Комбинированный урок "Собирательные числительные"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комбинированный урок "Собирательные числительные"
Автор: Плюснина Александра Александровна

Плюснина Александра Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26», г. Новокузнецк.Название УМК: «Русский язык 5-9 классы» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.Предмет: русский языкКласс: 6Тема: Собирательные числительныеТип урока: комбинированныйЦели учителя: обеспечить осознание важности изучения правописания числительных; обучить классификации групп количественных числительных; научить распознавать собирательные числительные; развивать орфографическую зоркость и речевой слух у учащихся, орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.Цели учащихся: научиться распознавать собирательные числительные; уметь применять изученное правило на практике.Задачи:Воспитательные:-положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;-следование в поведении моральным и этическим нормам. Образовательные:-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;-выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям, представлять информацию в виде схемы-опоры;-Коммуникативные:Оформлять свои мысли в виде устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопрос и искать ответы.Литература
  • М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. Русский язык. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. –М.: Дрофа, 2010. – 363 с.
  • Перова Т.Ю. Коммуникативная деятельность педагога в условиях проблемного обучения: учебное пособие/ Т.Ю. Перова. -Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2013. -109с.
  • Перова Т.Ю. Проблемное обучение русскому языку и литературе в жанрах педагогической речи: учебно-методическое пособие для учителей-словесников/ Т.Ю.Перова. –Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2009. -85 с.
  • Ход урока1.Организационный момент.2.Повторение. Работа над ошибками.-Комментированное письмо. Ученик работает у доски, проговаривая все орфограммы.Пятьсот, одиннадцать, килограмм, тонна, дюжина, тринадцать, удвоить, утроить, раздваиваться.-Проблемное слово учителя.Ребята, посмотрите на доску и подумайте, по какому принципу можно разделить эти слова на три столбика? Может можно разделить данные слова по видам орфограмм? Нет. Нам встретились словарные слова (килограмм, тонна), слитное правописание приставок (удвоить, утроить), правописание буквы И после шипящих (дюжина «жи, ши – пиши с И»), правописание сложных числительных (пятьсот), правописание суффикса -надцать (одиннадцать), безударная гласная в корне (тринадцать). Мы видим, что данные слова нельзя разделить на три столбика по видам орфограмм. Может быть, это разные части речи? Давайте определим. Что мы будем делать для того, чтобы определить части речи? Задавать вопросы. (Сколько? пятьсот, тринадцать, одиннадцать – числительные, обозначают число; что сделать? что делать? утроить, удвоить, раздваиваться- глаголы, обозначают действие предмета; что? тонна, дюжина, килограмм- существительные, обозначают предмет). Вот мы и разделили все слова на три столбика. Но значение всех данных слов связано с понятием числа, счета. Почему тогда все слова не являются числительными? Вспомните определение.Имя числительное –часть речи, которая обозначает отвлеченное число (пять, три), количество предметов (пять книг), их порядок при счете (первый ученик) и отвечает на вопросы сколько? какой? который?Таким образом, мы с вами вспомнили как отличить имена числительные от других частей речи.- Составьте предложение с одним из указанных числительных. Ученик работает у доски.Пример: Одиннадцать школьников отправились на уборку территории, взяв необходимый инвентарь.-Выполните синтаксический разбор данного предложения.-Какую синтаксическую роль играет числительное? Количественные числительные могут быть любым членом предложения. Сочетание числительного с существительным рассматривается как один член предложения (подлежащее). Молодцы!3. Объяснение нового материала.-Слово учителяМы уже несколько уроков изучаем имя числительное. Ребята, обратите внимание на доску. Здесь представлены примеры количественных числительных. Вы помните, что количественные числительные включают в себя разряды. Назовите эти разряды, опираясь на слова, записанные на доске. пять километров одна пятая урожая двое друзей(целые числа) (дробные числа) (собирательные числительные)Сегодня подробно поговорим о собирательных числительных.- Как вы думаете, почему данная группа числительных называется именно «собирательные»? Так как они употребляются, когда нужно обозначить совокупность предметов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро.-Собирательные числительные склоняются, как прилагательные: Сам не дерусь, а троих не боюсь. Давайте убедимся в этом, просклоняв собирательное числительное «трое» и прилагательное «синие»И.п. трое И.п. синие облакаР.п. троих Р.п. синих облаковД.п. троим Д.п. синим облакамВ.п. трое (троих) В.п. синие облака Т.п. троими Т.п. синими облакамиП.п. о троих П.п. о синих облакахСделаем вывод. Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе.Собирательные числительные сочетаются:- с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей: трое малышей, четверо мальчиков, двое мужчин;- с именами существительными, обозначающими детёнышей животных: семеро козлят, трое поросят;- с именами существительными, употребляющимися только во множественном числе: четверо саней, пятеро ножниц, двое суток.Обратимся к учебнику. Стр.274. Пользуясь статьей учебника, составьте схему-опору сочетания числительных с другими частями речи. Запишем в тетради в виде таблицы. Примерная схема.Собирательные числительные сочетаются с:сущ., обозначающими лиц сущ., обозначающими сущ, употребляющимужского пола: двое мужчин, детёнышей животных: мися только во трое малышей семеро козлят мн.ч.: двое сутокА теперь давайте подберем слова для каждого из столбиков таблицы, опираясь на материал упражнения 605.четверо мужчин трое цыплят пятеро друзей трое мальчиков шестеро щенят двое суток пятеро малышей двое медвежат трое бусВозьмите на заметку!Подумайте! А можно ли употреблять собирательные числительные с существительными женского рода? Нет. Можно сказать два ученика, двое учеников, но : две ученицы.-Разбейтесь на пары, составьте задание партнеру на изученную тему. При составлении задания, обозначайте имена числительные цифрами. -Коллективное обсуждение составленных заданий.4. Закрепление- «Четвертое лишнее»1. Три слона, пять километров, одна пятая пути, два шофера (лишнее словосочетание «одна пятая пути», так как это дробное числительное, а все остальные –целые числа);2. Двое котят, трое часов, четверо друзей, шесть секунд (лишнее словосочетание «шесть секунд», так как это целое число, а все остальные числительные - собирательные)3. Две подружки, две старушки, две ученицы, двое учеников (лишнее словосочетание «двое учеников», так как это собирательное числительное, а все остальные – целые числа)Обратимся к учебнику. Выполним упражнение 606. Ученики работают у доски и в тетрадях.5. Подведение итогов урока.- Ребята, составьте ряд вопросов для одноклассников по изученной теме.//Примерные вопросы:-Какая группа количественных числительных называется «собирательные»?-Как склоняются собирательные числительные?-С какими частями речи сочетаются собирательные числительные?-Употребляются ли собирательные числительные с существительными женского рода?6. Домашнее задание.Стр.274-276 правило, упр.607, составить кроссворд по изученной теме.