"День добровольца (волонтера) в России"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "День добровольца (волонтера) в России"
Автор: Винтер Наталья Юрьевна
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение «Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 5»Утверждено:Директор КГКОУ КВСОШ № 5И.Н. Куракина____________________________«____» ______________ 2024 г.Классный час ко Дню славянской письменности и культурына тему: «Через века несущие свет»Подготовил: учитель русского языка и литературы Винтер Н.Ю.д. Старцево, 2024Цель воспитательного мероприятия: способствовать формированию уважительного отношения учащихся к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.Задачи:1. Познакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки и ее создателями.2. Способствовать воспитанию уважительного отношения к букве, алфавиту, слову.3. Воспитывать потребность совершать добрые поступки и сопоставлять их с деяниями святых.Оборудование: мультимедийная презентация, видеофильм, книжная выставка «День славянской письменности и культуры».Андрагогические принципы: принцип совместной деятельности и опоры на жизненный опыт.Ход мероприятия:В России, как и в других славянских государствах, широко отмечается День славянской письменности и культуры. Для многих народов славянских государств объединяющим фактором является православная религия и связанная с ней духовная сфера и культура.Истоки славянской письменности возвращаются к Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые принесли на славянскую землю письменность, тем самым приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре. Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года.Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку.В 862 г. к византийскому императору в Константинополь прибыли послы от моравского князя (Моравия – это часть современной Чехии). Византия была носительницей христианской веры. Так вот, моравский князь просил, чтобы в его земли пришли проповедники, которые могли бы рассказать о христианстве на славянском языке.Братья Кирилл и Мефодий отправились в Моравию, где вели просветительскую работу, проповедуя вместе с христианством законы нравственности, человеколюбия, добра и справедливости. Как известно, знания можно получить не только от учителя, но и из книг. Славяне, которым проповедовали братья, не понимали по-гречески и не могли читать христианские греческие книги. А своих книг славяне вовсе не имели, потому что не было букв, которыми можно было записать славянскую речь. Говорить говорили, а записать речь не могли. Вот братья и придумали буквы, чтобы ими записать слова, понятные славянам. Некоторые буквы Кирилл позаимствовал из греческого алфавита, некоторые изобрел вместе с братом… Получилась удобная азбука, которой мы пользуемся до сих пор. Конечно, кое-что изменилось: несколько букв утрачено за ненадобностью, многие стали проще в написании. Но основа современной русской азбуки принадлежит Кириллу. Русские ученые-книжники всегда чтили братьев-просветителей, которые научили нас «составляти письмена азбуковные». В честь создателя русская азбука называется кириллицей. «Буквы должны быть красивыми и простыми, чтобы рука писала легко, без задержек, словно пела», — сразу решили братья. И хотя с тех пор состав нашей азбуки несколько раз менялся, начертания букв остались прежними. Значит, справились братья с задачей.Но потрудиться им пришлось немало. День за днем стояли братья бок о бок и длинными палками чертили на песке различные знаки. Стирали их, писали новые. Наконец все 43 буквы славянской азбуки были созданы. Братья написали разные слова из славянского языка: «бор», «широкий», «юный», «живой». Греческой азбукой эти слова написать было невозможно, потому что у греков отсутствовали буквы для обозначения звуков «б», «ж», «ю», «ш», равно как и для звуков «з», «у», «ц», «ч», «щ» и «я». Все эти звуки в созданном алфавите записывались новыми буквами.14 февраля 869 года Константин Философ, названный в монашестве Кириллом, умер. Создатель славянской письменности и первый учитель славянских народов похоронен в Риме, в храме Святого Климента, рядом с мощами верного ученика апостола Петра. Храм Святого Климента сохранился и по сей день. Он находится недалеко от Колизея и на фоне современных зданий выглядит скромно: кирпичные стены его давно уже потемнели от времени. В начале 20 века место, где покоятся мощи святого равноапостольного Кирилла, болгарские художники украсили прекрасной мозаикой. Здесь постоянно лежат живые цветы. Их приносят самые обыкновенные люди – все, кому посчастливилось приехать в Рим и кто хранит в душе своей благодарность первому учителю славянских народов. Мефодий умер 6 апреля 885г. в Моравии. Он пережил брата на 16 лет. Христианская церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых.Во времена славянского князя Владимира принял русский народ православную веру. И пришли на Русь учителя из Болгарии. Были они учениками учеников Кирилла и Мефодия. В Новгороде, в столичном городе Киеве, в других городах стали люди постигать грамоту. Русь спешила украсить свои города православными храмами, а для этого срочно потребовались архитекторы, инженеры-строители, художники-иконописцы. Все знания христианского мира стали доступны русскому человеку. В монастырях изучали и философию, и географию с математикой. Историки-летописцы Никон Великий и мудрый Нестор создавали «Повесть временных лет», записывали старинные предания. И каждый, кто учился славянской грамоте, хранил в памяти имена первых учителей — Кирилла и Мелодия. В 1578 году первопечатник Иван Федоров, автор первой русской печатной «Азбуки», решил переиздать ее и поместил туда статью о Кирилле и Мефодии. Как будто первопечатник через века протянул руку первоучителям земли русской… В течение многих лет дети учились читать по этой книге.Итак, а сейчас я хочу представить вашему вниманию вопросы викторины. Итак, начинаем.Викторина«Вопросы древности – ответы современности»1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?(Константин)5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)6. Как называлась первая книга, написанная кириллицей? (Остромирово Евангелие»)7.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник,)8.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)9.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)10.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)11.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)12.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. («Повесть временных лет», «Русская правда» - свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)13.В чьё царствование славянская азбука была изменена – упрощена. (Петра 1)14.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)15.Сколько букв стало в современной азбуке? (33 буквы)16.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)17.Как называлась первая печатная книга? («Апостол»)18.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)19.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)20.Когда отмечается День славянской письменности? (24 мая)Конкурс «Литературные анаграммы»Переставьте буквы так, чтобы в предложенных словах получились литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажейМОТ – (единица собрания сочинений)ТОРБА – (русская детская писательница)РИНГ – (русский писатель)НЕРВ – (французский писатель)Конкурс «Пословицы»1. Ответьте на вопросы, используя пословицыКому Бог подает?Где хорошо?Какое слово и кошке приятно?Что всему голова?Что свет, а что тьма?2. Подберите антонимыРечь хороша короткая, а веревка ________.Болен – лечись, а _____ – берегись.Родная сторона – мать, а чужая – ___________. У спорого кузнеца руки черные, да хлеб _______. Славянский народ помнит своих первоучителей Кирилла и Мефодия, памятники которым установлены во многих городах (София, Москва, Одесса и мн. др.). О равноапостольных Кирилле и Мефодии, об их просветительском подвиге вспоминают славяне каждый год 24 мая. День славянской письменности и культуры – это дань памяти тем, кто более 1000 лет назад составил славянский алфавит и подарил нам возможность читать и писать. Письменность помогает народу сплотиться, осознать свое духовное и историческое единство. Поэтому в День славянской письменности и культуры – в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия – мы вспоминаем о том, что живем в стране, которой гордимся, которую есть за что любить, и что каждый из нас является носителем многовековой культуры русского языка.И в заключение хочу напомнить вам русскую пословицу «Мир освещается солнцем, а человек – знанием». Не забывайте и вы, ребята, об этом. На этом наша беседа заканчивается. Спасибо за внимание!