Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР посредством дидактических игр


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР посредством дидактических игр
Автор: Рохманина Елена Ивановна

Управление образования администрации муниципального образования Кореновский районКонспект выступления на тему « Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР посредством дидактических игр» Подготовила воспитатель ГКОУ КК школы – интерната стлатнировской Рохманина Е.И.2024 год.Содержание1.Введение.2.Основные формы и методы работы с детьми по развитию лексико- грамматического строя речи.3.Особенности работы в коррекционной группе.4.Заключение.5.Используемая литература.Введение. Одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи – это развитие лексико-грамматических навыков. Выраженной особенностью речи детей с ТНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено. Бедность активного словаря проявляется в неточном употреблении многих слов –  диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Развитие грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций. Развитие лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. Основные формы и методы работы с детьми по развитию лексико- грамматического строя речи. Работа по развитию лексико-грамматического строя речи  ведётся  по следующим направлениям:1. Развитие словаря:
  • активизация и обогащение словаря по теме;
  • описание предметов, особенностей строения;
  • называние действий с данными по теме предметами;
  • называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.
  • 2. Формирование грамматических представлений:
  • упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
  • упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
  • употребление предлогов;
  • составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
  • Обучение осуществляется  с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом, мячом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки.Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи. Дидактические игры на развитие лексики «Подбери картинку» (классификация предметов: овощи –  фрукты; одежда – обувь).«Найди лишний предмет».«Сравни предметы» (объяснить, чем отличаются предметы: чашка и стакан; помидор и тыква; самолет и птица и др.).«Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе).«Назови части»:- рубашка: рукава, воротник, манжеты, застежка, карман;- дом: фундамент, стенка, крыша, окно, дверь: крыльцо.«Подбери соответствующие картинки к следующим словам»: Высокий, тонкий, пятнистый… (жираф);- Лохматый, косолапый… (медведь);- Маленькая, быстрая, проворная… (белка);«Противоположности» (пополнение словаря антонимов).Формирование многозначности слов (слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение, например, слова «ручка», «иголка» и т.д.).«Подбери как можно больше названий предметов» (существительных) к названию действий (глаголу) идет (кто?) – девочка, медведь…; (что?) – время, дождь… и т.д.«Кто как ест?» (по картинкам):  Кошка лакает молоко;  Собака грызет кость; - Корова жует траву.«Кто как голос подает?» (подобрать (по картинкам) как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает?» (Собака (что делает?) –  лает, бегает, рычит, кусает, грызет);«Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?» (подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?», «Какая?», «Какой?», «Какие?»).Солнце (какое?) –  яркое, блестящее, веселое, желтое, весеннее.Составление загадок-описаний по определенному плану. (Например, про одежду: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф.)Развитие грамматического строя речи1. Развитие словообразования. «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных существительных). «Что для чего?» (образование существительных с помощью суффикса иц- мыльница, сахарница). «Кто у кого?», «Чей малыш?» (образование названий детенышей в единственном и множественном числе). «Папа, мама, я» (дети уточняют названия домашних животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша). «Чей хвост?», «Чей след?» (образование притяжательных прилагательных). «Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?»; «Какая каша» (образование относительных прилагательных). «Подбери похожие слова» Например: подобрать слова - «родственники» к слову «снег». Образование сложных слов (составить одно слово из двух: сам летает – … (самолет), сам катится – … (самокат). Формирование грамматических значений (игра «Он, она, оно, они» (дифференциация рода).2. Задания и игровые упражнения по закреплению словоизменения существительных, глаголов и прилагательных.Цель: развивать у детей словоизменение, дифференциацию именительного падежа единственного и множественного числа; закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей — сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами, предложного падежа.Игры и упражнения: «Один – много» (дифференциация существительных единственного и множественного числа);«Что из чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных);«Кому что дадим?» (закрепление формы дательного падежа существительных);«Кто где живет?» (закрепление формы предложного падежа существительных);«Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);закрепление и дифференциация предлогов: В, НА, ПОД, ЗА;«Играем с глаголами» (закрепление согласования существительных и глаголов в числе);«Мой, моя, мое, мои», «Жадина» (согласование притяжательных местоимений с существительными);«Какого цвета?» (закрепление согласования прилагательных с существительными);Заключение Таким образом, предложенные игры и задания можно использовать в работе с детьми не только с тяжелыми нарушениями речи, но и с детьми общеразвивающих групп. Включение разнообразных игр, заданий на развитие лексико-грамматического строя на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи.   Используемая литература1.Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Развитие связной устной речи у учащихся с нарушением интеллекта на специальных уроках. (Аксенова А.К., Якубовская Э.В.// Дефектология. 1987 - №6).2.Лубовский В.И. Специальная психология.- М.-Академия, 2003.3.Петрова В.Г. Развитие речи умственно отсталых учеников//Дети с ограниченными возможностями здоровья: Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»/Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова.-М.,2007