Урок по прикладному творчеству "Работа с джутовой нитью. Джутовая филигрань".


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок по прикладному творчеству "Работа с джутовой нитью. Джутовая филигрань".
Автор: Татьяна Юрьевна Балакшина


МОУ ЛСОШ№7
Г.Лихославль
Разработка урока по теме прикладное творчество:
Работа с джутовой нитью,
Джутовая филигрань.
автор:
учитель предмета труд(технология)
Балакшина Татьяна Юрьевна
2024г.
Тема: Работа с джутовой нитью. Изготовление этнической куклы с применением джутовой нити.
Цель: Обучение детей новому виду рукоделия Джут. Изделия с пременением джутовой нити.
Приобщение детей к национальной культуре русского народа.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить учащихся с родиной растения джута и историей возникновения работы с джутовой нитью.
Познакомить детей с изделиями народного творчества с применением джутовой нити.
Обучить основным приёмам работы в технике обмотка джутовой нитью и джутовая филигрань.
Развивающие:
Формировать навык самостоятельной творческой, конструктивной деятельности.
Закрепить навык работы с джутовой нитью через изготовление куклы с применением джутовой нити.
Воспитывающие:
Способствовать проявлению интереса к новым видам рукоделия джутовая нить,джутовая филигрань.
Воспитывать внимание, трудолюбие, сотрудничество.
Предварительная работа:
подборка видеосюжетов по теме: Народные промыслы России. Как сделать отличный подарок своими руками.
подборка текстового материала по темам: джут, история возникновения, применение джутовой нити в народном творчестве;
изготовление педагогом наглядности: Этническая кукла с применением джутовой нити.
Украшение куклы пи помощи техники Джутовая филигрань: Одежда: русский сарафан, платок.
Ожидаемый результат:
учащиеся будут иметь представления о старинных нарядах русских женщин. (головной убор, юбка, декор.)
узнают о преданиях и традициях связанных с одеждой русских барышень;
научатся выполнять творческие работы в новой технике джутовая нить, филигрань :этническая к
познакомятся с репродукциями русских художников в жанровой живописи образ русской женщины;
приобщатся к народному миропониманию, созданному многовековым опытом предшествующих поколений;
сформируется уважительное и заботливое отношение к культуре России.
Методы обучения:
практические – изготовление работ в технике обмотка джутом,джутовая филигрань: этническая кукла;
наглядные – показ поделок из джутовой нити в технике джутовая обмотка, джутовая филигрань;
словесные - знакомство с новыми понятиями – джутовая нить, филигрань, :изготовление этнической куклы, инструктаж по технике безопасности при работе с джутовой нитью, разбор этапов выполнения работы;
видеометоды – видеосюжеты Народные промыслы России. Филигрань. Как сделать отличный подарок своими руками.
Тип и вид занятия:
тип - совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков в работе с джутом;
вид - просмотр видеоматериала, разбор этапов работы, практическое занятие.
Педагогические технологии:
личностно- ориентированные.
Средства обучения.
Для педагога:
наглядность (ноутбук, видеоматериалы, мастер – классы по данной теме).
Для учащихся:
наглядность (иллюстрации, образец работы, шаблоны);
раздаточный материал (старые куклы типа Барби, пластиковые бутылки нужного размера, джутовая нить, гофрированный картон , оборудование (ножницы, клей полимерный,, зубочистка, пинцет, файл).
План занятия:
организационная часть – 1 мин.
сообщение новых знаний – 10 мин.
формулирование вопросов учащимся –10 мин.
здоровьесберегающий момент – 2 мин.
практическая работа – 20 мин.
проверка выполняемых работ – 2 мин.
перемена – 10 мин.
практическая работа – 38 мин.
здоровьесберегающий момент – 2 мин.
подведение итогов – 5 мин.
Структура занятия.

Этап занятия
Деятельность
педагога
Деятельность
учащихся
Время
1
Организационный
Момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию.
Приветствуют педагога, проверяют готовность к занятию.
1
2
Введение нового материала.
Сообщение учащимся цели предстоящей работы.
Показ видеоматериала, знакомство с джутовой филигранью.
Учащиеся смотрят и слушают объяснения педагога.
10
Вопросы по заданной теме
Вопросы учащихся по новому материалу
Учащиеся задают вопросы по предстоящей работе.
10
3
Здоровье сберегающий
Словесный метод.
Выполнение упражнений
2
5
Практическая работа.
Контроль и анализ результатов выполнения работы учащимися
Выполнение задания.
20
Предварительная проверка выполнения работ
Проверяет и дает рекомендации по устранения неточностей в работе.
Корректируют работу над изделием.
2
6
Перемена
10
7
Практическая работа.
Контроль и анализ результатов выполнения работы учащимися
Выполнение задания.
38
8
Здоровье сберегающий
Показ гимнастики для пальчиков.
Выполнение упражнений
2
9
Подведение итогов.
Установление соответствий между поставленными задачами и результатами.
Учащиеся оценивают и комментируют свои работы.
5
Урок 1.
Тема: Джутовая нить. Работы с применением джутовой нити.
Цель: Познакомить учащихся с новой техникой – обмотка джутовой нитью, джутовая филигрань.
Задачи:
Дать историческую справку о дереве джут и способах его использования в современном мире;
составить с учащимися схему условных обозначений используемых в технике джутовая филигрань;
научить простым приёмам работы с нитью, полимерным клеем Титан.
Раздаточный материал и инструменты:
Старые куклы, типа Барби, джутовая нить, пластиковые бутылки, гофрированный картон, файл, декор для украшения изделия ;
клей Титан, зубочистки, пинцет, ножницы, канцелярский нож, двухсторонний скотч.
Ожидаемый результат:
узнают историю появления джутовой нити в России, ее применении в быту и декоративно – прикладном творчестве. Узнают что такое джутовая филигрань и научатся изготавливать этническую куклу с применением данной техники.
выполнят творческую работу Этническая кукла;
будут знать смысловое значения слов: джут, полотно, филигрань, декор..
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Столы стоят полукругом. Дети в круге перед столами. Педагог предлагает произнести каждому ребёнку Приветствие на сегодняшний день. – Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким – желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания.
2. Введение нового материала.
Информационная часть.
Учащимся будет предложен видеосюжет Народные промыслы России. Джутовая нить, Филигрань. После просмотра сюжета показаны работы выполненные педагогом в технике джутовая нить, филигрань: куклы, вазы, подсвечники, панно. Задан вопрос: - Как вы думаете, из чего сделаны эти работы? (Джут).
Просмотр следующего видеосюжета Как сделать отличный подарок своими руками. Дети увидят, какие прекрасные творческие поделки можно сделать из джутовой нити. Кратка историческая справка о джуте.
Джут – культурное растение, взращиваемое для получения волокон. Произрастает на юго-востоке Индии. Джутовое волокно используют для изготовления разнообразной продукции: от упаковки до ковров, обоев и мебели. Джут добавляют в шерстяные и хлопчатобумажные ткани для улучшения их свойств. Из него изготавливают дамские сумочки и аксессуары. В нашей стране популярность джута повысилась в связи с возрождением деревянного строительства. Джутовое полотно – отличный теплоизолятор, это оптимальный выбор для утепления.
Джут – это ещё и прекрасный материал для творчества. Предметы созданные из джута требуют определённого ухода.
Как ухаживать за изделиями из джута.
Во-первых, изделия из джута не должны подвергаться высоким механическим нагрузкам. Помните, что все изделия носят, прежде всего, декоративный характер.
Во-вторых, изделия запрещается стирать и мыть, тем более с использованием различных средств бытовой химии. Чистка должна быть сухой.
Случается так, что изделие может намокнуть. Как быть в этом случае? Все что нужно делать в таком случае — дать вещи высохнуть естественным путем.
Еще один очень важный момент. Джутовое волокно обладает очень высокой горючестью. Поэтому в целях пожарной безопасности не поджигайте и не располагайте изделия вблизи источников повышенного тепла.
Здоровьесберегающий момент.
Раз - подняться, потянуться,Два - нагнуть, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сесть.
4. Мотивация познавательной деятельности.
Учащимся будет предложено выбрать куклу, по своему вкусу, пластиковую бутылку, соответствующую размерам куклы и начать обмотку куклы джутовой нитью.
5. Практическая часть.
Выполнение творческой работы Этническая кукла.
Обрезать канцелярским ножом пластиковую бутылку до нужных размеров. Вдоль бутылки в 4 местах наклеить двухсторонний скотч и обмотать бутылку джутовой нитью горизонтально, не допуская пропусков и просветов .
Обмотать саму куклу по пояс джутовой нитью (руки, туловище, шею). Для данной обмотки применить полимерный клей.
Соединить куклу с юбкой (обмотанную джутом пластиковую бутылку) и закрепить при помощи клея.
Проверить правильность выполнения работ. Дать совет по исправлению неточностей в работе.
6.Перемена.
7.Практическая часть.
Далее подобрать подходящий декор для украшения наряда куклы(бусы, кружево, другие украшения) Изучить элементы филиграни и способы их изготовления.
Изготовить при помощи техники джутовая филигрань декор для украшения платья куклы (шарф, шляпу, цветы и др.) Для данных работ потребуется файл, полимерный клей, пинцет и конечно деликатная работа своими руками.
7.Здоровьесберегающий момент.
Все работы с клеем Титан выполняются голыми руками, поэтому периодически требуется очищать руки от клея при помощи воды и смазывать кисти рук жирным кремом. При появлении признаков раздражения, немедленно обратиться к учителю за помощью.
8.Подведение итогов .
Просмотр качества работ учащихся.
Исправление недостатков и ошибок.
Оценивание работ учащихся.
Уборка рабочего места.
Выставление оценок .
Фото работ выполненных педагогом Балакшиной Т.Ю. и учащимися 5-7 классов.
04.11.2024г.