"Рисование" 2 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Рисование" 2 класс
Автор: Иванова Дарья Владимировна

2.2. Цели и задачи программы Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Изобразительное искусство». Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Основные задачи изучения предмета:  Формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация);  Развитие интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира в процессе знакомства с произведениями декоративно-прикладного и народного искусства.  Развитие познавательной активности.  Формирование у обучающихся приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.  Формирование умения следовать инструкции при выполнении работ, а также умения работать самостоятельно.  Развитие навыков коллективной работы для получения результата общей деятельности.  Коррекция недостатков психической деятельности и развитие речи обучающихся.  Воспитание положительных качеств личности (настойчивость, стремление к познанию, доброжелательность).  Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других. 2.3. Особенности учебного предмета Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта и для детей с РАС (вариант 8.3). На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: - Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем: - коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. - коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами; ― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, контролировать свои действия; ― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации. ―развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи обучающихся. Для обучающихся с РАС все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Учебную работу на уроках изобразительной деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках. 2.4 Виды и формы организации учебного процесса. Урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Методы обучения: словесные, объяснение, работа с учебником, наглядные, практические, игры, упражнения, наблюдения, иллюстрация, демонстрация, взаимодействие, поощрение. 2.5 Место учебного предмета Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю). 2.6 Ожидаемые результаты В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам. Личностные результаты обучения:  положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной деятельности;  понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции («красиво» / «некрасиво»);  оценка собственных возможностей и формируемых умений по передаче свойств объектов и явлений окружающего мира, а также отражению собственных впечатлений с помощью изобразительной деятельности;  умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);  развитие эстетических потребностей и чувств, проявление чувства радости от восприятия красоты окружающей действительности;  проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;  проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;  стремление к сотрудничеству в творческой деятельности;  привычка к организованности, порядку, аккуратности;  овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;  овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;  элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;  установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой деятельности. Предметные результаты обучения оцениваются по двум уровням: Личностные: − осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению; − формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников; − развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно; − владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; − формирование мотивации к творческому труду; − формирование бережного отношения к материальным ценностям. Предметные: Минимальный уровень: −использовать материалы для рисования, аппликации, лепки; −рисовать предметы (с помощью опорных точек, по шаблону); −рисовать простым карандашом различные виды линий; −знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их назначения, правил обращения; −организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы под контролем учителя; −владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); −уметь правильно передавать цвет изображаемого объекта. Достаточный уровень: −знать о работе художника, ее особенностях; −выполнять требования к композиции изображения на листе бумаги; −рисовать предметы самостоятельно от руки; −передавать основные смысловые связи в несложном рисунке; −выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы и цвета; −знать названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково); −знать выразительные средства изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет и др.; −следовать при выполнении работы инструкциям учителя; −применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками; −рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; −оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец). 2.7 Характеристика класса Во 2 «А» классе на начало учебного года обучается 10 человек. Из них 2 девочки и 8 мальчиков. В классе есть дети, обучающиеся по программе АООП вариант 8.3 – 7 человека, обучающиеся на дому – 1 человек (Богатырёв Матвей). У обучающихся с РАС работоспособность на уроке низкая, концентрация внимания - слабая. Присутствуют также поведенческие нарушения у обучающихся. Дети слабо понимают организационные моменты, плохо ориентируются в пространстве и на листе бумаги. Слабо развиты графомоторные навыки. Мотивация к школьному обучению разная. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) более сконцентрированы во время учебной деятельности, графомоторные навыки развиты слабо, с трудом ориентируются на листе бумаги, путают лево – право. Организационные моменты соблюдают. Письмо самостоятельное, но иногда требуется помощь учителя. Умеют копировать текст, иногда путают буквы и цифры. 2.8. Система оценки достижения планируемых результатов Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: −0 баллов - нет фиксируемой динамики; −1 балл - минимальная динамика; −2 балла - удовлетворительная динамика; −3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов во время обучения во 2 классе в 1 и 2 триместре не проводится. Результат продвижения второклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи. Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно». Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися, следующее: − «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %; − «частично верно» - задание выполнено на 30-70%; − «неверно» - задание выполнено менее чем на 30 %. Начиная с 3 триместра знания и умения, обучающихся по изобразительному искусству во 2 классе, оцениваются по результатам выполнения практических заданий. Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы. Оценка «4» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но обучающийся допускает неточности в выполнении работы. Оценка «3» - выставляется, за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки со стороны учителя. Оценка «2» - не ставится. 3. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» Тематическое планирование 2 класс № п/п Название раздела, темы Кол-во часов Контрольные работы 1 «Обучение композиционной деятельности» 11 - 2 «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» 10 - 3 «Обучение восприятию произведений искусства» 2 - 4 «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи» 11 - Итого: 34 - 4. Календарно-поурочное планирование по предмету «Изобразительное искусство» № п\п Тема урока Дата 1 Вспомним лето. Ветка с вишнями. Рисование и лепка. 2 Рисунок. Съедобные грибы . 3 Лепка. Корзина с разными съедобными грибами . 4 Беседа о художниках и их картинах. 5 Фон темный, светлый. Рисунок зайца. 6 Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листокдерева. 7 Рабочее место для рисования красками акварель. Рисование фона. Небо. 8 Главные и составные цвета. Рисунок. Туча. 9 Рисунок. Фрукты на столе. 10 Рисование фигуры человека по шаблону. 11 Беседа о художниках и их картинах. Лепка человека. 12 Рисунок. «Мама в новом платье». 13 Лепка. Снеговик. Рисунок. «Снеговики во дворе». 14 Панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и ножницами. Аппликация и рисунок . 15 Рисунок. Петрушка . 16 Аппликация «Хоровод». 17 Разные породы собак. Лепка «Собака». 18 Рисунок «Собака». 19 Разные породы кошек. Лепка «Кошка». 20 Рисунок «Кошка». 21 Аппликация «Мишка». 22 Дымковская игрушка. Лепим «Барыню». 23 Рисунок «Птичка - зарянка». 24 Аппликация «Скворечник на березе». 25 Аппликация «Ваза». 26 Рисунок. «Ваза». 27 Поговорим о цветах. Цветы в работах известных художников. 28 Рисунок «Подснежник» . 29 Аппликация. «Подснежник». 30 Рисунок «Ваза с цветами» . 31 Аппликация «Ваза с цветами» . 32 Рисунок «Кактус». 33 Открытки к праздникам весны. Рисунок «Открытка к празднику» 34 Открытки к праздникам весны. Рисунок «Открытка к празднику» 5. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебники Наименование Кол-во М. Ю. Рау, М. А. Зыкова «Изобразительное искусство», учебник 2 класс Москва «Просвещение» 2022 1 Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / [М. Ю. Рау, М. А. Зыкова. Москва «Просвещение -2022 1 Грошенков И.А. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. Издание 3-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1975. 1 Наглядность Наименование Кол-во Образцы рисунков к каждому уроку. 35 Картины художников: И. Куинджи «Березовая роща», А. Пластов «Сенокос», И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели», К. Юона «Конец зимы», «Полдень», Левитан «Золотая осень» И. Хруцкой «Цветы и плоды» 10 Хохломская, дымковская, гжельская роспись. Узор в полосе. 3 Плакаты. Презентации. Дополнительная литература Наименование Кол-во Цифровые образовательные ресурсы В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство», издательский дом «Дрофа» 1995 год. 1 Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. 1 7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета Наименование Кол-во Парты ученические 9 Стол учительский 1 Стулья ученические 9 Стул мягкий 1 Стеллаж с тумбой 1 Тумба 3 Стенка из 2 шкафов 1 Шторы 2 Доска 1 Софит 1 Часы настенные 1 Наименование Кол-во Ноутбук 1 Принтер 1 Колонки 1 Мышка 1 Удлинители 1