"Повторение изученного по теме"Словообразованияе"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Повторение изученного по теме"Словообразованияе"
Автор: Колесниченко Татьяна Николаевна
Конспект урока по русскому языку (6 кл). «Повторение изученного по теме «Словообразование».Цель: обобщить знания учащихся по изученной теме.Задачи:вспомнить основные способы образования слов;закрепить умение отличать морфемный разбор от словообразовательного;повторить приставки пре- и при-;повторить чередующиеся гласные в корне;Ход урокаI. Орг. моментII. Актуализация знаний.1. Повторение теории по теме: «Словообразование»- Что такое словообразование?-Что такое морфемика?- Какие нам известны значимые части слова?- Что такое окончание?- Что такое основа слова?- Что такое корень?- Что такое приставка?- Что такое суффикс?- Какие нам известны способы образования слов? (перечислить и записать на доске в столбик)2. Распределительный диктант.Приставочный: бесполезный, поднестиПриставочно-суффиксальный: опилки, наездник, ошейникСуффиксальный: сосновый, мячик, ленточкиБессуфиксальный: отход, заплыв, перелетСложение основ: листопад , сталеварСложение части слова и целого слова: стенгазета, медпунктСложение целых слов: кресло-качалка, город-геройСложносокращенные слова: комбат, ВВЦПереход одной части речи в другую: кондитерская, ученыйПроверка распределительного диктанта. 3. Морфемный и словообразовательный разбор слова (по вариантам I-II)а) разберите по составу слова: Вывод: Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?Ответ учащихся: Морфемный разбор-это разбор слова по составу, а словообразовательный- это от чего и с помощью чего образовано слово.- Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное (базовое) слово.1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)4. Бег← бегать. (бессуффиксный)5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)4. Повторение приставок пре- и при-- Назовите четыре значения приставки при-- Назовите два значения приставки пре-- Приведите примеры словосочетаний на приставки пре- и при- 5. Игра «Сборочный цех» из данного набора морфем собери как можно больше слов.1.Груз-, за-, -ть, -и-, по-, -к-, на-, -а, пере-.2. ноч-, -ой, -ева, за-, -ой, -ть, -ик, -н-, пере-.Задание: Составить слово, взяв от других слов указанные значимые части: От глагола ПОДБЕЖАТЬ - приставку, от существительного ПИЛКА - корень, от ВОЗИТЬ - суффикс глагола, от СТРОИЛИ – суффикс прошедшего времени, от СТРАНА – окончание. Подпилила.От прилагательного ПРЕДУТРЕННИЙ – приставку, от глагола ПОГОВОРИТЬ – тоже приставку, от слова СЛАГАЕМОЕ – корень, от глагола РЕШАТЬ – глагольный суффикс, от глагола ПИСАЛ – суффикс прошедшего времени, от СОБИРАЛА – окончание. Предполагала.а) Прослушайте стишок и сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.Корень -кос- спросил Всезнайку«Ты скажи мне без утайки,Почему подружка –Кас-Возгордилася у нас?»И ответил тут ВсезнайкаАбсолютно без утайки,Что подружку нашу -Кас-Защищает суффикс –а-Ответ учащихся: если после корня следует -а- , то в корне пишется –кас-Например: касаться, но коснутьсяб) Прослушайте стишок, сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.-Раст- и –рос- пришли с прогулки,Не сидели ни минутки:Всем хотели рассказать,Как их правильно писать.Если в корне буква Т,То пиши растение, ну а если подросло,То напишем букву О.Что ж тут долго рассуждать-Нужно просто это знать.Ответ учащихся: если корень оканчивается на согласный звук Т, то в корне пишется А, если на С, то – О- Есть ли исключение из правила?Ответ: есть: росток, Ростов, отрасльНапример: вырастить цветы, водоросли в озереНо: маленький росток, отрасль промышленностив) Прослушайте стишок и сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.Гар- и гор- друг с дружкой дружат,Им пожар совсем не нужен,Заключили соглашенье:Гар- писать под удареньем.Гор- не будет ударятьсяБудет просто –гор- писаться.Согласитесь ради дела,Что загар и загорелый-Очень просто для примера.Ответ учащихся: в корнях гар-, гор- под ударением пишется А, без ударения – ОНапример: угар, загар, огарок, но загорелый, горелки, подгореть(искл. : выгарки)Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне). 1. Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки. 2. Он знал эту отр…сль производства. 3. Ночь уже л…жилась на горы. 4. Все двери зап…рались на замок. 5. Река протекала в густых зар…слях. 6. Заг…рались и бл…стали стекла, озаренные пожаром.— Синтаксический разбор 1-го предложения.*СЗ 6. Сопутствующее повторение: запятая в СП и ПП с однородными членамиВ лесу мы собирали растения, подбирали причудливые корни деревьев, не пренебрегали шишками, перышками, потому что это пригодится нам для игрушек на елку. (запись предложения на доске и в тетрадях)1. Характеристика предложения:Повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, сложное, полное.2. Подчеркнуть грамматические основы предложения3. Разобрать предложение по членам.4. Разобрать по составу слова: перышками, игрушек.5. Отработать слова с чередующейся гласной в корне слова:Собирали (подбирали), растения.6. Отработать орфограмму: приставки пре- и при-:причудливые, пригодится, пренебрегаем (неясное значение→запоминаем)7. Чем осложнено предложение?8. Собирали, подбирали, пренебрегали9. Шишками, перышкамиОтвет: однородными сказуемыми и однородными дополнениямиРезервное задание:Соприкосновение с природой всегда прекрасно. (Подчеркнуть грамматическую основу)IV. Подведение итогов урока.Что мы сегодня повторили? (см.задачи урока)Что было особенно интересно?Что вызвало затруднения?Оценка урока учителем.Домашнее задание: упр.191