Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
Автор: Сарманаева Венера Равильевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17 «БЕЛОЧКА» Статья на тему «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры» Составила:В.Р.Сарманаева Сургут, 2024Актуальность выбранной темы В современном обществе большое внимание уделяют познавательному развитию детей. Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Важно в дошкольном возрасте развивать познавательную мотивацию, без которой заинтересованность, активность детей в получении знаний будет на низком уровне. Элементарные математические представления детей дошкольного возраста - это элементарные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Для доказательства актуальности выбранной темы были изучены нормативные документы. Изучив программу «От рождения до школы» (под редакцией Вераксы), можно сделать вывод: одно из главных направлений развития и образования детей является познавательное развитие, которое подразумевает развитие математических представлений. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет основные принципы дошкольного образования, среди которых - «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет цель дошкольного образования «…формирование интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности…». Профессиональный стандарт «Педагог» (воспитатель, учитель) выделяет трудовые обязанности педагогических работников «…организация видов деятельности, осуществляемых в дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства» и необходимые знания воспитателя «владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)» Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также средством развития познавательной активности детей. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В термине «дидактическая игра» подчеркивается педагогическая направленность, отражает многообразие ее применения в процессе обучения. Развитие элементарных математических представлений состоит из следующих разделов: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени». Для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Считаю задачу развития элементарных математических представлений посредством дидактических игр очень важной. Поэтому тема самообразования – «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры». Цель использования дидактических игр – способствовать развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Ниже приведем картотеку дидактических игр с детьми 6-7 лет по развитию математических способностей. «В какой сетке больше мячей»Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.Материал. 2 сетки, в одной из них 6 больших мячей (в других семь маленьких); наборное полотно, 8 больших и 8 маленьких кругов.Содержание. В. показывает детям две сетки с мячами и предлагает им угадать, в какой из них больше мячей, если в одной 6 больших мячей, а в другой - семь маленьких. Выслушав ответы детей, предлагает проверить. «Мячи положить парами трудно, они катятся. Давайте, заменим их кружками. Маленькие мячи-маленькие кружочки, а большие мячи - большие кружочки. Сколько надо взять больших кружков? Наташа, положи на верхней полоске 6, больших кружков. Сколько надо взять маленьких кружочков? Саша, помести на нижней полоске один под один 7 маленьких кружков. Коля объясни, почему 6 меньше семи, а семь больше шести. Как сделать, чтобы кружков стало поровну?». Выясняют два способа равенства: либо убрать 1 большой мяч, либо убрать 1 маленький.Работа с раздаточным материалом. Воспитатель ставит на стол 6 игрушек и дает детям задание: поставьте на верхнюю полоску карточки на одну игрушку меньше, чем у меня. Поставьте на нижнюю полоску на одну меньше чем у меня игрушек. Сколько игрушек вы поставили на полоску? На нижнюю? Почему? Далее числа сравниваются попарно.«12 месяцев»Цель: закрепить понятие о месяцах.                                    Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.«Матрешки»Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память. Материал. Цветные косынки от 5 до 10.Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.«Незнайка в гостях»Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов. Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками. Воспитатель обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.«Художники»Цель: развитие ориентировки в пространстве.Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. п. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым) вверху, на крыше дома – трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа, от, за, перед, между, около, рядом и т. д.«Сложи из палочек»Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.Материал: счетные палочки на каждого ребенка.Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.«С одним обручем»Цель: формировать представление об отрицании с помощью частицы «не».Материал. Обручи разных цветов, фигуры разных цветов.Содержание. Вариант 1. В. предлагает положить все красные фигуры внутри обруча, все остальные вне него. Какие фигуры внутри обруча? (красные). Вне обруча? (зеленые, желтые). А как назвать их одним словом? (не красные).                                                                                                          Вариант 2. В. предлагает положить внутри обруча желтые фигуры. Какие фигуры оказались вне обруча? (не желтые).                                                                                                          Вариант 3. В. предлагает положить внутри обруча квадратные фигуры. Какие фигуры оказались вне обруча? (не квадратные).«Поездка»Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.Материал. Наборное полотно, 8 больших треугольников, 8 - маленьких.Содержание. В. рассказывает: «Ребята, в детский сад я ехала на трамвае. В вагон вошли школьники: девочки и мальчики. Были свободные места, и мальчики уступили их девочкам. Все девочки сели рядом, а мальчики стали вдоль всего вагона. Девочек я обозначу маленькими треугольниками, а мальчиков большими. Кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек? Как догадались? Какое число больше (меньше)? Почему некоторые дети подумали, что мальчиков больше? Как доказать, что число 8 больше 7, а 7 больше 8.» 0дин ребенок раскладывает маленькие треугольники под большими, точно один под один. Взрослый заключает: «Мы с вами увидели, что число предметов не зависит от места, которое они занимают. Чтобы узнать, каких предметов больше, а каких меньше, надо считать предметы и сравнивать их число».«Встань на свое место»Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.«Расскажи про свой узор»Цель: учить овладевать пространственными представлениями.Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - треугольник.«Кто быстрее подберет коробки»Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.Материал. 6-8 коробок разного размера.Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие0Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).«Сложи фигуру»Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур.Содержание. В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.«Живые числа»Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.«Назови пропущенное слово»Цель: закрепить знания о днях недели.Материал. Мяч.Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:- Солнышко светит днем, а луна . . . - Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .- Если вчера была пятница, то сегодня . . .- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.«Сколько?»Цель: развитие мышления.Содержание. В. предлагает детям ответить на вопросы:-Сколько хвостов у семи ослов?-Сколько носов у двух псов?-Сколько пальчиков у одного мальчика?-Сколько ушей у пяти малышей?-Сколько ушек и трех старушек? и т. д.«Калейдоскоп»Цель: умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько признаков сразу.Материал. Демонстрационный: несколько калейдоскопов; образец сложного орнамента с тремя осями симметрии, включающего элементы двух, трех цветов, двух форм,Раздаточный: листы бумаги с начерченными осями, правильный шестиугольник клей, кисточки для клея, элементы для создания орнамента, аналогично образцу по 6 экземпляров каждого вида геометрических фигур.Содержание. В. обращается к детям: «Сейчас я вам раздам калейдоскопы. Каждый посмотрит несколько раз, повернет и передаст соседу. Вы видели красивые узоры, но в калейдоскопе узор не сохраняется, при малейшем движении он изменится. А сегодня мы сделаем картинку как в калейдоскопе, только остановившуюся». В. показывает орнамент: «Посмотрите, какой красивый, но очень сложный узор. Он состоит из разных фигур. Давайте рассмотрим, какие здесь фигуры, по каким признакам они различаются и как расположены». Педагог и дети выясняют, что узор составлен из фигур двух форм, каждая форма имеет две разновидности и три цвета. Затем взрослый обращает внимание на взаимное расположение фигур, на то, каждая фигура повторяется шесть раз. После этого В. предлагает детям разложить свои фигуры так же как в орнаменте-образце. Затем фигуры приклеиваются и анализируются.«Аэродром»Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. Материал. Игрушки (самолеты, 5ракеты).Содержание. В.: «Посмотрите, у меня на столе несколько самолетов. Это аэродром. Сколько у меня самолетов? Как проверить правильно ли вы ответили? Кто хочет сосчитать самолеты? Каждым самолетом управляет летчик. Сколько летчиков управляют (…) самолетами? Сейчас мы поиграем. Вы будете летчики. Сколько детей должно выйти, чтобы управлять самолетами? (выходят дети, берут в руки самолеты, делают круг, возвращаются на аэродром). Аналогично: «На космодроме».«Сосчитай правильно»Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.Содержание. Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли»- дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.«Кто больше увидит»Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.Материал. Фланелеграф, геометрические фигуры.Содержание. На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.«На что это похоже»Цель: развитие умственных способностей.Содержание. В. предлагает детям 9-10 картинок поочередно, дети говорят на что это похоже. Вне занятия в течение дня дети самостоятельно рисуют собственные картинки и предлагают другим детям сказать, на что это похоже.«Сосчитай, не ошибись»Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеровМатериал. Наборное полотно с 2 полосками, 10 больших 10 маленьких кубов. Содержание. В. обращается к детям «Сейчас я буду ставить кубы в ряд, а вы их считайте! Сколько кубов я поставила? (8 ). Закройте глаза! (На каждый большой куб помешает маленький). Откройте глаза! Можно ли сказать, не считая, сколько маленьких кубов я разместила? Почему это можно сделать? Докажите, что маленьких кубов и больших кубов поровну! Как сделать, чтобы маленьких кубов стало на 1 больше чем больших. Сколько их тогда будет? (Добавляет маленький куб). Каких кубов стало больше? Сколько их? каких меньше? Сколько их? Какое число больше? (меньше?). Что нам надо сделать, чтобы больших и маленьких кубов стало опять поровну?