Сетевая консультация «Использование элементов сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» № п/п Структурные компоненты кон-сультирования Содержание 1. Ключевые слова, отображаю-щие контент (содержание) кон-сультации Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста, элементы сказко-терапии. 2. Краткая аннотация контен-та консультации. Сетевая консультация содержит сведения, способствующие эффективной организа-ции коррекционной работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, посред-ством использования элементов сказкоте-рапии. 3. Запрос на консультирование, сформулированный от первого лица - В чём актуальность технологии сказко-терапии в коррекции речевых нарушений у дошкольников? - Решению каких задач способствует ис-пользование элементов сказкотерапии в системе логопедических занятий? - Какие виды логосказок целесообразно применять в процессе коррекционной ра-боты? - Какие возможности раскрывает приме-нение элементов сказкотерапии при обу-чении детей с речевыми патологиями? 4. Консультационный текст (контент) консультации. С каждым годом контингент детей становится все более сложным: причем, характер речевых патологий в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, эмоци-онально-волевая сфера. Учитывая реалии современной жизни и памятуя о том, что из числа мно-гих обозначенных задач ФГОС направлен на решение следующей задачи: объ-единение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на осно-ве духовно нравственных и социокультурных ценностей, особенно важно вырас-тить в ребенке созидателя, который бережет то, что его окружает, дисциплиниру-ет чувства, заботится о своем здоровье. Как это сделать? Ответ прост и труден одновременно: «Наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой…» Сказка в работе с детьми, имеющими речевыми нарушения, используется как средство обучения, развития и воспитания. Обучение по сказке не только вы-зывает эмоциональный резонанс, но и превращается в увлекательную игру, у ре-бенка опосредованно формируются, уточняются детские представления об окру-жающем, расширяется кругозор, развиваются психические познавательные про-цессы. Поступки и действия героев открывают детям мир человеческих взаимо-отношений. В системе логопедических занятий посредством сказочных сюжетов можно решать многие коррекционные задачи: • совершенствовать звуковую сторону речи ребенка; • лексико-грамматические средства языка; • артикуляционную, мелкую и общую моторику; • развивать связную речь; • все психические процессы; • создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу; • приобщать детей к истокам русской культуры, народному фольклору; совершенствовать коммуникативные навыки. Важно подбирать сказки согласно возрасту ребенка, малышам в возрасте до 4-х лет подходят произведения, где главными героями выступают животные. Де-тям 5-ти, 6-ти лет целесообразно предлагать сказки с несуществующими персо-нажами, такими как феи, волшебники и прочие. Из всего разнообразия сказок (а они, как известно, бывают художественные (народные, авторские), психотерапевтические (они посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям), психокоррекционные их со-здают для мягкого влияния на поведение ребенка, медитативные (отличительной чертой которых является идеальная модель взаимоотношений с окружающим ми-ром, отсутствие конфликта и злых героев) и дидактические), нас интересуют именно дидактические логопедические сказки, они небольшие по обьему и про-сты по содержанию, создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (например, звуки), одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «по-даются» учебные задания. Алгоритм дидактической сказки задания: 1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый сим-вол. Рассказ о нравах, привычках, о жизни в этой стране. 2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмо-циональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей). 3. Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, справедливость, нужно выполнить определенное задание. В таких историях выполнение заданий это прохождение испытания, ряд выполненных заданий приводят ребенка (героя) к успеху. Элементы сказкотерапии, используемые в логопедической работе: - Превращение занятия в сказочный сюжет; - Привлечение к занятию сказочного героя; - Использование фрагментов из сказок; - Придумывание сказки или ее видоизменение. Существуют следующие виды логосказок: 1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику). 2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику пальцев рук, графические навыки). 3.Фонетические (с их помощью уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки). 4. Лексико - грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий). 5. Сказки, способствующие формированию связной речи. Сказки могут применяться на всех этапах логопедической работы: Используются различные варианты начала занятия: - сказочное начало занятия, погружение в сказку, например: Сегодня в ле-су праздник.У Мышки Норушки день рождения. Она ждет друзей в гости, но они не могут прийти, потому что над лесом пролетела Баба Яга и всех зверят заколдо-вала. Велела им выполнить трудные задания, только тогда они расколдуются и попадут к Мышке на праздник. Что же делать? Поможем зверятам? - путешествие с детьми на воздушном шаре, который предварительно нужно надуть при вызывании звука Ш; - поиск клада по карте схеме с выполнением разных заданий; Артикуляционные сказки используются при проведении артикуляционной гимнастики, например: Высоко на крыше живет Карлсон («Вкусное варенье»), утром он просыпается, делает зарядку («Качели»), потом он умывается (облизы-вают губы по часовой стрелке), завтракает блинчиками, пьет чай с вареньем («Лопатка», «Чашечка»), после завтрака Карлсон заводит моторчик, моторчик сломался, не заводится (Комплекс упражнений для постановки звука [Р].) - при постановке звука: Ребенок не может произнести звук, потому что его похитил Змей Горыныч. Надо сразиться с ним и отобрать у него звук. Каждое «сражение» содержит определенный способ постановки звука. Как только звук вызван, Змей Горыныч побежден. -При автоматизации звуков изолированно и в слогах детям предлагается отправиться в космос, прокатиться на паровозике, помочь встретиться ежикам, которые заблудились в лесу. -Звукоед прячет звуки в словах, а дети его находят (это и упражнения на развитие фонематического слуха); -Ребенок с удовольствием охраняет звук от Бабы Яги, Дракона, чтобы его не похитили; выручает от проделок Шапокляк, спасает от колдуна, который в конце занятия превращается в доброго волшебника. С помощью фонетических сказок автоматизируют, дифференцируют зву-ки), а применение лексико грамматических сказок способствует закреплению навыков употребления грамматических категорий и обогащению словарного за-паса детей. В коррекционной логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями конечной целью является формирование связной речи. Рассказы по воображению (творческие) самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести: - придумывание конца рассказа или начала готового рассказа; -составление рассказов и сказок по аналогии с небольшими литературными произведениями; -по опорным словам; -на заданную тему. Обучению детей творческому рассказыванию помогают вспомогательные вопросы, подсказывающие возможные варианты содержания сказки, предваряю-щий вопросный план, готовое начало рассказа, различные виды наглядности. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ве-дущей (учебной) деятельности. Значение сказкотерапии в логопедической работе следующее: - в атмосфере сказки дети раскрепощаются, проявляют большую заинтере-сованность в выполнении различных заданий; - у ребенка не только улучшаются все компоненты речевой системы, но и ликвидируются болезненные переживания, связанные с речевыми нарушениями, а это способствует улучшению социальной адаптации; - придумывая сказки, помогая главному герою преодолеть трудности, ребенок чувствует себя настоящим Волшебником, который может справиться с любыми сложностями жизни. Таким образом, повышается самооценка ребенка, развивается его креативность и ребенок с речевыми нарушениями чувствует себя гораздо уверенней. 5. Список литературы и дру-гих источников, которые ис-пользовались консультантом для подготовки текста кон-сультации. Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д. Практикум по креативной терапии СПб.:Речь, 2003.-400с. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002. Карельская Е.Г. «Растим говорунов» -Москва:Дрофа, 2007.-58с. Фесюкова. Л. Б. Воспитание сказкой.-Харьков:Фолио;М.:АСТ, 2000 Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры.-СПб.:Речь, 2002.-168с. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников-Москва:Сфера, 2006-206 с. 6.. Фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы кон-сультанта. Редут Елена Сергеевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ детского сада общеразвивающего вида № 12 «Колокольчик» города Заринска elena.redut@yandex.ru