Кейс-стади как современная технология обучения
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кейс-стади как современная технология обучения
Автор: Горбова Светлана Александровна
Кейс-стади как современная технология обучения
Горбова С.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ №38
г.Анжеро-Судженска
Кемеровской области
Среди интерактивных технологий обучения всё большую популярность получают кейс - технологии. Родиной данной технологии является США. Впервые была она применена в 1908 году. В России стали внедрять кейс-технологию в 80-е годы ХХ века в МГУ им. Ломоносова и лишь в последние 3-4 года — в школьный образовательный процесс.
Кейс-технология способствует повышению мотивации учения у обучающихся, развивают их интеллектуальные способности. Данная технология имеет многоплановые цели:
научить обучающихся индивидуально и в составе группы анализировать информацию;
сортировать информацию для решения выбранной задачи;
выявлять ключевые проблемы;
искать пути решения и оценивать их;
выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Кейс-технология применима в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке, – это обучение навыкам критического мышления, принятия решений, независимого характера.
Выделяют основные этапы создания кейса:
Определение целей.
Подбор необходимых источников.
Подбор и подготовка материалов для кейса.
К кейс - методам, активизирующим учебный процесс, относятся:
метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать недостающую информацию;
метод разбора деловой корреспонденции;
игровое проектирование;
ситуационно-ролевая игра;
метод дискуссий;
кейс - стади или метод ситуационного анализа.
Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднений по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
Что дает использование кейс - технологии?
Преподавателю:
Доступ к базе современных учебно-методических материалов.
Организация гибкого учебного процесса .
Увеличение/сокращение затрат времени на подготовку к урокам.
Беспрерывное повышение квалификации.
Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время.
Обучающемуся:
Работа с дополнительными материалами.
Постоянный доступ к базе консультаций.
Возможность самому готовиться к аттестации.
Общение с другими учащимися в группе.
Освоение современных информационных технологий.
Особенности кейс-технологии в том, что она
представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включаю в себя операции исследовательского процесса и аналитические процедуры,
выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой являются работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией,
является специфической разновидностью проектной технологии. Кейсы выступают одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
Принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик в том, чтоученик становится равноправным с другими учениками и педагогом в процессе обсуждения проблемы и поиска истины. Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейс-задач. Суть работы с кейсами заключается в следующем: учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения, разбираются в запутанной ситуации, выявляют проблему и обнаруживают пути ее решения.
Пользоваться услугами кейс-технологии может учитель любого предмета, если его задача – это обучение навыкам критического мышления. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач тем, что имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Данный метод легко сочетается на уроках с другими методами обучения.
Также кейс-метод соответствует принципам системно-деятельностного подхода, поэтому востребован в условиях реализации ФГОС. Уже Л.Н.Толстой в далеком 19 веке раскрыл особенности кейсов, говоря знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не одной памятью.
Примеры реализации кейс-технологии
на уроках русского языка и литературы
Урок литературы в 9 классе по творчеству М.Ю.Лермонтова. Роман Герой нашего времени.
Кейс-задание: Является ли Лермонтов прообразом своего героя?
Учащиеся, работая с текстом – биографией и текстом произведения, должны привести свои доказательства и сделать вывод.
Урок русского языка Самое гордое слово в русском языке.
Русский язык устроен расчетливо и экономно. Каждое слово может иметь десятки значений. На каждом корне вырастает целый куст слов. А каждая приставка или суффикс дают десятки и сотни новых слов на этом самом корне. Но есть в русском один очень хитрый суффикс: - иссимус Конечно, это суффикс "приезжий", не коренной. Однако в русском языке много прижившихся суффиксов-эммигрантов. Все находят здесь пристанище, "женятся" на русских корнях, дружат с русскими приставками. А вот "- иссимус" не такой. Совсем не такой. В русском языке с ним создано только одно слово. Всего одно. Других нет.
Задание:
1. Угадайте что это за слово.
2. Дайте определение этого суффикса, что за смысл он дает слову?
3. Создайте несколько новых еще не существующих в русском языке слов с этим интересным суффиксом. Можно даже сочинить мини-рассказ.
Наиболее простой вариант кейса – учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше. Например, рассказ Льва Толстого После бала или отрывок из произведения того же писателя Детство, где основой анализа может стать поступок мальчика, имеющего очень чуткую, жалостливую натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.
Кейс-задание: Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?
Итогом вышесказанному послужат слова Вальтера Скотта, которые можно взять девизом ко всем инновационным технологиям: Самое главное в жизни — это собственный опыт.
Список использованной литературы
Власова Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н.В.Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). http// www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1848/
Деркач А.М. Кейс-метод в обучении // Специалист. 2010. № 4.
Загашев И.О. и др. Критическое мышление: технология развития.
Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ:
Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. http:/nsportal.ru/sites/default/files/2012/12
Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы (
Педагогические технологии : учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушина. – изд. 4-е, перераб. и дополн. – Ростов н/Д : Издательский центр МарТ ; Феникс, 2010.
Прутченков А.С. Технология "кейс-стади" в воспитании школьников // Школьные технологии . 2009. № 1.
Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.