Пальчиковые игры в работе с детьми
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пальчиковые игры в работе с детьми
Автор: Егорочкина Татьяна Юрьевна
Пальчиковые игры в работе с детьмиНа начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.Пальчиковые игры- прекрасное средство для развития мелкой моторики у детей (младшего возраста 3–7 лет). Это эффективно влияет на общее развитие ребенка и, особенно, на улучшение речи. Пальчиковые игры помогают ребенку развивать эмоциональность, мышление, воображение, исполнительские и творческие способности. Наиболее ярко здесь проявляется индивидуальное своеобразие природных задатков детей. Известно, что у хиромантов (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, "запрятанный" в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. "Потому-то, - говорят они, - у младенцев всегда сжаты кулачки. А по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается". Исходя из этого, можно говорить об обратной взаимосвязи. Ведь утверждают же и психологи, и неврологи, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.Для детей от года до двух больше подходят пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши уже готовы к воспроизведению игровых упражнений с участием двух рук, когда, например, одна кисть изображает домик, а вторая – кошку, которая в него залазит. И уже значительно позже для детей более старшего возраста игру дополняют реквизитом – мелкими предметами, кубиками, шариками, колпачками на пальцы и т. д.С детками начинаем пальчиковую игру с так называемой «разогревки» – сгибания и разгибания пальцев, постукивания пальчиками, изображения «дождика» или клюющих курочек. До начала игры обсуждаем ее содержание и необходимые жесты. Одну и ту же игру проводим в нескольких вариантах, меняя упражнения игры, и конечно же оставляя неизменным любимые игры деток.Движения в пальчиковых играх не нужно выполнять строго по инструкции, их можно видоизменять и обогащать. Показываем с детками не только содержание строки, но и каждого слова. И самое главное не делаю замечаний и никогда не принуждаю ребенка к пальчиковой гимнастике, просто откладываем ее и возвращаемся к ней когда он в настроении.В практике, помимо развития речи и мелкой моторики, пальчиковая игра помогает формировать доверительные и добрые отношения с детьми, учит сосредотачиваться и быть внимательными.Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми дефектом или личностными комплексами. Дети с большим желанием и интересом разучивают новые игры, повторяют уже знакомые, самостоятельно выполняют жесты и проговаривают слова. Пальчиковые игры можно использовать как физминутки на занятиях, в процессе наблюдения на природе, в бытовой деятельности.Учёные доказали, что между мелкой моторикой рук и общим развитием ребёнка существует тесная связь. Пальчиковая гимнастика и упражнения, развивающие мелкую моторику, позитивно влияют на темпы и качество формирования речи. Картотека пальчиковых игр для детей 2–3 лет«Это я».Это глазки. Вот, вот.Это ушки. Вот, вот.Это нос, это рот.Там спинка. Тут живот.Это ручки. Хлоп-хлоп.Это ножки. Топ- топ.Ох, устали, ох, устали вытрем лоб!Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.«Семья»С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. Этот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я.Вот и вся моя семья!«Пальчики».Были маленькими мы, Стали вдруг большими. Шалунишки, шалуны,А дружные какие!Сгибать и разгибать пальчики.«Пальчики».Раз – два – три – четыре – пять – Вышли пальчики гулять.Раз – два – три – четыре – пять – В домик спрятались опять.КулачокКак сожму я кулачок Да поставлю на бочок Разожму ладошку Положу на ножку.А дружные какие!Сгибать и разгибать пальчики.«Пальчики».Раз – два – три – четыре – пять – Вышли пальчики гулять.Раз – два – три – четыре – пять – В домик спрятались опять.КулачокКак сожму я кулачок Да поставлю на бочок Разожму ладошку Положу на ножку.ПальчикиЭти пальчики гуляют (2 пальчика обеих рук)Эти что-то собирают (большим и указательным щиплет ладонь другой руки) Эти любят поболтать (трём друг о друга средний и безымянный пальцы) Эти тихо подремать (безымянный и мизинец прижимаем к ладони)А большой с мизинцем братцемЛюбят чисто умываться (крутим большим пальцем вокруг мизинца)Где же, где наш носик.Где же, где наш носик, Маленький курносик? Вот наш носик, мы на нём Кнопочку сейчас нажмём! Где же, где же наши ушки Что ложатся на подушку?Ушки вот, сейчас покажем,Как мы на подушку ляжем! Где же, где же ручки наши, Что держали ложку с кашей? Ручки вот и очень нужноНам теперь похлопать дружно. Где же, где же наши ножки, Что бежали по дорожке?Ножки вот и мы сейчас будем топать много раз! Где живот у нашей детки?Там внутри лежат конфетки!Мы нашли его и рады, нам живот погладить надо.«Мальчик-пальчик»Пальчик – мальчик, где ты был? Поглаживают большой палец С этим братцем в лес ходил, Поглаживают указательный палец С этим братцем щи варил, Средний палец,С этим братцем кашу ел, Безымянный палец, С этим братцем песни пел. Мизинец.Как живёшь?Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)РазминкаВыполняем подражательные движения в соответствии с текстом.Головами покиваем, Носиками помотаем, А зубами постучимИ немножко помолчим.Прижимаем указательные пальцы к губам. Плечиками мы покрутимИ про ручки не забудем.Пальчиками потрясёмИ немножко отдохнём.«Мои вещи».Вот это - мой зонтик, Я в дождь хожу с нимПоднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик) Пусть дождь барабанит -Останусь сухим."Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику) А вот моя книжка,Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты Могу почитать,Раскрываем ладони "книжечкой" Могу вам картиночкиВ ней показать.Руки вытягиваем, ладони открыты. Вот это - мой мяч,Очень ловкий, смешнойСжимаем кулачок, вращаем кистью руки Его я бросаюНад головой."Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки/ладонь партнёра по игре А вот мой котёнок,Я глажу его, Мурлычет он такДля меня одного. Мур!Прижимаем кулачок одной руки к груди, второй рукой «гладим» котёнка.«Два притопа, два прихлопа».Два притопа (по очереди топают ногами, Два прихлопа (хлопают в ладоши,Ежики, ежики (руками показывают клубочки, в которые сворачиваются ежи). Наковали, наковали (стукают левым кулачком сверху по правому и наоборот,Ножницы, ножницы (перекрещивают по принципу "ножниц" выпрямленные руки перед собой). Побежали, побежали (бегут на месте,Зайчики, зайчики (показывают прямыми ладошками на своей голове ушки зайчиков, ритмично сгибая ладони).Ну-ка вместе, ну-ка дружно!Девочки (повторяют только девочки)] Мальчики (повторяют только мальчики)] ОСЕНЬ.«Осенью».Ветры яблони качают.Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы, пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.Листья с веток облетают.Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).Листья падают в саду, Их граблями я гребу.Пальцы обеих рук подушечками опираются на стол (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблямиОсеньОсень, осень, (трём ладошки друг о друга) Приходи! (по очереди сжимаем кулачки) Осень, осень, (трём ладошки друг о друга) Погляди! (положить ладошки на щеки)Листья жёлтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз) И на землю все ложатся. (поглаживаем коленки)Солнце нас уже не греет, (по очереди сжимаем кулачки)Ветер дует всё сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны) К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками) Дождик к нам в окно стучится. (стучим пальчиками по ладошкам)Шапки, куртки надеваем (делаем вид) И ботинки обуваем (постучать ногами)ОсеньВетер северный подул, с-с-с (подуть на пальцы)Все листочки с липы сдул с-с-с (смахивать руками, будто сдувает листочки)Полетели, закружились и на землю опустились. (ладони зигзагами плавно пустить на стол) Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап (постучать пальцами по столу)Град по ним заколотил,Листья все насквозь пробил, (постучать кулачками по столу)Снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями) Одеялом их накрыл. (ладони прижать крепко к столу)ДятелДятел на дубу сидит (ладошку держим вертикально – дерево) И стучит, стучит, стучит (стучим кулачком по ладошке)Ищет под корой жучков и съедобных червячков. Пальчиком указательным шкрябаем по ладошкеНу, а если грянет грум (двумя ручками растопырить пальцы)И польётся дождь потом (пальчиками рук шевелим, ладошки вниз наклонены) Дятел спрячется в дупло (соединить ладошки над головой – крыша)Там уютно и тепло.ВетерНепоседа ветер (взмахи руками над головой) Знает всё на свете!Знает, как поёт лягушка (ударяем ладошками по коленочкам) Ква-ква-ква!Знает, как шумит ракушка (руки сложить лодочкой и пошелестеть) Шу-шу-шу!Знает, как кричит ворона (машем руками) Кар-кар-кар!Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му-му-му!МашиныПо шоссе идут машины, По асфальту едут шины По дороге не беги,Я скажу тебе «Би-би»ЛягушкиНа лужайке две подружки (похлопать по коленкам) Ква-ква (хлопаем)Ква-ква (топаем)Две зелёные лягушки (похлопать по коленям)Ква-ква (хлопаем) Ква-ква (топаем)Хором песни распевают (сложить ладони и «приоткрывать» рот) Ква-ква (хлопаем)Ква-ква (топаем)И спокойно спать мешают (ладони под щёку) Ква-ква (хлопаем) Ква-ква (топаем)КукушкаШла кукушка мимо рынка (топаем ножками) У неё была корзинка (руки ковшиком)А корзинка на пол бух!Полетело 10 мух! (шевелим пальчиками)МухаЛетит муха вокруг уха – жжжж Водим пальчиком вокруг уха Летят осы вокруг носа – ссссс Водим пальчиком вокруг носа Летит комар, на лоб ОП!Пальчиком дотрагиваемся до лба А мы его ХЛОП! И к уху, ззззз Зажимаем кулачок и к уху Отпустим комара? Отпустим!Подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку«Насекомые»Дружно пальчики считаем- Насекомых называем: Сжимать и разжимать кулачки.Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зелёным брюхом.Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. Это кто же тут звенит?Ой, сюда комар летит!Вращать мизинцем.Прячьтесь!Спрятать руки за спину.ПаучокПаучок ходил по ветке, А за ним ходили детки.Дождик с неба вдруг полил,Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик) Паучков на землю смыл.Хлопок ладонями по столу/коленям Солнце стало пригревать,Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнце светит)Паучок ползёт опять,Действия аналогичны первоначальным А за ним ползут все детки,Чтобы погулять по ветке.«Паучки» ползают по головеДОМИКИ.Стук, стук, постук Стук, стук, постук Раздаётся чей-то стук, Молоточки стучат,Строят домик для зайчат,Вот, с такою крышей (ладони над головой) Вот с такими стенами (ладошки около щёчек) Вот с такой дверью (ладошка перед лицом)И вот с таким замком (сцепляем ручки)ДомикМолоточком мы стучим Дом построить мы хотим Строим мы высокий домБудем жить мы в доме том (хлопки)ЗамокНа двери висит замок, (руки сцеплены замком). Кто его открыть бы смог? (то же положение)Постучали, (бьем основаниями ладоней друг о друга) Покрутили, (крутим ладонями, не расцепляя пальцев) Потянули… (растягиваем кисти в разные стороны)И открыли! (разомкнули кисти).ЁлкаОдна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (Ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к ёлке.Домик маленький на ёлке, Дети заглядывают в «улей» Дом для пчёл, а где же пчёлки? Надо в дом постучать,Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга Раз, два, три, четыре, пять.Я стучу, стучу по ёлке,Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки Где же, где же эти пчёлки?Стали вдруг вылетать:Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят ими (пчёлки летают) Раз, два, три, четыре, пять. КОШКИ.КискаКиска ниточки мотала (перед собой руками как моторчик) И клубочки продавала (вытянуть кулачки вперёд)Сколько стоит? Три рубля! Покупайте у меня! (снова вытянуть)КотикКотик лапкой умывается Видно, в гости собирается Вымыл носик, вымыл ротик, Вымыл ухо, вытер сухо.КошкаКак у нашей кошки лапки, А на лапках цап-царапкиПоказываем руки с растопыренными пальцами, сгибают пальцы Цап-царапки коготки.Очень острый они.Кошка целый день хлопочет, Коготочки точит, точит.Водят по коленям пальцами Наточила, спать леглаИ во сне произнесла: МЯУ! (соединить ладошки рук, прикладывают их к голове)«Как у нашего кота»Как у нашего котаДети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом Шубка очень хороша,Как у котика усы Удивительной красы. Глаза смелые,Зубки беленькие. Вот кулак, а вот ладошкаВот кулак, а вот ладошка На ладошку села кошка. Села мышек посчитать Раз, два, три, четыре, пять.Мышки сильно испугались, (трясём кулачками)В норки быстро разбежались. (прячем кулачки подмышки)КотятаЛадошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. У кошечки нашей есть десять котят,Покачиваем руками, не разъединяя их. Сейчас все котята по парам стоят:Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самыхИ самых красивых.Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).КотикКотик лапкой умывается, Видно в гости собираетсяВымыл носик, вымыл ротик, Выбыл ухо, вытер сухо.МЫШКИ.МышонокСел мышонок на маслёнок, (ладошку на кулачок)А маслёнок липкий гриб. (кулак вращается вокруг своей оси) Посидел на нём мышонок (поелозить ладонью по кулаку)И прилип, прилип, прилип. (отрываем ладонь, а она крепко держится за кулак)МышкаМышка в норку пробралась (2-мя ручками крадёмся) На замочек заперлась (сцепляем пальцы в замок)В дырочку глядит – Кошка не бежит Вымыл носик, вымыл ротик, Выбыл ухо, вытер сухо.МЫШКИ.МышонокСел мышонок на маслёнок, (ладошку на кулачок)А маслёнок липкий гриб. (кулак вращается вокруг своей оси) Посидел на нём мышонок (поелозить ладонью по кулаку)И прилип, прилип, прилип. (отрываем ладонь, а она крепко держится за кулак)МышкаМышка в норку пробралась (2-мя ручками крадёмся) На замочек заперлась (сцепляем пальцы в замок)В дырочку глядит – Кошка не бежит?Два мышонка у окошкаДва мышонка у окошка (показать лапки)Поджидали как-то кошку (руки сложить перед собой) В лапках камешки и шишкиВ кошку бросили их мышки (бросок) Будешь злая кошка знатьКак мышаток обижать (грозим пальцем)«Перчатка»Весёлая мышкаЛадонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёдПерчатку нашла, Гнездо, в ней устроив,Ладони смыкаются «ковшом». Мышат позвала.Сгибают – разгибают пальцы (зовущий жест) Им корочку хлебаКончиком большого пальца поочередно нажимать на кончики остальных пальчиков Дала покусать,Погладила всехБольшой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к указательному. И отправила спать.Ладони прижаты друг к другу, кладутся под щёку (спят).Маленькая мышкаМаленькая мышкаБегут пальцами обеих рук по столу или коленям По городу бежит.Глядит ко всем в окошки,Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него И пальчиком грозит:Грозят пальчиком«А кто не лёг в кроватку?Руки прижаты ладонями друг к другу, под щёку. А кто не хочет спать?Переворачивают руки под другую щёку Такого непослушногоЩекочут пальчиками то одну, то другую ладошку Я буду щекотать!»ГоршокПод крышкой –(сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз)Маленький горшок, (прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри) Открыли крышку – (поворачиваем "крышку" ладонью вверх)Мышка - скок! (резко поднимаем большой палец)ВОДНЫЕМоре и волныВзр. : сейчас мы будем изображать море и волны(согнуть руки в локтях перед собой, переплести пальцы, волнообразные движения) Море, я к тебе бегу!Я уже на берегу!Я бегу к твоей волне, А волна бежит ко мне.(можно подуть ветерком, волны большие)ЛодкаСоединить ладони рёбрами. Я плыву на лодке белойПо волнам с жемчужной пеной. Я отважный капитан.Мне не страшен ураган.ЛодочкаДве ладошки прижму и по морю поплыву. Две ладошки, друзья, -Это лодочка моя.Паруса подниму, (поднять ладони вверх) Синим морем поплыву.А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там.КапитанНа корабле из дальних стран Плывёт отважный капитанИз тесной рубки, у штурвала (руль показать) В бинокль видел он немало.РыбкаРыбка в озере живёт Рыбка в озере плывёт Ладони соединены Хвостиком ударит вдругУдарить ладошками по коленкам И услышим мы – плюх, плюх!Ладошки соединить у основания и так похлопать.РыбкиРыбки весело резвятсяВ чистой тёпленькой воде. То сожмутся, разожмутся. То зароются в песке.РыбкаРыбка плавает в водицеРыбке весело играть (ладошки «плывут») Рыбка, рыбка, озорница (грозим пальцем) Мы хотим тебя поймать (ловим – хлопаем) Рыбка спинку изогнулаКрошку хлебную взялаХватательные движения руками, не разъединяя у основания ладоней Рыбка хвостиком махнула,Рыбка быстро уплыла (спрятали ручки)ЖИВОТНЫЕСобакаШла собака через мост (пальчиками) Четыре лапы, пятый хвост (показ пальцев) Если мост обвалится, (ладошки кверху)То собака свалится!Два козликаНа обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. Как-то раз к кому-то в гостиШёл козлёнок через мостик,Держим кисти горизонтально, сближаем руки. А навстречу шёл другой,Возвращался он домой.На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. Два рогатых глупых братцаСтали на мосту бодаться, Не желая уступитьИ другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. Вот с разбега лбами - бух!На слово "бух" - хлопаем в ладоши. И с моста в водичку - плюх!Роняем руки на колени.МишкаЗабрался медведь в колоду (играем пальчиками) Захотелось мишке мёдуЗлые пчёлы прилетали (шевелим пальчиками) Мишку больно покусали (трогаем щёки)Не ходи сюда воришка (грозим пальцем)А не то получишь шишку (ударяем кулачком лоб)МишкаМишка бедный заболел (руки к щекам, покачать головой) Вчера мёду много съел (по животу погладить)Больно мишке и неловко (кулачками под глазками покрутить) Всё болит: живот, головка.ЗайчикМаленький зайчик с большими ушами, Кисти прижать к голове, как ушки.Розовым носом,Указательными пальцами дотронуться до носа. Смешными усамиУказательные пальцы прижаты к губам. Норку глубокую роет себеСильными лапками в мягкой земле. Роем норку (колени).Чистит он шёрстку себе "Чистим шёрстку".Или спит.Руки складываем, кладём под щёку. Зайчик ушами всегда шевелит.Шевелим "ушами".Слышит шаги и лисиц, и волков, Прячется в норку свою от враговСжаться в комочек или закрыть руками глаза.Сова 1Совушка-сова, большая голова Не пеньке сидит, головой вертит. Крыльями хлоп-хлоп!Ножками топ-топ!Сова 2В лесу темно (глаза закрыть ручками) Все спят давно (ладошки под щёку)Одна сова не спит (подставляем «глаза» из указат. и больш. пальцев) Во все стороны глядит,Да как полетит! (ручками машем как крыльями)ДОМАШНИЕБабушкаБабушка очки надела (ручки делаем как бинокль и смотрим в них,У стола на стульчик села (одна ручка в кулачке а другая прямая ладошка,Только в книжку заглянула (ладошки прямые складываем к др. др и открываем их, потянулась (тянемся)и уснула (ладошки под щечку)ХозяйкаХозяйка однажды с базара пришла (пальчиками «идём») Хозяйка с базара домой принесла (лукошко из ладошек)Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. (загибаем пальчики) Ох! (хлопок)Вот, овощи спор завели на столеКто лучше, вкусней и нужней на земле? Попеременные удары кулачки-ладошкиКартошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. (загибаем пальчики) Ох! (хлопок)Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить началаСтучат ребром каждой ладони по столуКартошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. (загибаем пальчики) Ох! (хлопок)Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипяткеПопеременно накрываем ладошкой кулак то одной, то другой руки Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. (загибаем пальчики) И суп овощной оказался неплох! (показываем как едят)АпельсинМы делили апельсин! Много нас, а он один. Эта долька для котят, Эта долька для утят. Эта долька для ежа, Эта долька для бобра, А для волка кожура.Он сердит на нас – беда, Разбегайтесь кто куда!ПомощникиРаз, два, три, четыре (удары кулачком – ладошкой попеременно) Мы посуду перемыли (одна ладонь гладит другую)Чайник, чашку, ковшик, ложкуИ большую поварёшку (загибать пальцы)Мы посуду перемыли (одна ладонь гладит другую) Только чашку мы разбили,Ковшик тоже развалился. Нос у чайника отбился.Ложку мы чуть-чуть сломали (загибать пальцы)Так мы маме помогали (удар кулачками и ладошками попеременно)ПирожкиРаз, два, три, четыреКак мы тесто замесили (сжимаем кулачки) Накатали мы кружочки (ладонь об ладонь) И слепили колобочки (лепим)Пирожки с начинкою сладкою малинкою, Морковкою, капустоюОчень, очень вкусные (намазываем начинку) Из печи досталиУгощать всех стали Кушайте, пожалуйста!Варим кашуКукле кашу я сварю,В миску молока налью.Положу туда крупуИ поставлю на плитуБудет каша хороша (хлопаем) Кушай кукла, не спеша (погрозим) ЗИМНИЕСнежок лепили1,2,3,4,5 (загибают пальчики) Мы с тобой снежок слепили:Круглый, крепкий, очень гладкийПоказывают круг, сжимают кулачки, гладят ладонью другую ладонь) И совсем-совсем не сладкий (грозим пальцем)Раз подбросим, два поймаем, три уроним и … сломаем! (топнуть ножкой)Мы во двор пошли гулять 1,2,3,4,5 (загибать пальцы) Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную слепили, Птичек крошками кормилиС горки мы потом катались (указ. пальцем вести по ладони другой руки)А ещё в снегу валялись (кладут ладони на стол то одной, то другой стороной) Все в снегу домой пришли (отряхнуть ладошки)Съели суп и спать легли!СнеговикМы слепили снежный ком Шляпу сделали на нём Нос приделали и в мигПолучился снеговик (обрисовать двумя руками фигурку снеговика)Такие игры — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша. Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода…Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.