохлопывают его в ладоши. Ложки. Это своеобразный русский инструмент. Послушайте шуточное стихотворение П. Синявского, которое называется «Заиграли ложкари». При царе да при Горохе Озорные скоморохи По дороге в балаган Потеряли барабан, Бубен потеряли. В ложки ударяли. Ой, жги – говори, Заиграли ложкари! Рассматриваем расписную деревянную ложку, ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп - поварешка, обратная ее сторона называется «щекой». Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например «Ах вы, сени», «Светит месяц». Игра «Солнышко»: «Вокруг солнышка, дружок, Становись скорей в кружок» (дети встают в круг, солнышко лежит в середине круга). На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка). «Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет, чтобы мы для него сыграли: детки ложки в руки взяли, дружно в ложки застучали. Мы сейчас растопим печь – надо блинчиков испечь». Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже влево – «печем блинчики». У ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Главное – создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность. Грамотный и творческий подход к созданию развивающей среды в группе с учетом зоны музыкального воспитания помогает сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки. Музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, фантазии, творческих способностей. Ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую мускулатуру, моторику пальцев рук. Кроме того, дети начинают чище и выразительнее петь, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности. Весь комплекс приёмов приобщения детей к музицированию хорошо готовит их к будущим урокам в школе. Обучение детей игре на музыкальных инструментах осуществляю через разные формы работы: • фронтальные и подгрупповые занятия; тематические занятия; • развлечения, праздники; • театрализованные игры с музыкальным сопровождением; музыкально-дидактические игры; индивидуальная работа с детьми. Методы обучения: • «Наглядный» (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный); • «Словесный» (поэтические дополнения, образная речь, применение сказочного сюжета в обучении детей музыкальной грамоте); «Практический» (выступление на празднике). В музыкальном зале нашего детского сада есть кабинет, где представлены ударные, духовые, струнные, клавишно-язычковые музыкальные инструменты. Я провожу занятия в младших и средних группах. В своей работе опираюсь на принцип – «от простого к сложному». Существует прямая связь между простотой и возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен музыкальный инструмент. Одновременно существует связь иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребёнка, чем ниже уровень его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начать обучение. На начальном этапе первыми инструментами детей становятся ударные шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Учимся узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, деревянных ложек, маракаса и др. Каждый инструмент вношу, создавая игровую ситуацию. Постепенно у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно играть на них. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прочувствовать ритм, проиграть с помощью различных ударных инструментов (бубнов, ложек, музыкальных молоточков). На следующем этапе мы выбираем произведение для ансамбля. Ребята слушают музыкальное произведение в исполнении педагога или аудиозаписи.Затем детям предлагаются инструменты, на которых можно исполнять данное произведение. Все партии разучиваем индивидуально и только потом объединяем всех музыкантов. Чтобы играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех других ребят, требуется немало времени. В каждой группе имеется музыкальный уголок с доступными для детей шумовыми инструментами, дети всегда могу поиграть, отработать ритм. В музыкальном зале имеются плакаты, вызывающие интерес к музыке. Итог наших занятий – выступления на детских праздниках и развлечениях. Именно здесь дети учатся быть ответственными, внимательными, дисциплинированными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне. Анализируя проведённую работу, можно сказать, что игра на детских музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности детей: тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память. Дети сами ориентируются в разнообразных приёмах игры, у них развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении. Многие ребята могут подбирать мелодии по слуху. Игра на инструментах приносит всем детям удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения