Родина и семья в нашем сердце.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родина и семья в нашем сердце.
Автор: Грядунова Елена Анатольевна
Структура описания конкурсного материала«Лучшая методическая разработка воспитательного мероприятия» среди педагогических работников казенных общеобразовательных учреждений Воронежской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных министерству образования Воронежской области1.Пояснительная записка.Семью, как и Родину, известно, не выбирают. Семья вместе с Родиной строится, развивается, переживает. Владимир Путин сравнил Родину с семьей. «По большому счету, Родина и семья в нашем сердце — одно и то же», — заметил он. Желание узнать историю своего рода у каждого человека возникает обязательно. Ему становится важным знать, кто он, кем были его предки. И тогда он опрашивает своих родных, рассматривает фото, идет в архивы, наводит информацию из интернета. И составляет родословное древо своего рода. Для чего это человеку? Роль истории рода в истории страны объясняется потребностью осознания этой роли, передаче исторических фактов рода своим потомкам. Через историю поколений осмысливается современность, что заставляет увидеть своих родных с нового ракурса. Доверительные беседы, дискуссии, вовлечение родителей в жизнь детей в интернате через организацию спортивных соревнований, участие мам и пап в конкурсных программах способствует воспитанию любви и уважения к семейным ценностям и традициям. История каждой семьи, ее традиции и ценности передаются из поколения в поколение, но устные рассказы недолговечны, история рода со временем утрачивается и забывается. Важно, чтобы история рода не исчезла бесследно. В связи с этим необходимо собрать материал относительно истории семьи и ее отражении в истории Отечества.Данная беседа дает возможность осознать учащимся, что значит для человека семья и Отечество, и какова роль каждого в их благополучии.Моя роль как роль педагога заключается в том, чтобы постоянно выстраивать диалог участников. Делаю это на основе доверия и уважения. Именно такой подход обеспечивает практически каждому участнику разговора внутренний диалог – диалог с самим собой.1.2. Актуальность и обоснование выбора темы. В нашей школе учатся детки с ИН с круглосуточным проживанием. Многие из неблагополучных семей, поэтому с детьми постоянно проводится работа по нравственно- патриотическому воспитанию. Содержание этой работы включает в себя множество задач, в том числе и воспитание любви к семье, Родине, уважительное отношение к родителям, семейным ценностям. Патриотическое воспитание идет в ногу с нравственным воспитанием. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, школе, родному селу, своей Родине. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья – источник любви, привязанности, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Успех патриотического воспитания во многом зависит от семьи, от атмосферы, которая царит в семье. Я считаю, что именно поэтому необходимо объединить усилия школы, где дети находятся длительное время, и семьи, чтобы достигнуть успеха. Моя задача сделать детские впечатления осмысленными, научить из массы наблюдений отбирать главное. Всегда опираюсь на слова нашего президента В. В. Путина о русской культуре: «Русская культура самая правильная, данное слово характеризует всё направление.В нашей культуре нет ни пошлости, ни разврата, а то, что пришло в 90 - е, то всё внедрять у нас начал Запад и до сих пор ещё остаётся навязанность с тех лет, всё плохое приживается быстро. Даже нет желания перечислять все пошлости. У нас всегда были герои, которыми гордилась страна, на которых равнялись новые поколения, их история помнит и сейчас. Думаю, что о них нужно знать по рассказам, по учебникам. Они много сделали для страны, есть за что их прославлять: Чайковский, Рахманинов, Шостакович, Пушкин, Ломоносов, Лермонтов, можно перечислять, не уставая, их очень много, нельзя их забывать. Россию нельзя стереть, она на карте Генеральной была, есть и будет!!!»1.3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы с коллективом (связь с другими мероприятиями, преемственность) Воспитательное мероприятие соответствует цели воспитания в школах- интернатах, а именно способствует воспитанию самостоятельной, творческой, социально активной личности ребенка, ориентированной на базовые национальные ценности: осознание себя гражданином России, уважительное отношение к истории и культуре, стремление к успеху. Важное значение, в реализации задач патриотического воспитания, имеет проведение классных часов, воспитательных мероприятий на нравственные и патриотические темы, беседы с приглашением родителей, участников войн, экскурсий в музеи, уроки Мужества, выставки рисунков, сочинений, фотовыставки по данной теме. Данное воспитательное мероприятие является одним из воспитательных мероприятий, в рамках цикла мероприятий по воспитанию гражданина России. 1.4. Целевая аудитория - группа 6,9 классов, 13-17 лет.1.5. Цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, совершенствовать знания детей на уровне обобщенных представлений о семье, родном крае, родине; Формировать у детей понятие «Семья», «Родина».1.6. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с понятиями «родина», «долг перед Родиной», «семья и семейные ценности», «родственные отношения», учить детей быть достойным сыном/дочерью своей семьи, своей страны. Вызвать чувство гордости за свою семью, свою страну. Развивающие: развивать мышление, память; расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных качеств, развивать нравственно-патриотические качества. Воспитательные: воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, Родине, продолжить работу над воспитанием нравственных качеств личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе, ценностное отношение к себе, членам своей семьи и окружающим.1.7. Планируемые результаты: дети узнают, что такое род, семья; как возникли некоторые фамилии, что такое родословная; познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи; будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к семейным ценностям; усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.1.8. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Формой проведения выбрала беседу- дискуссию, так как для детей с ИН необходимы вербальное и невербальное общение. Воспитательные воздействия при беседе являются очень важными. Прикосновение к руке ребенка, если он не уверен, поддержка беседы вопросами, эмоции которые видны на лице и улавливаются в речи. Все это создает психологическую атмосферу и побуждает воспитанников достичь усвоения путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.1.9. Методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов. Проектный метод, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии, педагогика сотрудничества.Словесный метод обучения: объяснение, беседа, пояснение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка), поощрение.Игровой метод: пальчиковая гимнастика «Семья» Для эффективности применяла метод аналогий (пословицы, поговорки), убедилась в эффективности метода убеждений. Пользовалась логическими приемами для постановки проблемы и обобщения; организационные приемы помогли фокусировать внимание детей и контролировать их деятельность; технические приемы связала с применением оборудования. В своей работе руководствуюсь словами Сухомлинского: «Наилучший метод тот, что идет от души педагога. Воспитываем мы не теми или иными методами или приемами, а личностью. Без одухотворения живой мыслью и страстью педагога любой метод остается мертвой схемой».1.10. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: совместная работа с психологом, классными руководителями, библиотекарем, работником музея.1.11. Материально-технические, информационные ресурсы: технические: проектор, ноутбук, магнитофон, аудио и видео записи; методические: наглядности по теме, дидактические пособия «Государственные символы России», «Мой дом», «Защитники Родины», подбор иллюстративного материала по теме «День Матери», «Моя семья», развивающие игр, краеведческие материалы.1.Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир», - М.: Издательство «АСТ», 2016 – 448 с.: с ил.2.Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., номер 3.3.Сайт хранителиродины.рф 4.Сайт 5.Сайт 6.Сайт 7. Сайт 8.Источник стихотворения 2. Основная часть.2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.Данное мероприятие имело несколько этапов подготовки.Подготовительный (накопление знаний). Был составлен план, проведена диагностика с целью выявления знаний детей о своей семье. Проведены творческие занятия: «Портрет семьи», «Просторы родного края». Чтение художественной литературы о маме, папе, бабушке, дедушке, семейных праздниках. Знакомство с пословицами и поговорками о членах семьи, Родине. Посещение школьного музея, библиотеки.Работа с родителями. Консультация для родителей с целью знакомства с темой. Предоставление фотоматериалов. Совместная работа детей и родителей «Сбор информации о жизни поколений семьи».Заключительный. Проведена диагностика уровня сформированности знаний детей о своей семье. Мониторинг, наблюдение за поведением детей при встрече с родителями при отпуск домой и по возвращению. Описание проведения воспитательного мероприятия. Конспект беседы- дискуссии «Семья и Родина едины»1.Организационный момент. Психологический настрой- Знаете, что произошло сегодня утром?- Я по улице шагала и улыбки собиралаСобрала целый возок, улыбнись и ты, дружок!Вступление- Ребята, сегодня мы проведём необычную,, но очень важный для каждого из нас беседу дискуссию. Послушайте и скажите, о чём мы сегодня будем говорить.«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой». (Л.Н.Толстой )Основная часть.Сообщение темы беседы- Кто догадался какова тема? (семья)- Да, тема беседы «Семья и Родина едины»- Как вы думаете, какова цель нашей беседы? Что мы узнаем на этом занятии? ( что такое семья, для чего семья необходима человеку, вспомним своих родственников)Семья – это счастье, любовь и удачаСемья – это летом поездки на дачу.Семья – это праздник, семейные даты,Подарки, покупки, приятные траты.Ход беседы.Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это «группа живущих вместе близких родственников», семья – это «объединение людей, сплоченных общими интересами».- А как вы понимаете это слово «семья»? Что вы представляете, когда произносите это слово?(дети отвечают)Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себядома». Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, гдетебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.Такое место – это ваш дом, ваша семья.Игра «Дружная семья».А какими качествами должна обладать семья, чтобы в ней было вам хорошо и уютно. Давайте создадим свою «ромашку семьи». У каждого из вас на парте есть лепесток ромашки, напишите на ней какие качества должны царить в семье (1-2 слова). Затем на доску к центру крепятся лепестки ромашки.Конкурс пословицВ народе сложено очень много сложено пословиц о семье. Какие вы знаете? ( дети называют пословицы )Семья сильна, когда над ней крыша одна.В семье и каша гуще.Семья воюет, а одинокий горюет.В семье согласно, так идёт дело прекрасно.Семейное согласие всего дороже.Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.Вся семья вместе, так и душа на месте.Сват, не сват, а в горох не лезь.Дерево держится корнями, а человек семьёй.Есть родня, есть возня.Вместе тесно, а врозь скучно.Физминутка. Чтобы поближе узнать ваших родственников, мы поиграем в игру. Я буду называть фразу, а вы будете выполнять только те действия, которые подходят к вам. (дети встают возле парт)у кого есть младшая сестра - потопайте,у кого есть бабушка и живёт в нашем городе - покружитесь,у кого есть младший братик - поморгайте глазами,у кого есть старшая сестра - попрыгайте как зайчик,у кого есть дедушка он живёт в нашем городе - приседайте, на корточкиу кого есть мама - похлопайте в ладоши и улыбнитесь.- Ребята, большую часть года, где вы находитесь? (дети – в школе)- А ведь школа это тоже дом?! Наш общий дом, наша большая и дружная семья. Дружная семья взрослых: учителей, воспитателей, учеников, нянечек, поваров и родителей. Да, еще маленькими вас приводят в школу ваши родители. Родители доверили нам самое дорогое, что у них есть – это вы, их дети. Здесь вы проводите большую часть времени: получаете знания, посещаете разную внеурочную деятельность, секции. Приобретаете разнообразные навыки. Растете. И мы прилагаем все усилия, чтобы школа, где вы живете стала для вас надежным домом, где вы смеетесь, радуетесь, где вам спокойно и тепло. Но главная наша задача, чтобы вы выросли порядочными людьми, опорой для пап и мам. И чтобы каждый из вас знал ценность своей семьи и значимость Родины.Динамическая пауза. Игра «Семья на ладошке»Раньше на Руси говорили что семья – это семь человек живущих в одном доме. Не зря слово семья состоит из семи Я, то есть, семь таких же как и я, не даром иногда некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне так и по характеру. Россия – наша большая, общая Родина, это место, где мы родились и выросли, где проживают миллионы семей разных национальностей. И важность семьи для нашего государства огромная.Ребята, посмотрите на карту. Это наша страна – Россия. Для каждого человека она начинается у порога родительского дома. В каком бы уголке ее ты не родился, ты имеешь право с гордостью сказать – это моя Родина.«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов . . .Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина». (К.Д. Ушинский).Ребята, семья, школа – это маленькое Отечество. Отчий дом- это ваш дом, а, там мама папа, бабушка, дедушка, родные люди. Отечество- место, где ты родился, а родились вы в Воронежской области, это для вас родина, а находится наша область в России , значит Россия ваше Отечество. Семья - это малая Родина, наш отчий дом. Людей ближе, чем в семье на целом свете нет! Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.Наша страна - великая держава. Были победы, достижения, но были и трудные времена. Главное в любое время оставаться человеком, быть человечным. Быть верным своей семье, Родине.Сейчас я расскажу вам историю своей семьи.Мои бабушка и дедушка еще в довоенное время строили колхоз. Бабушка работала на поле трактористом, а дедушка занимался агитационной работой, всех агитировал вступать в колхоз.Бабушка и дедушка моего мужа были кулаками, в колхоз вступать не соглашались. За это дедушку посадили по 53 статье, позже он был реабилитирован. После раскулачивания из всех детей выжил только отец моего мужа. Домашний скот и дом забрали на нужды колхоза.Так получилось, что в раскулачивании семьи дедушки мужа активное участие принимал мой дедушка. Казалось бы - враги навеки.Этой историей я хочу вам показать большую глубину русской души. Семья мужа меня приняла с любовью. Конечно, я переживала, но в доме был лад и мир. Мы 12 лет прожили в одном доме. Прошло время, выросли наши дети. С любовью и теплотой мы вспоминаем старшее поколение и моей семьи, и семьи мужа. Наш сын офицер, защищает нашу Родину на СВО. Далеко его молодая семья жена и наш любимый внучок Ванечка. По распределению сын служит в Крыму в летной части. Его жена Олечка нам стала дочерью, как в свое время я стала дочерью для родителей мужа. Этой историей я хочу показать вам глубину русской души, ценность семьи, величие русского народа.Подведение итогов мероприятия.- Ребята, давайте с вами ответим, о чем же мы с вами сейчас беседовали, что интересного вы узнали, а что закрепили в своем сердце навсегда:- Что же самое главное и важное для каждого человека? (семья, где его любят, он чувствует себя защищенным, нужным и т.д.)- Является ли школа вторым домом и семьей для человека? (да, здесь проводит большую часть времени, многому учится, всю жизнь вспоминает школьные годы)- Что для каждого из вас Отечество? Важно ли его любить, быть патриотом своей страны? Должны ли защищать свою Родину?- Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие. Мне былоприятно с вами общаться. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш домбыл радостным и уютным.РефлексияСемья- это любовь. А символом семьи является ладошка. Поднимите свои ладошки вверх. А где у вас живет любовь к семье, к самому себе, к близким людям, к Родине? Покажите ладошкой . У меня они живут вот здесь, в сердце, а у вас?- Я благодарю вас за хорошую работу. Желаю, чтобы в ваших семьях всегда царили счастье, любовь и взаимопонимание. Берегите свой дом! Любите свою семью! Гордитесь своей Родиной!Всего вам доброго!Рекомендации по использованию методической разработки в практике воспитательной работы. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без участия самой семьи. Данное направление прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа в данном направлении имеет большое значение для формирования личности ребенка, укрепление и развитие родительских отношений с детьми. По мнению школьников, главным условием счастливой и крепкой семьи, её фундаментом являются любовь, уважение, преданность, понимание. Ребята определили основные вопросы семейной жизни: как должны строиться отношения внутри семьи, распределяться обязанности среди супругов, решаться бытовые проблемы, кто должен заниматься воспитанием детей и многие другие. Было очевидно, что семейные вопросы учащимся небезразличны, а это значит, какие бы ветра не шумели над миром, семья в интерьере времени всегда будет занимать главное место.Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, прививать чувство привязанности к семье, дому, людям, Родине. В свете сегодняшних событий требуется большое внимание уделять воспитанию патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая, многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим; направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей, на развитие личности. Чтобы каждый ребенок знал, что он сын своей страны и мог гордо произнести: «Я - Русский!»МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИРегиональный конкурс«Лучшая методическая разработка воспитательного мероприятия» среди педагогических работников казенных общеобразовательных учреждений Воронежской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных министерству образованияТема методической разработки «Семья и Родина едины»Грядунова Елена Анатольевна, воспитатель I кк, Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Руднянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»2024 г.