"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре родного края"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре родного края"
Автор: Русанова Наталья Юрьевна
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРАДИЦИЯМ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ» В наше время одной из наиболее важных проблем стало воспитание патриотизма. В современном образовании выделяются задачи, которые ориентированы на духовную жизнь общества: семья, Родина, достояния культуры, история народа – все это составляет фундамент становления личности.История человечества демонстрирует, что вопросы патриотического воспитания всегда находились и находятся в центре внимания любого государства и решаются с учетом потребностей социума, с использованием различных методов, средств и форм работы.Сохранение культурных ценностей - главнейшее условие процветания общества. Оторванность от национальной культуры и традиций, от исторических корней приводит к тому, что у подрастающего поколения появляются негативные тенденции: цинизм, безнравственность, социальная апатия, преклонение перед иностранными, не всегда лучшими, стилем жизни и традициями. Утрачивается чувство ответственности за свою деятельность, происходит деформация менталитета и психологии общества.В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие эмоциональной, интеллектуальной и нравственно-волевой граней личности. Именно в этом возрасте появляется возможность и необходимость осуществления специально организованной работы по патриотическому воспитанию. Дети достаточно рано начинают усваивать ценности общества, в котором они живут. Воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями родителей и педагогов и объективным состоянием общества. Приобщение к традициям и культуре – это процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры. Приобщение к культуре и традициям родного края играет важнейшую роль в процессе воспитания подрастающего поколения. Специфическими средствами патриотического воспитания являются компоненты народной культуры, в которых проявляются дух и традиции народа, его нравы и обычаи, отношение к природе, быту, фольклору, языку и искусству. Педагогическая значимость педагогического воспитания определяется социальными и культурными функциями данного вида воспитания - познавательно-информационным, духовно-нравственным, творческо-преобразовательным освоением наследия своего народа.Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема воспитания детей в духе приобщения к традициям и культуре требует многогранного подхода. Культивируя в подрастающем поколении культуру и традицию, необходимо в первую очередь привить им чувство любви к своей стране через патриотическое и эстетическое воспитание.Огромную роль в разработке проблем патриотического воспитания сыграли В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко.Исходя из обозначенной актуальности, целью нашего исследования является теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса мероприятий в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и культуре родного края.Изучив психолого – педагогическую литературу, формы и методы работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре и традиции родного края, у нас сложились общие представления о том, как мы можем правильно организовать работу по приобщению детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края. В качестве содержания работы по данному направлению мы взяли программу «Мы живем в Краснодаре», разработанную в качестве части программы, формируемой, участниками образовательных отношений МАДОУ №113 г. Краснодара. Изучив цели и задачи программы, мы определили этапы работы.Первый этап работы заключался в знакомстве детей с нашим городом. Для того чтобы приобщить детей к культуре и традиции родного города, мы решили рассказать, как возник наш город, кто основал город, как назывался город первоначально. Для этого мы подобрали конспекты занятий: «Город, в котором я живу», «Мы с Краснодарской земли», «История родного города». Кроме основных занятий включаются следующие виды деятельности: составление с детьми карты города, рассматривание фотоальбома «Прошлое и настоящие города», творческое задание «Я – архитектор», «Самое современное здание в городе», слушание записи песни, проведение дидактических игр «Узнай, где я нахожусь?», «Почтальон», вызывающих интерес к изучению истории своего города, чтение таких художественных произведений, легенд и преданий. В конце была оформляется выставка рисунков «Мой любимый город». Формированию представлений детей о родном крае способствуют элементы театрально-художественной деятельности, пословицы и поговорки. При закреплении знаний о городе, полученных на занятиях и в повседневной жизни, проводилось занятие «Мой город Краснодар». При знакомстве дошкольников с историей родного края приходилось многое им рассказывать. Уже на следующих занятиях мы изучали достопримечательности города Краснодара. Сначала мы уделили внимание музеям, памятникам и архитектурам города. Мы подготовили иллюстрации, на которых дети рассматривали достопримечательности и кратко рассказывали о них. Потом устроили опрос, на котором дети рассказывали, в каких музеях они были, какие памятники посещали, что им больше всего понравилось и запомнилось. Не забыли упомянуть, что в честь некоторых знаменитостей в нашем городе были названы улицы. Например, улица Ленина, а также улица Гагарина, улица Максима Горького. Так же большое внимание мы уделили тому, чем славится наш город Краснодар. Необходимым условием приобщения детей к культуре и традициям родного края является предметно – пространственная среда, которую мы оборудовали в групповой комнате, как патриотический уголок. Мы выбрали спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети могут спокойно рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. В нашем уголке мы поставили полочки, на которых расположили предметы, которыми славится наш город. Повесили портреты известных людей, которые родились в нашем городе. Устроили конкурс рисунков «Мой любимый город», затем вывесили лучшие работы в нашем уголке.Так же проводилась работа с родителями. На доске сведения для родителей мы повесили информацию о том, какие места можно посещать со своими детьми. Два – три раза в неделю мы спрашивали у детей, какие места они посещали со своими родителями. Если дети посещали, они рассказывали, что они видели в том или ином месте, что им больше всего запомнилось.На втором этапе мы старались узнать, как дети знают свой город, свой адрес, свои традиции дома, где они любят отдыхать с родителями в нашем городе. Сначала ознакомили детей с тем, какие в городе бывают дома, из чего построены они. Потом дали домашнее задание, узнать в каком доме они живут, сколько в нем этажей из чего он построен. Далее мы устроили опрос. Каждый ребенок рассказывал о своем доме, как называется его улица. В итоге занятия мы рисовали рисунок «Мой родной дом». Так же давали задания детям узнать о традициях в его доме, кто живет вместе с ним. На занятия дети приносили фотографии своей семьи и рассказывали, с кем они живут, что принято делать у них дома. Все дети справились с заданием. Затем мы устроили конкурс рисунков «Моя семья на отдыхе». Каждый ребенок должен был изобразить, как они отдыхают со своей семьей. Экскурсия является одной из форм организации непосредственного наблюдения детьми интересных событий и явлений. Во время экскурсий дети слушают рассказ педагога. Прежде всего, важно правильно отбирать объекты для наблюдения. Они должны быть яркими, выразительными, понятными детям. Если это экскурсии в природу, то необходимо выбирать живописные места и показывать детям их в различную погоду, способствовать видению красоты родного края (парки, сквер). Если это экскурсия к месту работы взрослых, то процесс и результат труда должны быть понятны ребенку (стройка, почта, магазин). При этом важна и эстетическая сторона: чистота на объекте наблюдения, красивое оформление помещения, привлекательные для детей предметы. Дошкольникам свойственно, прежде всего, обращать внимание на внешнюю сторону наблюдаемых явлений, и эстетическое восприятие при этом служит основой для развития интереса к объекту наблюдения. Проводились экскурсии в библиотеку, на почту, в магазин. В процессе проведения экскурсий мы обращаем внимание детей на то, что все это забота нашего государства о людях, о маленьких гражданах страны. Содержание экскурсий служит основанием для последующей деятельности детей: рисования, лепки, игр, конструировании. Дети наблюдали за возведением жилого дома и по возращении строили дом из большого напольного строительного материала. Показателем успешно проведенной экскурсии считается возникновение по инициативе детей сюжетно-ролевых игр. Это означает, что экскурсия вызвала эмоционально положительное отношение, потребность выразить его в собственной деятельности. Так возникли сюжетно ролевые игры: «Библиотека», «Строительство дома».На третьем этапе нашей работы мы уделили большое внимание знаменитым людям, которые прославили наш край. На занятии мы так же показывали фотографии знаменитостей, рассказывали краткую биографию, и кто чем знаменит.Таким образом, можно сделать вывод, что введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте.