«Маленькие исследователи»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Маленькие исследователи»
Автор: Форостовец Наталья Валериевна
Программа кружка «Маленькие исследователи»по развитию познавательных способностей у детей 2-3 лет по средствам опытно-экспериментальной деятельностиАвтор: Форостовец Наталья Валериевна, воспитательАктуальность темы Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Цель программы: способствовать формированию и развитию познавательных способностей у детей 2-3 лет через опытно-экспериментальную деятельность. Задачи:1. Формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе.2. Формировать знания, умения и навыки творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием.3. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект.4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста. Программа построена на основе следующих принципов: Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития. Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития. Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития. Принцип «развивающей интриги». Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания. Принцип деятельного подхода к развитию личности. Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности. Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности. Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания). Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования), беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз), проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, таблицы, календарь природы.Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 10 минут.Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей проводиться в сентябре и мае по методикам Л.Н. Прохоровой «Маленький исследователь». Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста. Возраст детей 2-3года. Дети раннего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы и дополняет содержание основной образовательной программы в ДОУ. Срок реализации кружка – 5 месяцев. Планируемые результаты освоения программы: Повысить уровень познавательной активности у детей. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах. Обогатить предметно – развивающую среду в группе. Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования. Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах. Приемы и методы, используемые на занятиях кружка: Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста. Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала пот экспериментированию, иллюстрации). Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации. Демонстрация опытов в группе. Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре). Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы). Слушание музыкальных произведений. Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.Все методы используются в комплексе.Формы проведения итогов реализации рабочей программы:• беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);• опыты;• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;• подражание голосам и звукам природы;• использование художественного слова;• дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;• трудовые поручения, действия. Перспективное планирование образовательной деятельности Формы проведения итогов реализации программы Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям; Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка «Маленькие исследователи». Перспективы работы:Детское экспериментирование (исследовательская деятельность детей) должна занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников. Более тесное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах поисково-исследовательской активности ребенка.