Проверочная работа "Обособленные члены, вводные слова, обращение"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проверочная работа "Обособленные члены, вводные слова, обращение"
Автор: Савина Ксения Александровна
Проверочная работа по русскому языкуФамилия, имя____________________________________________________________________Класс______________________Вариант 1Соотнесите обособленные члены с примерами:Прочтите текст и выполните задания на основе анализа содержания прочитанного текста.1)Последним делом великого князя Ивана Калиты было возведение новых укреплений, способных защитить Москву. (2)Москва к тому времени значительно выросла. (З)Тын, окружавший ее, не был надежен, и открытый для нападения посад занимал уже площадь большую, чем сам город.(4)С двух сторон подходы к крепости защищали реки Москва и болотистая Неглинная. (5)С третьей стороны щетинился острыми кольями ров.(6)Строили из дубовых кряжей, твердых и трудно воспламеняемых. (7)Стволы теперь уже не вкапывались вертикально в землю, а укладывались горизонтально клетями. (8)Клети заполняли песком и глиной так, чтобы вооруженные воины могли передвигаться по стене, переставляя камнеметные орудия. (9)Над пряслами стен на расстоянии полета стрелы друг отдруга высились башни. (10)Если бы враг и преодолел стену, рубленная из дуба башня могла бы еще долго обороняться самостоятельно. (11)Над стенами Кремля нависали галереи, с которых можно было лить на врагов кипяток, по-старинному — кипень, и отталкивать осадные лестницы.(12)Вот как засвидетельствовал летописец: «Иван Калита повелел поставить на Боровицком холме каменные храмы».(13)В 1340 году, когда в белокаменном Архангельском соборе москвичи хоронили Ивана Калиту, его детище — дубовая крепость — поднималось над окружавшим холм вековым бором.(По Б. Бродскому)2. Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.3. Среди предложений 8 – 11 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.4. Укажите количество грамматических основ в предложении 13.4. Выпишите грамматическую основу из предложения. Начинай, Иван, со следующего понедельника работать на мельнице! 6. Среди предложений 1−7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.(1)Да, люди по праву хотят знать о войне полнее, больше, хотят знать о том, что лежит за пределами их жизненного или военного опыта. (2)Но когда я читаю длинные главы, описывающие в подробностях жесты, выражения, разговоры генералов, маршалов, исторических лиц, сокровенные раздумья о собственных военных просчётах, ставшие столь популярными в литературе, я с недоумением обращаюсь к имени автора на обложке и спрашиваю себя: откуда всё это? (3)Из каких документов, дошедших до нас, по чьим свидетельствам? (4)Ах, это авторский домысел, стало быть, выдумка, но тогда, извините, мне это неинтересно. (5)И мне становится жаль читателей, питающих понятный, почти трепетный интерес к жизни великих и воспринимающих всё это за подлинность, за правду. (6)Можно, разумеется, возразить мне, сославшись на творческую практику Льва Толстого или Лиона Фейхтвангера, но тут несопоставимо разные вещи. (7)Даже ошибочный опыт великих остаётся великим в истории и в литературе, но для этого нынешним сочинителям нужно ещё встать на один уровень с классиками.7. Среди предложений 1−7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.(1)Все приветствовали Чичикова, будто старинного знакомого, на что он раскланивался несколько набок, впрочем, не без приятности. (2)Тут же познакомился он с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и несколько неуклюжим на взгляд Собакевичем, который с первого раза ему наступил на ногу, сказавши: «Прошу прощения». (3)Тут же ему всунули карту на вист, которую он принял с вежливым поклоном, выказавшим его умение вести себя в серьёзном обществе.(4)Они сели за зелёный стол и не вставали уже до ужина. (5)Все разговоры совершенно прекратились, как случается всегда, когда наконец предаются занятию дельному. (6)Хотя почтмейстер был очень речист, но и тот, взявши в руки карты, тот же час выразил на лице своём мыслящую физиономию, покрыл нижнею губою верхнюю и сохранил такое положение во все время игры. (7)После игры, как водится, спорили, и Чичиков также спорил, но как-то чрезвычайно искусно, так что все видели, что он спорил, а между тем приятно спорил.8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.На берегу показался небольшой отряд всадников; они что-то кричали морякам и размахивали руками.−Это,(1) кажется,(2) патагонцы? − спросил капитана Бартоломей Лессепс.−Да,(3) патагонцы. − ответил Лаперуз.− Ничего не понимаю! В книгах путешественников патагонцы −великаны и самые высокие европейцы едва достигают им до пояса.А между тем эти люди,(4) что скачут там,(5) на берегу,(6) нисколько невыше нас,(7) капитан.9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.−Ну,(1) Джемс,(2) здесь ты промахнулся! − сказал Генри. −Мы привезём тебя не в Индию,(3) а всего только в Ирландию,(4) в Дублин. В Индию на плоскодонных кастрюлях наподобие нашей не ходят! Конечно,(5) и«Геркулес» когда-то знавал лучшие времена − в дни своей молодости он хаживал и в Берген,(6) и даже в Кадикс. Но в Индию… до Индии он недобирался.10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.Отворилась дверь,(1) и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она называла,(4) «ретрухи».— Пап,(5) ну скажи ей,(6) — громко пожаловалась Оксана. — Чего она мне нервы мотает?11. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, служащие для обособления обстоятельства.И Сергей, (1) не без робости взглянув на нее, (2) внезапно послушно, (3) торопливо встал и, (4) будто сжавшись от ее слов, (5) со стеснительной осторожностью взял веник и начал подметать возле коек окурки.12. В приведенных ниже предложениях стоят цифры. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при обособленных определениях.Четыре часа пополудни. День жаркий, (1) но воздух чист и ароматен. Солнце усердно нагревает темно-серые стены большого, (2) неуклюжего дома,(3) стоящего вдали от прочих деревенских изб. Об архитектуре его можно сказать одно: вероятно, (4) он был недостроен, (5) когда его покрыли крышей.Проверочная работа по русскому языкуФамилия, имя____________________________________________________________________Класс______________________Вариант 2Соотнесите обособленные члены с примерами:Прочтите текст и выполните задания на основе анализа содержания прочитанного текста.(1) Научный труд требует общей интеллигентности человека. (2) И эта общая интеллигентность человека дается главным образом гуманитарными науками. (3) Почему? (4) Потому что искусство, искусство слова, живописи, какое угодно искусство, основано на интуиции и воспитывает интуицию, а без интуиции не могут обойтись и естественные науки, и математика. (5) Интуиция - в основе всего, это то, что не может быть заменено никакой компьютерной машиной, а художественное творчество больше всего воспитывает интуицию.(6) Ведь недаром, скажем, властитель дум Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходилось разговаривать с Романом Осиповичем Якобсоном. (8)Он говорил, что перед написанием какой-либо филологической работы он любил рассматривать живопись Ларионова или Гончаровой. (9) У него были определенные интересы в живописи. (10) К «своим» художникам он относился как к вдохновляющему началу, хотя работал совсем в другой области.(11) Математики не случайно занимаются музыкой, любят музыку. (12) Даже возьмем такой пример: талант человека в одной области сказывается и в другой. (13) Скажем, Пушкин — великолепный художник. (14) Лермонтов — тоже художник. (15) Достоевский, как сейчас выясняется, был замечательным портретистом. (16) Таким образом, гуманитарные науки очень важны. (17) То, что в школе на них уменьшают часы, это плохо! (18) Гуманитарные науки должны прежде всего воспитывать понимание искусства, понимание истории и учить нравственности.(Д.С. Лихачев)2. Выпишите грамматическую основу предложения 153. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных конструкциях.Достоевский,(1) как сейчас выясняется,(2) был замечательным портретистом. Таким образом,(3) гуманитарные науки очень важны.4. Укажите количество грамматических основ в предложении 4.5. Выпишите грамматическую основу из предложения. Учитесь, ребята, видеть в человеке его лучшие черты!6. Среди предложений 1−7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.(1)Лежанье на диване у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. (2)Когда он был дома − а он был почти всегда дома − он всё лежал постоянно в одной комнате, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной. (3)У него было ещё три комнаты, и он туда заглядывал изредка утром, позавтракав, когда слуга мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. (4)В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. (5)Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною.7. Среди предложений 1−7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.(1)Весь следующий день посвящён был визитам: Чичиков, обустроившись на новом месте, отправился делать визиты всем городским сановникам. (2)Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, был, подобно Чичикову, ни толст, ни тонок собой. (3)Ещё он имел на шее Анну, а впрочем, был большой добряк и даже сам, отдыхая от государственных забот, вышивал иногда по тюлю. (4)Потом отправился к вице-губернатору, потом был у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера... (5)Жаль, что несколько трудно упомнить всех важных персон города, всех сильных мира сего. (6)Довольно сказать, что приезжий, наделённый, казалось, неисчерпаемой энергией, проявил необыкновенную деятельность насчет визитов: он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы и городскому архитектору. (7)И потом ещё долго сидел в бричке, придумывая, кому бы ещё отдать визит, да уж больше в городе не нашлось чиновников.8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.−Антипыч,(1) ну скажи нам по правде: сколько же тебе лет?−По правде я вам,(2) ребяткам,(3) скажу,(4) если вы вперёд скажете мне: что есть правда и как её найти?−Ты,(5) наверно,(6) Антипыч,(7) сам лучше нас это знаешь.−Знаю! — усмехался Антипыч и прищуривался по-своему.9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.Настя,(1) начиная собираться,(2) повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.−Зачем тебе полотенце? — спросил Митраша.−А как же,(3) Митраша? — ответила Настя. — Ты разве не помнишь,(4)как мама за грибами ходила?−За грибами! Много ты понимаешь: грибов бывает много — аж плечо режет.−А клюквы,(5) может,(6) у нас ещё больше будет.10. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении: И если придётся защищать свою страну, (1) то где-то в глубине сердца я буду знать, (2) что я защищаю и этот клочок земли, (3) научивший меня видеть и понимать прекрасное, (4) как бы невзрачно на вид оно не было; этот лесной задумчивый край, (5) любовь к которому не забудется, (6) как никогда не забывается первая любовь. 11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.Проводив маму с отцом в очередную командировку,(1) мы с бабушкой тут же,(2) как заговорщики,(3) собирались на экстренный совет. Невысокая,(4) сухонькая,(5) с коротко подстриженными волосами,(6) бабушка напоминала озорного мальчишку. А этот мальчишка,(7) как говорили,(8) сильно смахивал на меня.12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве:Христофор Георгиевич, (1) не без пользы проводивший время в кают-компании, (2) довольно щурился, (3) раздувая ноздри, (4) и шевелил черными огромными усами.