"Технология исследовательской деятельности в ДОУ, как условия повышения качества образования современных детей в условиях ФГОС"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Технология исследовательской деятельности в ДОУ, как условия повышения качества образования современных детей в условиях ФГОС"
Автор: Алёна Михайловна Падалко
«Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие?Чтобы быть, я должен участвовать».Антуан де Сент-Экзюпери Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.– Часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами.* Мифы об исследовательской деятельности:Трудно найти и сформулировать проблему исследования.Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат.В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.Слишком много непонятных моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т. п.Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.Главный результат такой работы – победа на конференции.Работа юного исследователя не имеет научной ценности.Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.* Актуальность темы. Освещение актуальности изучаемой темы, значимости ее на современном этапе.- Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.Исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.Цель исследовательской деятельности в детском саду – формировать у дошкольников основные ключевые компетенции –способность к исследовательскому типу мышления. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно - исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.Для осуществления исследовательской деятельности рекомендуется следующий алгоритм действий.1шаг – выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследования – уметь отыскать сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным, простым.2 шаг – Выбор темы исследования. Выбирая тему исследования следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием.Столкнулись, что исследовательская деятельность похоже на проектную деятельность. Однако все же есть различия. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний, а проект – это всегда решение какой-то практической задачи.3 шаг – Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос, о том, зачем проводится исследование) Цели исследования начинается со слов – выявить, изучить, определить, цели проекта со слов – разработать, создать, выполнить.4 шаг – Определение задач исследования (основных шагов направления исследования)5 шаг – Выдвижение гипотезы (предложения, догадки). Гипотеза – это попытка предвидения событий.6 шаг – Составление предварительного плана исследования. Ответ на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, , что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования: подумать самому, прочитать книги, посмотреть фильм, спросить у других людей, понаблюдать….7 шаг – Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.8 шаг – Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовало открытию знаний самим ребенком через творческий, исследовательский поиск.В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения необходимо развивать в разных видах деятельности определенные умения: 1.Видеть проблемы 2.Выдвигать гипотезы, строить предложения 3.Задавать вопросы 4.Оперировать понятиями: явление, причина, следствие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, невозможность. Все это развивает абстрактное мышление.5.Классифицировать6.Наблюдать 7.Делать выводы и умозаключения.Для того чтобы исследовательская деятельность вызвала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию, создавать проблемную ситуацию, решая которую ребенок будет открывать для себя что-то новое. Пути создания проблемных ситуаций.1.Преднамеренное сталкивание жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которых они не могут, не хватает знаний, жизненного опыта.2.Преднамеренное побуждение детей к решение новых задач старыми способами.3.Побуждение детей выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения. Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методы и приемы:1.Подведение детей к противоречию и предложить самостоятельно найти способ его разрешения.2.Изложение разных точек зрений на один и тот же вопрос.3.Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.4.Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.5.Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику, рассуждение.6.Постановка проблемных задач.Пример:Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации исследовательской деятельности. Игра на положительный психологический настрой «Мозговой штурм» -Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности. -Объясните высказывание Льва Семеновича Выготского: «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию». -Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого? -Следующее задание: «Перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок наоборот; нужно правильно отгадать пословицу или поговорку). «Счастье перемещается кучами». (Беда не ходит одна.) «Уйти от новой стиральной машины». (Остаться у разбитого корыта.) «Лысина – мужское безобразие». (Коса – девичья краса.) «На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.) «Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.) «Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.) «Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.) «Начал развлекаться – трусливо сиди дома». (Кончил дело — гуляй смело.)В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны. Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья. • Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения? Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность. - Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье». Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках.