«Индивидуальный подход как основа создания условий успешного овладения программным содержанием»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Индивидуальный подход как основа создания условий успешного овладения программным содержанием»
Автор: Дерендяева Кристина Владимировна

МБОУ СОШ №27 г.Тверь Докладпо теме «Индивидуальный подход как основа создания условий успешного овладения программным содержанием»Работу выполнила:Учитель начальных классов Дерендяева Кристина Владимировна г. Тверь2024 г.Индивидуальный подход как основа создания условий успешного овладения программным содержаниемПеред каждым работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на наш взгляд:
  • как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
  • как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
  • каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.
  • Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип индивидуального подхода к обучению.Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. Каждый неповторим! У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Эти особенности не носят фатальной предопределенности. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы прежде всего должны иметь в виду его саморазвитие.Современное образование должно способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка и создавать условия для его творческой самореализации. Основная задача преподавателя и мастера производственного обучения — воспитывать обучающихся, способных эффективно применять полученные знания в своей работе и продолжать обучаться на протяжении всей своей жизни.Качество обучения во многом зависит от преподавателя и от его умения найти подход к обучающимся, заинтересовать их своим предметом и развить их творческие способности. Во время занятия необходимо суметь привлечь всех обучающихся к активной работе, развить их интересы и творческие способности.Каждый ребенок обладает индивидуальными свойствами памяти, способностями к размышлению, имеет свой уровень темперамента и усидчивости, свои собственные интересы и приоритеты. Это приводит к тому, что не все обучающиеся одинаково успешно усваивают материал, овладевают знаниями и приобретают необходимые навыки. Поэтому, для того, чтобы максимально раскрыть способности каждого ученика, в процессе обучения необходимо применять индивидуальный подход.Итак, основные мотивы разработки и практического применения методов индивидуального подхода это:1. Понимание, что для успешного обучения необходимо найти подход к каждому обучающемуся.2. Осознание, что пришло время заменить неэффективный способ вербальной передачи знаний на системный подход, дающий возможность ребенку принимать деятельное участие в процессе.3. Возможность разработать учебный процесс, как форму совместной работы преподавателя и обучающегося и получить хорошие результаты обучения.В чем же сущность данного принципа?Индивидуальный подход к каждому обучающемуся состоит в изучении и учете во время учебного процесса личностных особенностей каждого, независимо от его успеваемости, с целью максимального развития его творческих и мыслительных способностей, обеспечении всестороннего развития, расцвете талантов и возможного исправления отрицательных качеств, противоречащих требованиям общества.Индивидуальный подход предполагает, что преподаватель очень хорошо знает обучающихся. Педагог Константин Ушинский писал: «Чтобы воспитывать человека во всех его отношениях, нужно знать его во всех отношениях». При изучении ребенка необходимо понять, что он представляет из себя сегодня, каким был раньше и чего можно ожидать от него завтра. То есть нужно проследить историю развития ученика и увидеть в ней перспективы. Именно в этом кроется секрет успеха индивидуального подхода в обучении и воспитании обучающихся.Психологами было разработано немало программ для индивидуального изучения детей. Но, несмотря на различные нюансы, все эти программы имеют общую мысль — для успешного взаимодействия с обучающимся необходимо узнать, как проходит его жизнь в семье, поинтересоваться состоянием здоровья ребенка, определить готовность учиться в данной группе, отношение к техникуму, умение работать самостоятельно и т.д.Только зная особенности развития обучающегося, можно уверенно работать над формированием его личности.Индивидуальный подход к каждому обучающемуся — это один из современных методов повышения качества обучения, при котором преподаватель контролирует знания каждого ребенка и может, в зависимости от индивидуальных способностей обучающегося принимать меры по их улучшению.Преподаватель и мастер производственного обучения могут и должны сформировать у обучающихся трудолюбие, усердие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.При этом изложение учебной программы должно быть построено так, чтобы стимулировать обучающихся к самостоятельной работе и давать возможность выбора при выполнении работ.Метод индивидуального подхода предполагает:- создание доверия и взаимопонимания между преподавателем (мастером производственного обучения) и обучающимся;- использование разнообразных форм общения, особенно диалога;- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;- обогащение собственного опыта детей;- поощрение и стимулирование обучающихся к выбору домашних заданий и способов их выполнения;- высказывание обучающимися собственного мнения с использованием таких словосочетаний как «я думаю, что…», «я считаю это…» «я пришел к выводу…»Самым эффективным способом создания групп является объединение детей в соответствии с их самооценкой. При этом в каждой группе предлагаются задания на выбор, что дает возможность оценить, как нынешний уровень ученика, так и перспективу его дальнейшего развития.Обучающийся получает важнейшее право — право выбора, в зависимости от своих желаний и способностей получить повышенную подготовку или ограничиться начальным, достаточным, средним уровнем знаний.То есть, задача преподавателя — организовать обучение на всех четырех уровнях обучения (начальный, достаточный, средний, высокий), а задача обучающегося — выбрать нужный для него уровень знаний. Это снижает нагрузку на детей, по каким–либо причинам не могущим достичь высокого уровня. Уменьшается страх перед оцениванием знаний. Каждый обучающийся имеет возможность получить знания по предметам и производственному обучению, которые необходимы именно ему.Современный преподаватель и мастер производственного обучения должны не столько учить, сколько пробуждать желание ребенка участвовать в процессе обучения и наблюдать, насколько успешно идет получение новых знаний и навыков. В этом и состоит главная цель индивидуального подхода к обучению.Структура типового блока уроков в индивидуальном подходе к обучениюА. Байтурова предложила в качестве логически завершенной единицы общения преподавателя (мастера п/о) с группой заменить традиционный урок на блок уроков, который представляет собой логическую цепочку из этапов проведения занятий по данной теме. Таких этапов десять:1. Вводное повторение — то есть напоминание основных знаний, полученных на прошлом занятии, необходимых для усвоения нового материала. Преподаватель помогает обучающимся включиться в работу. Ведет диалог с группой, создает позитивное настроение, при необходимости напоминает пройденное. Задачи преподавателя: похвалить, направить, объяснить заново непонятую часть материала.2. Обзор нового материала — обучающимся предоставляется необходимый минимум основных знаний. Нужно, чтобы дети как можно быстрее могли перейти к самостоятельной работе, поэтому время на эту часть ограничено. Преподаватель (мастер п/о) вычленяет основную информацию по теме и преподносит ее в максимально понятной и удобной для запоминания форме; должен быть готов объяснить повторно и оказать помощь тем, кто в ней нуждается; ведет информационный монолог, отвечает на возникающие вопросы, дает инструктаж.3. Практика под руководством преподавателя (мастера п/о) или тренинг-минимум — необходим для первичного закрепления материала. На этом этапе нарабатывается навык решения типовых задач и устраняются возникающие ошибки. Преподаватель моделирует проблемные ситуации, при необходимости отвечает на вопросы.4. Изучение нового материала (дополнительный объем) и самостоятельная практика обучающихся. Этот этап отличается тем, что разным обучающимся нужен разный объем дополнительного материала. Преподаватель (мастер п/о) должен разбить детей на пары или на группы по изучению вопроса и организовать их работу; в обмене мнениями выступить посредником, проверить насколько дети усвоили новый материал, при необходимости оказать помощь. Организация группы сильно меняется по мере прохождения учебного материала. Первые уроки обычно усваиваются достаточно легко и группа делится на две части. В дальнейшем сложность восприятия материала возрастает и почти все обучающиеся оказываются в группах разных типов. Преподаватель ведет диалог с детьми, моделирует различные ситуации, проводит опрос и выставляет оценки. При необходимости повторяет объяснения и дает инструктаж.5. Обучающиеся проверяют себя и дают самооценку своим успехам. Преподаватель ориентирует обучающихся на применение индивидуальных эталонов. Обучающиеся должны сравнивать себя не с другими обучающимися, а самого себя с самим собой и учитывать насколько они сами продвинулись в понимании предмета и усвоили новое.6. Итог занятия — определение соответствия замысла преподавателя с полученными результатами (знание и понимание изученного материала, применение его для решения задач, анализ пройденного, оценка).7. Домашнее задание. Должно включать в себя задания на выбор обучающихся, в том числе и творческие. Домашнюю работу можно задать сразу на весь блок уроков и в трех уровнях — минимальный, общий, продвинутый.8. Обобщающее повторение пройденного материала — этот этап помогает обучающимся увидеть тему полностью и систематизировать полученные знания.9. Контроль за усвоением полученных знаний — проведение тестов, самостоятельных и контрольных работ для всей группы и для отдельных обучающихся. На этом этапе задания делятся по уровню: базовый (минимальный), общий, продвинутый уровень.10. Коррекция — поиск допущенных ошибок и их исправление. Обучающиеся, отлично усвоившие тему, могут решать сложные и нестандартные задачи и ситуации, или помогают другим найти ошибки и понять их причины.Так как система проведения занятий выстраивается преподавателем для достижения определенных учебных целей, то при конкретной работе с группой некоторые из приведенных этапов можно объединить в один. Также может меняться время, отведенное на прохождение каждого этапа. Но следует помнить, что исключение любого из этапов занятия может привести к снижению результата обучения.Очень важно правильно провести процедуру оценивания, которую необходимо четко пояснить обучающимся перед началом работы. При этом нужно оговорить возможные уровни выполнения работы и требования, соответствующие каждому уровню, а также определить, какие именно требования будут предъявлены к обучающимся при изучении данной темы, выполнении тестов и проверочных работ. Если изучается новая и достаточно сложная тема, оценивать выполнение тренировочных работ следует только в случае их хорошего выполнения.В том случае, если дети не справились с заданием, необходимо выяснить, что вызвало затруднения и проработать непонятые части темы. Проведя анализ выполненных работ, преподаватель делает выводы об успешности усвоения пройденного материала.Индивидуальный подход в обучении обозначает пристальное внимание к каждому ребенку, изучение его интересов, уровня подготовки, умственных и физических возможностей для максимального развития творческих способностей.Преподавателю необходимо произвести тщательный анализ материалов урока:
  • Сравнить уровни сложности нового материала и навыки обучающихся, определить их готовность к решению проблемного задания.
  • Поставить конкретные задачи, которые должны быть решены на уроке.
  • Методически проработать все этапы проблемного урока с учетом поставленных задач.
  • Тщательно продумать, какие сложности могут встретиться в ходе проведения урока, и быть готовым оказать помощь обучающимся.
  • Эффективность подобного обучения можно оценить по следующим параметрам:
  • успешность обучения (успеваемость);
  • желание обучающихся активно идти к намеченной цели и познавать новое;
  • приобретение обучающимися умения думать самостоятельно;
  • Система индивидуального подхода к обучению создает оптимальные условия, способствующие развитию личности обучающегося.Список используемой литературы
  • Бушканец М.Г. Леухин Б.Д. Хрестоматия по педагогике : учебное пособие Издательство: Просвещение, 1976 г.
  • Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Знание, 1988.
  • Еремеева, В.Д. Нейропсихолог о дифференциации обучения //Практика образования. – 2007.
  • Фридман, Л.М., Куклагина, И.Ю. Психологический справочник учителя .М.: Издательство «Совершенство», 1998.
  • Статья Александра Ярулова (кандидат психологических наук) «Индивидуальный подход в обучении»