Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живое слово»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живое слово»
Автор: Гуряева Ирина Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №31 имени Героев Свири»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«ЖИВОЕ СЛОВО»Возраст обучающихся: 7-17 летСрок реализации: 1 годУровень программы: стартовыйРазработчик программы:педагог дополнительного образованияГуряева Ирина Николаевнаг.Ульяновск, 2023г.
  • КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
  • Пояснительная записка
  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Живое слово»» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
  • Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
  • Локальные акты образовательной организации:
  • Устав образовательной организации МБОУ СШ №31;
  • Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБОУ СШ №31;
  • Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МБОУ СШ №31
  • Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
  • Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
  • Положение о реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МБОУ СШ №31.
  • Направленность (профиль) программы: художественная Содержание данной программы направлено на освоение обучающимися искусства выразительной (сценической) речи, позволяющего грамотно строить свою речь, контролировать звучность и силу голоса, чётко произносить текст, понимать принципы работы с литературным произведением, работать в парах и в коллективе с использованием монологов и диалогов, участвовать в концертных программах и конкурсах различного уровня, свободно выступать на публике.Актуальность программы: Актуальность программы обусловлена её практической значимостью, так как необходимо научить современных детей и подростков правильному произношению, выразительному чтению и использованию литературного русского языка в повседневной жизни, повысить общую и речевую культуру школьников. В последние годы среди учащихся резко падает уровень языковой культуры. Дети мало читают, не умеют в письменной форме излагать свои мысли, допускают большое количество ошибок на письме и в устной речи. Грамотная, четкая речь - непременное условие не только публичного выступления, но и устного ответа учащегося при изучении любого предмета в общеобразовательной школе. Развитые речевые навыки необходимы любому человеку, как в профессиональной деятельности, так и в межличностном общении. Обучению выразительному чтению уделяется лишь небольшое время в рамках уроков литературы и русского языка и на это не всегда хватает времени. Уроков русского языка и литературы недостаточно для того, чтобы сформировать у обучающихся культуру устной речи, поэтому большую помощь может оказать правильно организованная деятельность в этом направлении за рамками уроков, в объединении дополнительного образования. Отличительные особенности программы: Отличительными особенностями данной программы являются широкие возрастные рамки (7–17 лет) при одинаковом тематическом содержании. Определяющим фактором в данном случае становится дифференцированный, адекватный возрасту личностно-ориентированный подход, подбор текстового материала и организация учебного процесса с учетом ведущего вида деятельности учащихся: учебно-игровой у младшего школьного возраста и профессионально направленной у среднего и старшего возраста обучающихся. Программа «Живое слово» предполагает работу с одарёнными детьми. Такие дети обладают языковым чутьем, у них хорошо развита монологическая речь, они свободно декламируют и пользуются выразительными средствами; такие дети самостоятельны и инициативны в творческой деятельности, активно участвуют в конкурсах, концертах, спектаклях. С такими учащимися работа может строиться по индивидуальному образовательному маршруту. Задачей педагогов совместно с родителями в этом случае будет совершенствование творческих способностей учащихся, повышение их мастерства и уровня участия в творческих конкурсах (от городского уровня к всероссийскому, международному уровню), необходимо показать учащимся перспективы их творческого развития и, возможно, будущей профессиональной деятельности. Для выявления уровня и области одаренности детей используется методика А.И. Савенкова: Методика оценки общей одаренности, Методика «Карта одаренности». В случае если освоение программы вызывает затруднение, с учащимся так же разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, соответствующий индивидуальным возможностям ребёнка.Новизна программы:Новизна программы «Живое слово» заключается в том, что она направлена на развитие творческих способностей учащихся и способствует их самоопределению.Программа реализуется во внеурочное время и способствует в полном объеме ознакомлению обучающихся с законами и приёмами выразительного исполнения стихотворных, прозаических и драматургических произведений и полноценной отработке навыков выразительного чтения. Программа непосредственно связана с общим курсом современного русского языка, теорией литературы, основана на введении в языкознание и литературоведение, предваряет риторику, культуру речи, лингвистический анализ художественного текста. В отличие от уроков на таких занятиях учащиеся получают углубленные знания по данным предметам. Данная программа подразумевает не только обучение теоретическим знаниям. Обучение по данной программе способствует развитию речевого дыхания, фонематического слуха учащихся; формированию умений и навыков правильного воспроизведения звуков; развитию устной связной речи. Проходя обучение, дети учатся правильной дикции, осваивают технику речи и мастерство публичной работы, т.е. овладевают теми навыками, на отработку которых не хватает времени на уроках русского языка и литературы. Адекватные формы и методы образовательной деятельности обеспечивают педагогическую целесообразность программы, так как соответствуют возрастным особенностям и познавательным интересам детей. Образовательный процесс основан на принципе деятельностного подхода к обучению. Применяемые на занятиях активные методы обучения (разыгрывание ролей, речевой тренинг, имитационные игры, активное проигрывание, драматизация) сочетаются с технологиями продуктивного чтения и полностью соответствуют линии развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения оценивать результат собственной учебной работы. В процессе занятий у учащихся постепенно формируются навыки правильного дыхания, грамотно построенной литературной речи, четкого произношения, контроля звучности и силы голоса; расширяется словарный запас; развивается понимание принципов работы с литературным произведением, умение находить его подтекст. Параллельно появляется свобода в общении, в том числе с аудиторией зрителей, повышается культура поведения, формируется читательский вкус, эстетическое мировоззрение современных детей. Программа педагогически целесообразна, так как она обладает воспитательным потенциалом, знакомит с творческими работами профессиональных чтецов, что положительно сказывается как на общекультурном, так и на духовно-нравственном развитии учащихся; оптимально сочетает традиционные и современные подходы к обучению; успешно развивает коммуникативные навыки общения учащихся; даёт возможность культурного и профессионального самоопределения; помогает в успешной социализации учащихся. Адресат программы: Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 7-17 лет. Возраст от 7 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребёнка. Дети младшего школьного возраста начинают осознавать себя как личность, свою принадлежность к социуму. Они умеют и любят общаться со взрослыми и сверстниками. В начальной школе закладываются основы языковой культуры. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом важно помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Это очень важно при публичных выступлениях. Для учащихся этой группы важен оптимистический настрой учебно-воспитательного процесса, поэтому основными формами занятий являются: занятие-игра, путешествие, конкурс, сюжетные, ролевые и развивающие игры, этюды на фантазию. Учащиеся инициативны, с ярким воображением, «легки на подъём», чётко ограничивают понятия «добро» и «зло», они с интересом работают над такими художественными произведениями, как сказки, весёлые стихи, истории на школьную тему, где добро побеждает зло. С удовольствием принимают участие в конкурсно-игровых программах.В подростковом возрасте развитые речевые навыки необходимы не только в межличностном общении и при публичных выступлениях, но и позволяют повысить самооценку, приобрести уверенность в аргументации своих умозаключений. В этот период совершенствуются навыки устной речи. Важной потребностью учащихся 12-15-летнего возраста является потребность эмоционального самовыражения и взаимодействия, они учатся активной деятельности. Значительно развивается логическое мышление, сильно чувство команды. Любят рассказы, истории о смелых, дерзких людях. Поэтому, подбирая чтецкий материал для этой группы, надо опираться на данные качества учащихся. У учеников появляется желание показать себя и свою речь с положительной стороны, но часто это сопровождается боязнью насмешек, неудач, провала. Эта возрастная группа стремится к соревновательности, чаще других принимает участие в различных конкурсах и фестивалях. Очень важно в этот период, чтобы развивалась грамотность речи и при этом подростки не стеснялись публичных выступлений. Возраст 16-17 лет является периодом формирования самосознания и собственного мировоззрения, этапом начала принятия ответственных решений. Это время, когда ценности дружбы, любви, становятся первостепенными. Появляется стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердиться, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья. Учащиеся этой возрастной группы с интересом работают над отрывками художественных произведений, где затрагивается тема любви, отношений, выполняют самостоятельные задания:
  • выбрать чтецкий материал и самостоятельно работать над ним;
  • придумать рассказ, сказку и записать её;
  • «работать» педагогом с учащимися младших групп;
  • разыгрывать этюды «Я в предлагаемых ситуациях с использованием монолога». Большая роль на этом этапе отводится умению психологически настроиться на выступление и удержать внимание слушателей.
  • Уровень освоения программы: стартовыйНаполняемость группы:12-15 человекОбъем программы: 36 часовСрок освоения программы: 1 годРежим занятий: 1 раз в неделю по 40 минутФорма реализациис применением дистанционных образовательных технологийФорма(ы) обученияочнаяОсобенности организации образовательного процесса:Набор детей в группы свободный. Дети принимаются с разной степенью одаренности и различным уровнем базовой подготовки. Списочный состав групп может корректироваться в течение учебного года. Предпочтительны к обучению - одновозрастные группы учащихся. Какого-либо отбора по уровню речевого развития учащихся в группы не проводится, на занятия принимаются дети как с нормой речевого развития, так и с недостатками речи. При необходимости коррекции звукопроизношения учащимся рекомендуются занятия с логопедом. Форма организации занятий – фронтальная, групповая, индивидуальная. Образовательный процесс выстраивается с учетом психофизических и возрастных особенностей детей в группе. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Предусмотрена самостоятельная работа учащихся, которая заключается в посещении театров и других учреждений культуры, выполнении домашних заданий, сочинении этюдов, работе над индивидуальными заданиями и самостоятельными отрывками, работе над совершенствованием и закреплением полученных навыков. В случае отмены очных занятий, связанных с введением карантинных мероприятий, с плохими погодными условиями и особыми распоряжениями вышестоящих Министерств и ведомств, данная программа предусматривает электронное обучение с применением дистанционных технологий. При дистанционной форме обучения занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 мин. При дистанционном обучении используются следующие формы работы: видео- и аудио-занятия, лекции, мастер-классы; онлайн-конкурсы; адресные дистанционные консультации. Дистанционные занятия организуются на интернет-платформах и сервисах: Сетевой город, Сферум, чаты Viber, ВКонтакте. В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую происходит обмен информацией, проводятся индивидуальные консультации, индивидуальные и групповые занятия могут проводиться по видеосвязи на платформе Сферум.
  • Цель и задачи программы
  • Цель программы: обучение детей владению устным словом через приобщение к миру литературы и художественному чтению.Задачи программы:Образовательные:
  • обучить выразительному чтению художественных произведений;
  • научить навыкам работы с текстом и использованию интонационных особенностей знаков препинания,
  • сформировать умения анализа художественных произведений;
  • сформировать навыки употребления языковых норм и литературной речи при публичном выступлении;
  • научить школьников пользоваться всем богатством языковых средств (способствовать постоянному пополнению словарного запаса, развитию и совершенствованию грамматического строя их речи).
  • Развивающие:
  • способствовать развитию творческого потенциала и личностных качеств обучающихся (памяти, внимания, наблюдательности, слухоречевой координации);
  • развивать акустические возможности голоса;
  • способствовать развитию эстетического вкуса посредством знакомства обучающихся с лучшими образцами мировой литературы.
  • Воспитательные:
  • воспитывать культуру межличностного общения и конструктивного взаимодействия в коллективе;
  • способствовать формированию культуры речи, ценностного отношения к отечественным языковым традициям;
  • способствовать обогащению внутреннего мира детей, расширению их кругозора и общей эрудиции.
  • Планируемые результаты освоения программы
  • Предметные образовательные результаты:По итогам освоения программы «Живое слово» обучающийся:
  • знает основные понятия: звук, высота и сила звука, резонирование, диапазон, дикция, артикуляция, орфоэпия, текст, подтекст произведения и его характер; основные правила орфоэпии; принципы логических ударений, речевой и смысловой нагрузки;
  • пользуется разными типами дыхания;
  • выполняет комплекс дыхательных, речевых, артикуляционных упражнений, разминку языка и губ;
  • производит лингвистический разбор простого текста;
  • умеет определять характерность персонажа произведения по его речевым характеристикам;
  • умеет ставить логическое ударение в смысловом отрезке текста, знает правила логического чтения;
  • четко произносит скороговорки, чистоговорки;
  • правильно произносит гласные и согласные звуки в различных сочетаниях;
  • выразительно читает предварительно разобранный и неподготовленный текст;
  • использует всевозможные языковые средства при публичных выступлениях;
  • знает общие сведения о сохранении здоровья голосового аппарата, его строении и принципах работы.
  • Метапредметные результаты:Регулятивные:
  • способен планировать необходимые действия, операции;
  • умеет действовать по плану;
  • способен контролировать звук и интонации своего голоса.
  • Познавательные:
  • может читать и слушать тексты;
  • умеет извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее;
  • разбирается в литературоведческих понятиях и видах произведений;
  • разбирается в художественно - изобразительных средствах, использованных автором в произведении;
  • знает особенности стихотворной речи, жанровые особенности произведения.
  • Коммуникативные:
  • может задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
  • умеет работать в группе, в паре;
  • формулирует собственные мысли, высказывает их;
  • обосновывает свою точку зрения;
  • анализирует и оценивает образцы художественного слова как художественное и эстетическое целое;
  • может давать произведению личностную оценку;
  • владеет исполнительским мастерством (выразительная речь, дикция, мимика);
  • владеет навыками литературной речи в движении;
  • умеет свободно общаться друг с другом, а также с посторонними.
  • Личностные результаты:
  • положительно относится к культурным ценностям и художественным произведениям разных народов и деятелей искусств;
  • стремится к приобретению новых знаний, умений и совершенствует имеющиеся;
  • уважительно относится к мастерству товарищей.
  • Учебно-тематический план
  • Содержание учебно-тематического плана
  • Раздел 1.Вводное занятие. Цели и задачи программы.Теория. Знакомство с детьми. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и в помещениях образовательной организации. Ознакомление с содержанием работы. Структура занятия. Порядок разминки.Практика. Разминка. Выполнение игровых двигательно-речевых упражнений, определение исходных данных детей на начало обучения. Игры «Походка», «Превращение».Форма контроля: Анкетирование.Раздел 2. Искусство звучащего слова.Тема 2.1. Звучащий голос поэтов XX векаТеория. Знакомство с аудиозаписями чтения поэтами своих стихов. С.Есенин, В.Маяковский, О.Мандельштам, А.Ахматова и другие.Практика. Обсуждение и анализ прослушанных аудиозаписейФорма контроля: Прослушивание.Оборудование: компьютер (магнитофон), аудио,-видеозаписиТема 2.2. Искусство художественного чтения знаменитых исполнителей.Теория. Аудио концерты знаменитых актеров, чтецов. Чтение классиков отечественной и зарубежной литературы. «Театр одного актера» В.Яхонтова. «Живой портрет» И.Андронникова. Я.Смоленский. Д.Журавлев и другие.Практика. Обсуждение и анализ прослушанных аудиозаписей и просмотренных видеозаписей.Форма контроля: Прослушивание.Оборудование: компьютер (магнитофон), аудио,-видеозаписиРаздел 3.Орфоэпические нормы русского языка.Тема 3.1. Понятие орфоэпии, произношение.Теория. Понятие орфоэпии, произношение. Язык, его функции. Практика. Игровые упражнения на произнесение гласных звуков [о], [а] в ударном слоге; гласных звуков [о], [а] в предударном слоге; в начале слова; в слогах после ударного гласного; в слогах, удаленных от ударного гласного на 2-3 слога; безударных гласных звуков [йа] и [йэ]; [йо], в буквосочетаниях «яе» и «ае»; согласных звуков [ч], [щ]; [ж], [ш], [ц]; звонких согласных в конце слова; сочетания согласных [сч] и [зч]; звонких согласных перед глухими; глухих согласных перед звонкими. Форма контроля: Прослушивание.Тема 3.2. Речь письменная и устная.Теория. Речь письменная и устная. Буква и звук.Практика. Игры со словами: «Логориф», «Отгадай слово!», «Летает, не летает!»Форма контроля: Прослушивание.Тема 3.3. Основные правила орфоэпии.Теория. Ударение в слове. Основные правила орфоэпии.Практика. Игры со словами, развивающие связную образную речь: «Сочини акростих», «Сочини метаграмму», «Сочини анаграмму», «Разгадай анаграмму».Форма контроля: Прослушивание.Раздел 4.Техника речи.Тема 4.1. Снятие мышечных зажимов.Теория. Осанка. Построение позвоночника. Речь, интонация, выразительность речи. Практика. Лицевая гимнастика и снятие напряжения в шейных мышцах. Массаж.Форма контроля: Анализ выполнения упражнений. Оборудование: ПлакатыТема 4.2. Дыхательные упражнения.Теория. Механизм дыхания, вдох – выдох. Типы дыхания. Практика. Комплекс упражнений для координации речевого дыхания и звука в среднем регистре (постепенное введение в дыхательные упражнения согласных, гласных, слогов, слов, фраз).Форма контроля: Анализ выполнения упражнений. Оборудование: компьютер, видео с дыхательной гимнастикойТема 4.3. Тембр Теория. Линия звучания голоса, тембр.Практика. Выполнение игровых упражнений «Озвучка», чтение по ролям.Форма контроля: Анализ выполнения упражнений. Тема 4.4. Громкость Теория. Образование голоса, речь. Особенности звука: направление (фокус), высота (диапазон), сила.Практика. Игры на развитие внимания, регуляцию силы звука: «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка», «Подбери рифму», «Сочини сказку».Форма контроля: Анализ выполнения упражнений. Тема 4.5. РитмТеория. Речь и движение.Практика. Речевая гимнастика «Скороговорки», «Памятник пословице».Форма контроля: Анализ выполнения упражнений. Тема 4.6. Развитие диапазона голоса.Практика. Развитие диапазона голоса при отработке отдельных звуков и слогов. Выполнение игровых двигательно-речевых упражнений: «Чашка», «Одуванчик», «Насос», «Звонок». Речевые упражнения с увеличением слов от трех до пяти.Форма контроля: Анализ выполнения упражнений. Оборудование: компьютер, видео с дыхательной и артикуляционной гимнастикойРаздел 5. Дикция.Тема 5.1 Артикуляция.Теория. Речевой аппарат, дикция, артикуляция. Дикционные недостатки.Практика. Работа над образом. Анализ мимики лица. Игры: «Знакомство», «Зеркало»Форма контроля: Прослушивание.Тема 5.2 Тренировка гласных и согласных звуков.Теория. Гласные звуки и их классификация. Согласные звуки. Классификация согласных звуков в сочетании с гласными в словах, фразах, текстахПрактика. Тренировка произнесения гласных звуков в различных словах на материале пословиц, загадок, скороговорок и специально подобранных текстов. Речевые игры: «Колыбельная», «Гудок», «Дудочка». Игры: «Сочини рассказ», «Жизнь замечательных вещей», «Сочини рассказ про одну букву».Форма контроля: Прослушивание.Раздел 6. Логика речи.Тема 6.1 Паузы.Теория. Логические паузы. Грамматические паузы. Психологические паузы.Практика. Практические упражнения. Чтение стихов, сказок. Чтение прозы отечественных и зарубежных классиков, современной прозы, отрывков из драматургических произведений (монолог), публицистики.Форма контроля: Прослушивание.Тема 6.2 Ударения.Теория. Законы ударения: закон нового понятия; закон противопоставления; сопоставления; сравнения. Порядок расположения слов в предложении.Практика. Практические упражнения. Чтение стихов, сказок. Чтение прозы отечественных и зарубежных классиков, современной прозы, отрывков из драматургических произведений (монолог), публицистики.Форма контроля: Прослушивание.Тема 6.3 Интонация.Теория. Логическая интонация. Интонации знаков препинания.Практика. Практические упражнения. Чтение стихов, сказок. Чтение прозы отечественных и зарубежных классиков, современной прозы, отрывков из драматургических произведений (монолог), публицистики.Форма контроля: Прослушивание.Раздел 7. Художественное чтение.Тема 7.1 Особенности работы над литературно-художественной композицией.Теория. Выразительные возможности звучащей речи. Правила логического чтения текста: речевой такт, логические паузы, знаки препинания (точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, скобки, кавычки). Логические ударения в речевом такте, логическое ударение в смысловом отрезке, главное и второстепенное ударения. Способы эффективного запоминания текста. Виды памяти (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная).Практика. Прослушивание, анализ, обсуждение, чтение отрывков произведений.Форма контроля: Публичные выступления. Анализ роста речевого исполнительского мастерстваОборудование: компьютер (магнитофон), аудио,-видеозаписиТема 7.2 Тема.Теория.Что интересно современному слушателю. О чем я хочу говорить со сцены.Практика. Практические упражнения: «Что меня волнует на данном этапе жизни».Форма контроля: Публичные выступления. Анализ роста речевого исполнительского мастерстваТема 7.3 Структура.Теория. Композиция материала: пролог, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Практика. Выявление сюжета чтецкого материала. Переработка материала в исполнительский вариант: выделение отрывка, сокращение материала (сквозная композиция, композиция по одной линии), монтирование текста (2 способа), редактирование текста.Форма контроля: Публичные выступления. Анализ роста речевого исполнительского мастерстваТема 7.4 Использование выразительных средств.Теория. Выразительные возможности звучащей речи. Правила логического чтения текста: речевой такт, логические паузы, знаки препинания (точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, скобки, кавычки). Логические ударения в речевом такте, логическое ударение в смысловом отрезке, главное и второстепенное ударения. Интонация. Психологическая пауза. Темпо-ритм. Пластическая выразительность. Различия драматического актера и чтеца. Способы эффективного запоминания текста. Виды памяти (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная).Практика. Игровые чтения простейших нераспространенных предложений. Чтение по ролям небольших сказочных эпизодов. Отработка способов запоминания прозаического и стихотворного текста малых форм. Чтение наизусть с последующим обсуждением в группе. Выполнение миниэтюдов. Показ этюдных работ (чтение разученных текстов), обсуждение в группе, анализ прочтения (выполняет педагог). Интерактивная беседа «Голос и речь человека». Прослушивание чтения текстов. Обсуждение в группе с анализом исполнения.Форма контроля: Публичные выступления. Анализ роста речевого исполнительского мастерстваТема 7.5 Виды литературно-художественных композиций.Теория. Виды литературно-художественных композиций (внешняя, внутренняя, обратная, тематическая, ассоциативная, пунктирная)Практика. Действенный анализ: анализ по событиям, задачам, действиям. Исполнительский анализ: исполнительская задача, исполнительское действие, исполнительское отношение, видения.Форма контроля: Публичные выступления. Анализ роста речевого исполнительского мастерстваТема 7.6 Практическая (постановочная) работаПрактика. Игровые чтения простейших нераспространенных предложений. Чтение по ролям небольших сказочных эпизодов. Отработка способов запоминания прозаического и стихотворного текста малых форм. Чтение наизусть с последующим обсуждением в группе. Выполнение миниэтюдов. Интерактивная беседа «Голос и речь человека». Форма контроля: Публичные выступления. Анализ роста речевого исполнительского мастерства.Раздел 8. Самостоятельная творческая работа над выбранным произведением.Практика. Подготовка, показ этюдных работ (чтение разученных текстов), обсуждение в группе, анализ прочтения (выполняет педагог). Прослушивание чтения текстов. Обсуждение в группе с анализом исполнения.Форма контроля: Публичные выступления. Анализ роста речевого исполнительского мастерстваРаздел 9. Итоговое занятие.Практика. Открытое занятие в форме литературной гостиной. Художественное чтение наизусть (индивидуальное, партнерское). Показ этюдных работ.Форма контроля: Публичные выступления. Оборудование: компьютер, микрофон
  • КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
  • Календарный учебный график
  • Календарный учебный график очных занятий составляется ежегодно к началу текущего учебного года по утвержденному расписанию. Календарный учебный график при дистанционной форме обучения составляется в случае отмены очных занятий, связанных с введением карантинных мероприятий, с плохими погодными условиями и особыми распоряжениями вышестоящих Министерств и ведомств.Место проведения: МБОУ СШ №31, актовый залВремя проведения занятий: среда 14.20-15.00Год обучения: 2023-2024Сроки учебных периодов: 1 полугодие – 01.09.2023-31.12.2023 2 полугодие 11.01.2024-31.05.2024
  • Формы аттестации/контроля
  • Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов: творческая работа, творческий проект, фестиваль, конкурс, отчетный концерт, Прослушивание, анализ выполнения упражнений Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств: наблюдение, беседа, опросы, анкетирование, портфолио. Особенности организации аттестации/контроля: Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение года с учетом уровня знаний и умений учащихся на начальном этапе обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля:
  • предварительный контроль проводится в начале обучения для определения уровня знаний и умений обучающихся (анкета, беседа, прослушивание, портфолио);
  • текущий контроль ведется на каждом занятии в виде педагогического наблюдения за правильностью выполнения упражнений, динамикой речевого развития обучающихся (наблюдение, отработка речевых упражнений, анализ роста речевого исполнительского мастерства);
  • промежуточный контроль проводится по окончании первого полугодия в виде прослушивания (показа) с недифференцированной системой оценивания, что позволяет провести анализ роста речевого исполнительского мастерства учащихся;
  • итоговый контроль проводится в конце учебного года на контрольном занятии в виде прослушивания (показа) с недифференцированной системой оценивания или публичного выступления в форме литературной гостиной, спектакля, концерта; позволяет выявить изменения образовательного уровня учащегося, воспитательной и развивающей составляющей обучения.
  • В ходе обучения учащиеся могут показать свое умение выразительного чтения и стать участниками Всероссийского конкурса читательского мастерства «Живая классика».
  • Оценочные материалы
  • Программа не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля за результатами освоения. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются товарищами, педагогами, родителями. Проверка выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий и по качественному уровню исполнения тех заданий, которые готовятся детьми (отрывки или целостные литературные произведения), и затем демонстрируются в публичном выступлении, в выразительном чтении. Уровень продвижения обучающегося в освоении программы на протяжении учебного года фиксируется в мониторинговых таблицах педагогического наблюдения. В конце года проводится комплексный анализ достижений учащегося с учетом результатов итогового контроля, после чего делается вывод о степени освоения программного материала. Критерии оценки учебных результатов программы указываются в таблице педагогического наблюдения. При необходимости количество и содержательная составляющая критериев может корректироваться педагогом в рабочем порядке.Работа учащихся оценивается по уровневой шкале: - высокий уровень;- средний уровень; - низкий уровень. Способом проверки результатов развития и воспитания являются систематические педагогические наблюдения за учащимися и собеседования. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень гражданской ответственности, социальной активности, культуры и мастерства; анализ и изучение результатов продуктивной деятельности и др. Личностные достижения обучающихся можно рассматривать как осознанное позитивно-значимое изменение в мотивационной, когнитивной и эмоционально-волевой сферах, обретаемые в ходе успешного освоения избранного вида деятельности. Способы фиксирования результатов:
  • отметка уровня достижений детей в листе педагогического наблюдения;
  • записи в журнале учета о результативности участия детей в мероприятиях разного вида и уровня (диплом, грамота, благодарность);
  • в Портфолио учащихся;
  • видеозаписи занятий, мероприятий, показов.
  • Методическое обеспечение программы
  • Методические материалы:Для успешной реализации программы используется методическое обеспечение:
  • подборка дыхательных упражнений на стабилизацию вегетативной и соматической нервной системы;
  • подборка дыхательных упражнений (звукообразование);
  • подборка дыхательных упражнений на снятие напряжения и общую саморегуляцию;
  • подборка упражнений на развитие внимания (текст);
  • подборка упражнений на развитие координации речи и движения, речеслуховой координации;
  • подборка «Игры на развитие внимания, памяти, речи»;
  • подборка «Упражнения и литературные игры на развитие креативности мышления»;
  • подборка упражнений «Речевой тренинг»;
  • подборка упражнений речевого тренинга «Произношение»;
  • орфоэпический словарь русского языка;
  • подборка специальных стихотворных текстов и фрагментов художественных произведений;
  • подборка специальных прозаических текстов и фрагментов художественных произведений;
  • подборка видеоматериалов художественного чтения литературных произведений в исполнении профессиональных актеров;
  • подборка аудиоматериалов художественного чтения литературных произведений в исполнении профессиональных актеров;
  • подборка упражнений на развитие памяти разных видов;
  • подборка упражнений на концентрацию внимания;
  • комплекс психологических приемов для снятия негативных явлений сценического волнения.
  • Методики и технологии:В программе «Живое слово» активно используется диагностика личностной результативности учащихся, учитывающая их возрастные особенности.Возрастная группа 7-11 лет
  • «Учебная мотивация школьников» (модифицированная методика Н.Ц. Бадмаевой).
  • «Социализированность личности учащегося» (методика М.И. Рожкова).
  • «Диагностика нравственной самооценки», «Диагностика нравственной мотивации» (методика А.И. Шемшуриной).
  • Анкета по выявлению тревожности ребенка (методика Г.П. Лаврентьевой, Г.М. Титаренко).
  • Возрастная группа 12-15 лет
  • «Социализированность личности учащегося» (методика М.И. Рожкова).
  • Анкета по выявлению тревожности ребенка (методика Г.П. Лаврентьевой, Г.М. Титаренко).
  • «Личностный рост» (методика Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова).
  • Возрастная группа 16-17 лет
  • «Готовность подростков к выбору профессии» (методика В.Б. Успенский).
  • «Личностный рост» (методика Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, П.В. Степанова).
  • Краткое описание работы с методическими материалами:На занятиях через разные формы и методы работы используются предложенные методические материалы и диагностики. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. При проведении занятий используются формы и методы работы:
  • Словесные: читка произведений, диалоги, анализы, объяснения, обсуждение и др.
  • Наглядные: показ исполнения, слушание, наблюдение, просмотр видео, работа по образцу.
  • Практические: упражнения, тренинги, репетиции.
  • Объяснительно-иллюстративные.
  • Репродуктивные.
  • Частично-поисковый метод.
  • При работе с высоко мотивированными и способными к творчеству детьми на занятиях используются формы и методы работы, направленные на их самостоятельность и заинтересованность. Это могут быть проблемные, поисковые, исследовательские, проектные методы, но вместе с методами индивидуальной и групповой работы. Подобные задания эффективно развивают творческое мышление и такие качества личности как: познавательная мотивация, настойчивость, самостоятельность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, способность к сотрудничеству и многое другое. При этом ребенок может быть самостоятелен в выборе художественных произведений и способах декламации. Полезно использовать таких детей в качестве наставников, кураторов групп при выполнении творческих заданий, этюдов. Показателем их читательского и дикламационного мастерства будет количественное и качественное повышение уровня их участия в творческих конкурсах, спектаклях.
  • Условия реализации программы
  • Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
  • учебный класс, рассчитанный на 12—15 человек и соответствующий требованиям СанПиН, или актовый зал;
  • аудио и видеоаппаратура (компьютер);
  • зеркала для выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастик;
  • элементы театральных (сценических) костюмов;
  • предметы мелкого реквизита для этюдов.
  • Информационное обеспечение программыАктуальные аудио-, видео -, интернет-источники, которые обеспечивают достижение планируемых результатов: Для обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (Сетевой город, Сферум, чаты Viber, ВКонтакте). Кадровое обеспечение программы: Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Кроме этого по данной программе могут работать учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы во взаимодействии с учителем-логопедом, педагогом-психологом (при необходимости). Важным условием реализации программы является создание положительного микроклимата в группе, позитивное сотрудничество педагогов и учащихся. К реализации задач программы привлекаются родители, которые могут получать индивидуальные консультации и беседы, посещать мероприятий и конкурсы выразительного чтения.
  • Воспитательный компонент
  • Цель воспитательной работы В соответствии с законодательством Российской Федерации общей целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2). Основные целевые ориентиры воспитания в программе определяются также в соответствии с приоритетами, заданными «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»; они направлены на воспитание:
  • уважения к художественной культуре, искусству народов России;
  • восприимчивости к разным видам искусства;
  • интереса к истории искусства, достижениям и биографиям мастеров;
  • опыта творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в концертах, выставках и т. п.;
  • стремления к сотрудничеству, уважения к старшим;
  • ответственности; воли и дисциплинированности в творческой деятельности;
  • опыта представления в работах российских традиционных духовно-нравственных ценностей, исторического и культурного наследия народов России;
  • опыта художественного творчества как социально значимой деятельности.
  • Задачи воспитательной работы:
  • воспитывать культуру межличностного общения и конструктивного взаимодействия в коллективе;
  • способствовать формированию культуры речи, ценностного отношения к отечественным языковым традициям;
  • способствовать обогащению внутреннего мира детей, расширению их кругозора и общей эрудиции.
  • Приоритетные направления воспитательной деятельности: нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей, воспитание положительного отношения к труду и творчеству, социокультурное и медиакультурное воспитание, культурологическое и эстетическое воспитание, профориентационное воспитание. Основными формами воспитательной работы являются: беседа, экскурсия, культпоход, фестиваль, конференция, агитбригада, сюжетно-ролевая игра. Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является организация их взаимодействий в упражнениях публичного выразительного чтения, в подготовке и проведении календарных праздников с участием родителей (законных представителей), выступлений на концертах, в спектаклях. Методы воспитательной работы: беседа, лекция, литературный пример, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, соревнование, игра, поощрение, наблюдение, анкетирование, анализ результатов деятельности. Планируемые результаты воспитательной работыРезультатом воспитательной работы в программе являются личностные результаты развития обучающихся, а именно, если учащийся:
  • положительно относится к культурным ценностям и художественным произведениям разных народов и деятелей искусств;
  • стремится к приобретению новых знаний, умений и совершенствует имеющиеся;
  • уважительно относится к мастерству товарищей.
  • Календарный план воспитательной работы
  • Список литературы
  • для педагога:
  • Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1992.
  • Белощенко С.Н. Работа над голосом и речью. – СПб., 2011.
  • Белощенко С.Н. Сценическая речь. – СПб., 2009. 15
  • Богданов Г.Ф. Работа над речью: учебно-методическое пособие. – М., 2006.
  • Васильев Ю.А. Сценическая речь: восприятие – воображение – воздействие. Вариации для творчества. – СПб., 2007.
  • Васильев Ю.А. Сценическая речь. Вариации для тренинга. – СПб., 2005.
  • Галендеев В.Н. Теория и практика сценической речи. – СПб., 2005.
  • Голендеев В.Н. Учение К.С. Станиславского о сценическом слове. – Л., 1990.
  • Гольденберг Р.Л. Исполнительское искусство: от футуризма до наших дней. – Сингапур, 2000.
  • Горюнова И.С. Разговорные элементы в современной сценической речи. – М.,2002.
  • Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь: Учебник. – М., 2007.
  • Козлянинова И.П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. – М., 2003.
  • Теория и практика сценической речи: Коллективная монография. – СПб., 2007.
  • Филатова М.Н. Методические рекомендации по составлению и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ всоответствии с требованиями современных нормативно-правовых документов. – Методист. Научно-методический журнал. – 2016. – №9. – С. 13-23.
  • Черная Е.И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос. – СПб.,2012.
  • для обучающихся:
  • Белюшкина И.Б., Витковская Ю.Н. Театр, где играют дети. – М., 2001.
  • Васильева Т.И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». – М.: ГИТИС, 2004.
  • Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
  • Саричева Е.Ф. Сценическое слово. – М., 2010. 16
  • Суркова М.Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка – СПб., 2009.
  • Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М., 2000.
  • Янсюкевич В.И. Репертуар для младшего школьного театра. – М., 2001.
  • для родителей (законных представителей):
  • Артикуляционная гимнастика. Инфопедия для углубления знаний: [Электронный ресурс]. URL: http://infopedia.su/15xd805.html.
  • Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М., 1967.
  • Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: (Избранные труды). – М., 1998.
  • Основы дикции, сценическая речь. Творческая площадка «Твоя сцена»: [Электронный ресурс]. URL: http://stage4u.ru/o-shkole/stati-i-materialy/79- osnovy-diktsiistsenicheskaya-rech.
  • Подготовка публичных выступлений в разных жанрах: [Электронный ресурс]. URL: .
  • Суркова М.Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка – СПб., 2009.
  • Информация для карточки в НавигатореПолное название: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Живое слово».Публичное название: «Живое слово»Краткое описание:Программа направлена на освоение обучающимися искусства выразительной (сценической) речи, позволяющего грамотно строить свою речь, контролировать звучность и силу голоса, чётко произносить текст, понимать принципы работы с литературным произведением, работать в парах и в коллективе с использованием монологов и диалогов, участвовать в концертных программах и конкурсах различного уровня, свободно выступать на публике.Применяемые на занятиях активные методы обучения (разыгрывание ролей, речевой тренинг, имитационные игры, активное проигрывание, драматизация) сочетаются с технологиями продуктивного чтения. В процессе занятий у учащихся постепенно расширяется словарный запас, повышается культура поведения, формируется читательский вкус и эстетическое мировоззрение.