К вопросу об использовании инновационных форм взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: К вопросу об использовании инновационных форм взаимодействия с родителями в дошкольной образовательной организации
Автор: Наталья Николаевна Швецова

Исполнитель:
Швецова Наталья Николаевна,
Научный руководитель:
Иваненко М. А., канд. пед. наук, доцент
кафедры психологии и социальной педагогики
К вопросу об использовании инновационных форм взаимодействия
с родителями в дошкольной образовательной организации
Необходимость использования инновационных форм работы с семьей в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием общества, широким распространением современных образовательных и воспитательных технологий, интеграцией существующей образовательной системы в мировое сообщество. В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка [7].
В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания и развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.
Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение инновационных форм взаимодействия с родителями.
Взаимодействие педагогов ДОО с семьей(это установление партнерских взаимоотношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада [1].
Следовательно, основной целью педагогов ДОО становится создание единого пространства развития ребёнка в семье и ДОО, вовлечение родителей в качестве полноценных участников в образовательно-воспитательный процесс дошкольной образовательной организации.
Изучение содержания работы дошкольной образовательной организации с родителями по основным направлениям развития ребенка, изучение нормативно-правовой документации работы ДОО, позволяет сделать вывод, что основные формы взаимодействия ДОО с семьей включают в себя знакомство с семьей, информирование родителей, образование родителей и совместную деятельность [5].
Формы взаимодействия с семьей подразделяются на традиционные (коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные) и инновационные (информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные).
Традиционные коллективные формы представляют собой родительские собрания, беседы и консультации, дни открытых дверей, папки-передвижки, информационные стенды.
Чем же отличаются традиционные и инновационные формы взаимодействия? Для этого обратимся к рассмотрению понятие инновационности форм, которое появилось на основе понятия инновации.
Инновации(это некоторое новшество в сфере технологических разработок, реализации управленческих решений, организации процессов, обязательно приводящее к принципиальному улучшению того или иного процесса [6].
Основной смысл понятия инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. Наиболее значимой особенностью современной ситуации в сфере образования является сосуществование двух стратегий организации образовательно-воспитательного процесса: традиционной и инновационной.
Внедрение элементов инновации, инновационности создает новый тип образовательно-воспитательного процесса ( раскрепощающий личность воспитанника и воспитателя, воспитателя и родителя.
Таким образом, инновационность ( это открытость, проницаемость для нового, способность взглянуть на традиционные подходы с новой точки зрения, увидеть их под другим углом, получить другой ( улучшенный результат.
Следовательно – инновационные формы взаимодействия – это не только новые, ранее не используемые формы, но и видоизмененные варианты используемых форм, которые меняют результативность и содержание педагогического взаимодействия, в этом и заключается их основное отличие от традиционно используемых форм.
Инновационные формы взаимодействия направлены на достижение главной цели дошкольной образовательной организации и задач, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольной образовательной организации и основан на ряде принципов – сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.
Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников призваны обеспечить результативное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-педагогической, психологической и духовно-нравственной поддержки семьи через:
установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;
активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях [3].
Все инновационные формы работы можно подразделить на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.
К информационно-аналитическим формам относятся тесты, опросы, анкетирование, ящик доверия, посещение семьи, беседы с родителями. Новизна форм заключается в тщательном системном изучении микроклимата конкретной семьи с учетом влияющих на нее факторов: внешних и внутренних.
Досуговые формы включают в себя совместные досуги, праздники. выставки и др. Эти формы призваны помочь в установлении теплых доверительных отношений, налаживанию эмоционального контакта между педагогами и родителями, родителями и детьми. Совместная деятельность осуществляется через привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности [2].
Познавательные формы играют доминирующую роль в повышении психолого(педагогической культуры родителей. Информирование родителей о ходе образовательного процесса включает в себя: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
Инновационность собраний заключается в том, что их следует проводить в удобное для родителей время и организовывать интересно. В этом случае участники собрания получат не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом [4].
Родительские тренинги помогают научить родителей разным способам воздействия на ребёнка, выбрать более удачные формы обращения к ребенку и общения с ним. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает конструктивное общение с ребёнком, постигает новые истины.
Проведение вечеров вопросов и ответов позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы в развитии детей. Использование такой формы побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы.
Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома.
Наглядно-информационные формы включают в себя: выставки детских работ, информационные листки, памятки и рекомендации для родителей по актуальным вопросам. Также в качестве инновационных форм используются вовлечение родителей в заполнение родительской странички на сайте ДОО, выпуск родительской газеты (которая выпускается самими родителями) и др.
Инновационный подход к использованию наглядно-информационных форм позволяет правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.
Использование инновационных форм взаимодействия направлено на достижение определенных результатов: родители становятся более открытыми и активными участниками жизнедеятельности ДОО, формируются доверительные партнерские отношения между родителями и педагогами, создается атмосфера взаимоуважения и сотрудничества.
Изучение документов и официального сайта МБДОУ Азинский детский сад показало, что взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в осуществляется в соответствии с поставленными перед детским садом задачами и на основании изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте принципов.
Полученные в ходе анкетирования воспитателей и родителей результаты свидетельствуют о необходимости изменения системы взаимодействия с родителями с целью ее оптимизации, о важности использования инновационных форм взаимодействия.
Для решения проблемы был разработан комплекс мероприятий по взаимодействию педагогов ДОО с семьей через инновационные формы.
Цель комплекса: совершенствование взаимодействия педагогов ДОО с семьей через использование инновационных форм.
В рамках комплекса мероприятий взаимодействие с родителями реализуется по следующим направлениям: педагогический мониторинг; педагогическая поддержка родителей; педагогическое образование родителей; педагогическое партнерство.
Комплекс мероприятий построен на использовании инновационных форм взаимодействия с родителями: информационно-аналитические (тесты, опросы, анкетирование, ящик доверия, посещение семьи, беседы с родителями); познавательные (родительские собрания, мини-собрания, родительские клубы, родительские тренинги и т.д.); досуговые (совместные мероприятия, выставки, конференции, экскурсии и т.д.); наглядно-информационные (выставки детских работ, информационные листки, памятки и рекомендации для родителей по актуальным вопросам, вовлечение родителей в заполнение родительской странички на сайте ДОО, выпуск родительской газеты (которая выпускается самими родителями) и др.).
В ходе реализации комплекса мероприятий на базе МБДОУ Азинский детский сад было проведено:
анкетирование семей, посещение семей, беседы с родителями.
Разработаны буклеты и папки-передвижки по итогам анкетирования и выявления педагогических затруднений родителей (Как правильно играть с детьми дошкольного возраста. Режим дня ( важный элемент воспитания для детей и родителей. Совместная работа и досуг ( залог успеха в отношениях).
Силами родителей начала выпускаться стенная газета Светлячок (подготовлено 2 выпуска).
Подготовлены и проведены три заседания родительского клуба по темам: Возрастные особенности детей, В какие игры играть с ребенком дошкольником, Физические упражнения и закаливание ребенка.
Реализован совместный с родителями проект Вместе дружная семья ( детский сад, родители, и я.
Организован совместный выезд в природный парк Оленьи Ручьи.
Проведенная после частичной реализации комплекса опытно-поисковая работа свидетельствует о результативности разработанного комплекса мероприятий, основанного на инновационных формах взаимодействия с родителями.
Несмотря на незначительные изменения (в большинстве случаев от 13 до 30%) в положительную сторону, следует учесть, что комплекс мероприятий осуществлялся в течение ограниченного периода времени, но уже показал положительный результат.
Следовательно, предложенные нами в работе и частично апробированные в комплексе мероприятий инновационные формы взаимодействия с родителями могут быть использованы в работе педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
Список литературы
Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями // Журнал воспитатель ДОУ. 2009. № 7. С.127-129.
Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М.: ТЦ Сфера, 2012. 128 с.
Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. М.: Издательство Скрипторий, 2008. 72 с.
Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. СПб.: ООО Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. 80 с.
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004. 149 с.
Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Наука, 2007. 139 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) Об образовании в Российской Федерации // Российская газета. № 303. 31.12.2012 г. (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)