Родина и семья в нашем сердце.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родина и семья в нашем сердце.
Автор: Грядунова Елена Анатольевна

Структура описания конкурсного материала«Лучшая методическая разработка воспитательного мероприятия» среди педагогических работников казенных общеобразовательных учреждений Воронежской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных министерству образования Воронежской области1.Пояснительная записка.Семью, как и Родину, известно, не выбирают. Семья вместе с Родиной строится, развивается, переживает. Владимир Путин сравнил Родину с семьей. «По большому счету, Родина и семья в нашем сердце — одно и то же», — заметил он. Желание узнать историю своего рода у каждого человека возникает обязательно. Ему становится важным знать, кто он, кем были его предки. И тогда он опрашивает своих родных, рассматривает фото, идет в архивы, наводит информацию из интернета. И составляет родословное древо своего рода. Для чего это человеку? Роль истории рода в истории страны объясняется потребностью осознания этой роли, передаче исторических фактов рода своим потомкам. Через историю поколений осмысливается современность, что заставляет увидеть своих родных с нового ракурса. Доверительные беседы, дискуссии, вовлечение родителей в жизнь детей в интернате через организацию спортивных соревнований, участие мам и пап в конкурсных программах способствует воспитанию любви и уважения к семейным ценностям и традициям. История каждой семьи, ее традиции и ценности передаются из поколения в поколение, но устные рассказы недолговечны, история рода со временем утрачивается и забывается. Важно, чтобы история рода не исчезла бесследно. В связи с этим необходимо собрать материал относительно истории семьи и ее отражении в истории Отечества.Данная беседа дает возможность осознать учащимся, что значит для человека семья и Отечество, и какова роль каждого в их благополучии.Моя роль как роль педагога заключается в том, чтобы постоянно выстраивать диалог участников. Делаю это на основе доверия и уважения. Именно такой подход обеспечивает практически каждому участнику разговора внутренний диалог – диалог с самим собой.1.2. Актуальность и обоснование выбора темы. В нашей школе учатся детки с ИН с круглосуточным проживанием. Многие из неблагополучных семей, поэтому с детьми постоянно проводится работа по нравственно- патриотическому воспитанию. Содержание этой работы включает в себя множество задач, в том числе и воспитание любви к семье, Родине, уважительное отношение к родителям, семейным ценностям. Патриотическое воспитание идет в ногу с нравственным воспитанием. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, школе, родному селу, своей Родине. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья – источник любви, привязанности, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Успех патриотического воспитания во многом зависит от семьи, от атмосферы, которая царит в семье. Я считаю, что именно поэтому необходимо объединить усилия школы, где дети находятся длительное время, и семьи, чтобы достигнуть успеха. Моя задача сделать детские впечатления осмысленными, научить из массы наблюдений отбирать главное. Всегда опираюсь на слова нашего президента В. В. Путина о русской культуре: «Русская культура самая правильная, данное слово характеризует всё направление.В нашей культуре нет ни пошлости, ни разврата, а то, что пришло в 90 - е, то всё внедрять у нас начал Запад и до сих пор ещё остаётся навязанность с тех лет, всё плохое приживается быстро. Даже нет желания перечислять все пошлости. У нас всегда были герои, которыми гордилась страна, на которых равнялись новые поколения, их история помнит и сейчас. Думаю, что о них нужно знать по рассказам, по учебникам. Они много сделали для страны, есть за что их прославлять: Чайковский, Рахманинов, Шостакович, Пушкин, Ломоносов, Лермонтов, можно перечислять, не уставая, их очень много, нельзя их забывать. Россию нельзя стереть, она на карте Генеральной была, есть и будет!!!»1.3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы с коллективом (связь с другими мероприятиями, преемственность) Воспитательное мероприятие соответствует цели воспитания в школах- интернатах, а именно способствует воспитанию самостоятельной, творческой, социально активной личности ребенка, ориентированной на базовые национальные ценности: осознание себя гражданином России, уважительное отношение к истории и культуре, стремление к успеху. Важное значение, в реализации задач патриотического воспитания, имеет проведение классных часов, воспитательных мероприятий на нравственные и патриотические темы, беседы с приглашением родителей, участников войн, экскурсий в музеи, уроки Мужества, выставки рисунков, сочинений, фотовыставки по данной теме. Данное воспитательное мероприятие является одним из воспитательных мероприятий, в рамках цикла мероприятий по воспитанию гражданина России. 1.4. Целевая аудитория - группа 6,9 классов, 13-17 лет.1.5. Цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, совершенствовать знания детей на уровне обобщенных представлений о семье, родном крае, родине; Формировать у детей понятие «Семья», «Родина».1.6. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с понятиями «родина», «долг перед Родиной», «семья и семейные ценности», «родственные отношения», учить детей быть достойным сыном/дочерью своей семьи, своей страны. Вызвать чувство гордости за свою семью, свою страну. Развивающие: развивать мышление, память; расширять кругозор, способствовать развитию коммуникативных качеств, развивать нравственно-патриотические качества. Воспитательные: воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, Родине, продолжить работу над воспитанием нравственных качеств личности, добрые взаимоотношения между детьми в группе, ценностное отношение к себе, членам своей семьи и окружающим.1.7. Планируемые результаты: дети узнают, что такое род, семья; как возникли некоторые фамилии, что такое родословная; познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи; будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к семейным ценностям; усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.1.8. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Формой проведения выбрала беседу- дискуссию, так как для детей с ИН необходимы вербальное и невербальное общение. Воспитательные воздействия при беседе являются очень важными. Прикосновение к руке ребенка, если он не уверен, поддержка беседы вопросами, эмоции которые видны на лице и улавливаются в речи. Все это создает психологическую атмосферу и побуждает воспитанников достичь усвоения путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.1.9. Методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов. Проектный метод, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии, педагогика сотрудничества.Словесный метод обучения: объяснение, беседа, пояснение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка), поощрение.Игровой метод: пальчиковая гимнастика «Семья» Для эффективности применяла метод аналогий (пословицы, поговорки), убедилась в эффективности метода убеждений. Пользовалась логическими приемами для постановки проблемы и обобщения; организационные приемы помогли фокусировать внимание детей и контролировать их деятельность; технические приемы связала с применением оборудования. В своей работе руководствуюсь словами Сухомлинского: «Наилучший метод тот, что идет от души педагога. Воспитываем мы не теми или иными методами или приемами, а личностью. Без одухотворения живой мыслью и страстью педагога любой метод остается мертвой схемой».1.10. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: совместная работа с психологом, классными руководителями, библиотекарем, работником музея.1.11. Материально-технические, информационные ресурсы: технические: проектор, ноутбук, магнитофон, аудио и видео записи; методические: наглядности по теме, дидактические пособия «Государственные символы России», «Мой дом», «Защитники Родины», подбор иллюстративного материала по теме «День Матери», «Моя семья», развивающие игр, краеведческие материалы.1.Детская энциклопедия. История. «Я познаю мир», - М.: Издательство «АСТ», 2016 – 448 с.: с ил.2.Журнал «Читаем, учимся, играем». 2002., номер 3.3.Сайт хранителиродины.рф 4.Сайт 5.Сайт 6.Сайт 7. Сайт 8.Источник стихотворения 2. Основная часть.2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.Данное мероприятие имело несколько этапов подготовки.
  • Подготовительный (накопление знаний). Был составлен план, проведена диагностика с целью выявления знаний детей о своей семье. Проведены творческие занятия: «Портрет семьи», «Просторы родного края». Чтение художественной литературы о маме, папе, бабушке, дедушке, семейных праздниках. Знакомство с пословицами и поговорками о членах семьи, Родине. Посещение школьного музея, библиотеки.
  • Работа с родителями. Консультация для родителей с целью знакомства с темой. Предоставление фотоматериалов. Совместная работа детей и родителей «Сбор информации о жизни поколений семьи».
  • Заключительный. Проведена диагностика уровня сформированности знаний детей о своей семье. Мониторинг, наблюдение за поведением детей при встрече с родителями при отпуск домой и по возвращению.
  • Описание проведения воспитательного мероприятия. Конспект беседы- дискуссии «Семья и Родина едины»
  • 1.Организационный момент. Психологический настрой- Знаете, что произошло сегодня утром?- Я по улице шагала и улыбки собиралаСобрала целый возок, улыбнись и ты, дружок!Вступление- Ребята, сегодня мы проведём необычную,, но очень важный для каждого из нас беседу дискуссию. Послушайте и скажите, о чём мы сегодня будем говорить.«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой». (Л.Н.Толстой )Основная часть.Сообщение темы беседы- Кто догадался какова тема? (семья)- Да, тема беседы «Семья и Родина едины»- Как вы думаете, какова цель нашей беседы? Что мы узнаем на этом занятии? ( что такое семья, для чего семья необходима человеку, вспомним своих родственников)Семья – это счастье, любовь и удачаСемья – это летом поездки на дачу.Семья – это праздник, семейные даты,Подарки, покупки, приятные траты.Ход беседы.Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это «группа живущих вместе близких родственников», семья – это «объединение людей, сплоченных общими интересами».- А как вы понимаете это слово «семья»? Что вы представляете, когда произносите это слово?(дети отвечают)Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себядома». Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, гдетебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.Такое место – это ваш дом, ваша семья.Игра «Дружная семья».А какими качествами должна обладать семья, чтобы в ней было вам хорошо и уютно. Давайте создадим свою «ромашку семьи». У каждого из вас на парте есть лепесток ромашки, напишите на ней какие качества должны царить в семье (1-2 слова). Затем на доску к центру крепятся лепестки ромашки.Конкурс пословицВ народе сложено очень много сложено пословиц о семье. Какие вы знаете? ( дети называют пословицы )Семья сильна, когда над ней крыша одна.В семье и каша гуще.Семья воюет, а одинокий горюет.В семье согласно, так идёт дело прекрасно.Семейное согласие всего дороже.Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.Вся семья вместе, так и душа на месте.Сват, не сват, а в горох не лезь.Дерево держится корнями, а человек семьёй.Есть родня, есть возня.Вместе тесно, а врозь скучно.Физминутка. Чтобы поближе узнать ваших родственников, мы поиграем в игру. Я буду называть фразу, а вы будете выполнять только те действия, которые подходят к вам. (дети встают возле парт)
  • у кого есть младшая сестра - потопайте,
  • у кого есть бабушка и живёт в нашем городе - покружитесь,
  • у кого есть младший братик - поморгайте глазами,
  • у кого есть старшая сестра - попрыгайте как зайчик,
  • у кого есть дедушка он живёт в нашем городе - приседайте, на корточки
  • у кого есть мама - похлопайте в ладоши и улыбнитесь.
  • - Ребята, большую часть года, где вы находитесь? (дети – в школе)- А ведь школа это тоже дом?! Наш общий дом, наша большая и дружная семья. Дружная семья взрослых: учителей, воспитателей, учеников, нянечек, поваров и родителей. Да, еще маленькими вас приводят в школу ваши родители. Родители доверили нам самое дорогое, что у них есть – это вы, их дети. Здесь вы проводите большую часть времени: получаете знания, посещаете разную внеурочную деятельность, секции. Приобретаете разнообразные навыки. Растете. И мы прилагаем все усилия, чтобы школа, где вы живете стала для вас надежным домом, где вы смеетесь, радуетесь, где вам спокойно и тепло. Но главная наша задача, чтобы вы выросли порядочными людьми, опорой для пап и мам. И чтобы каждый из вас знал ценность своей семьи и значимость Родины.Динамическая пауза. Игра «Семья на ладошке»Раньше на Руси говорили что семья – это семь человек живущих в одном доме. Не зря слово семья состоит из семи Я, то есть, семь таких же как и я, не даром иногда некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне так и по характеру. Россия – наша большая, общая Родина, это место, где мы родились и выросли, где проживают миллионы семей разных национальностей. И важность семьи для нашего государства огромная.Ребята, посмотрите на карту. Это наша страна – Россия. Для каждого человека она начинается у порога родительского дома. В каком бы уголке ее ты не родился, ты имеешь право с гордостью сказать – это моя Родина.«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов . . .Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина». (К.Д. Ушинский).Ребята, семья, школа – это маленькое Отечество. Отчий дом- это ваш дом, а, там мама папа, бабушка, дедушка, родные люди. Отечество- место, где ты родился, а родились вы в Воронежской области, это для вас родина, а находится наша область в России , значит Россия ваше Отечество. Семья - это малая Родина, наш отчий дом. Людей ближе, чем в семье на целом свете нет! Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы.Наша страна - великая держава. Были победы, достижения, но были и трудные времена. Главное в любое время оставаться человеком, быть человечным. Быть верным своей семье, Родине.Сейчас я расскажу вам историю своей семьи.Мои бабушка и дедушка еще в довоенное время строили колхоз. Бабушка работала на поле трактористом, а дедушка занимался агитационной работой, всех агитировал вступать в колхоз.Бабушка и дедушка моего мужа были кулаками, в колхоз вступать не соглашались. За это дедушку посадили по 53 статье, позже он был реабилитирован. После раскулачивания из всех детей выжил только отец моего мужа. Домашний скот и дом забрали на нужды колхоза.Так получилось, что в раскулачивании семьи дедушки мужа активное участие принимал мой дедушка. Казалось бы - враги навеки.Этой историей я хочу вам показать большую глубину русской души. Семья мужа меня приняла с любовью. Конечно, я переживала, но в доме был лад и мир. Мы 12 лет прожили в одном доме. Прошло время, выросли наши дети. С любовью и теплотой мы вспоминаем старшее поколение и моей семьи, и семьи мужа. Наш сын офицер, защищает нашу Родину на СВО. Далеко его молодая семья жена и наш любимый внучок Ванечка. По распределению сын служит в Крыму в летной части. Его жена Олечка нам стала дочерью, как в свое время я стала дочерью для родителей мужа. Этой историей я хочу показать вам глубину русской души, ценность семьи, величие русского народа.Подведение итогов мероприятия.- Ребята, давайте с вами ответим, о чем же мы с вами сейчас беседовали, что интересного вы узнали, а что закрепили в своем сердце навсегда:- Что же самое главное и важное для каждого человека? (семья, где его любят, он чувствует себя защищенным, нужным и т.д.)- Является ли школа вторым домом и семьей для человека? (да, здесь проводит большую часть времени, многому учится, всю жизнь вспоминает школьные годы)- Что для каждого из вас Отечество? Важно ли его любить, быть патриотом своей страны? Должны ли защищать свою Родину?- Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие. Мне былоприятно с вами общаться. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш домбыл радостным и уютным.РефлексияСемья- это любовь. А символом семьи является ладошка. Поднимите свои ладошки вверх. А где у вас живет любовь к семье, к самому себе, к близким людям, к Родине? Покажите ладошкой . У меня они живут вот здесь, в сердце, а у вас?- Я благодарю вас за хорошую работу. Желаю, чтобы в ваших семьях всегда царили счастье, любовь и взаимопонимание. Берегите свой дом! Любите свою семью! Гордитесь своей Родиной!Всего вам доброго!
  • Рекомендации по использованию методической разработки в практике воспитательной работы.
  • В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без участия самой семьи. Данное направление прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа в данном направлении имеет большое значение для формирования личности ребенка, укрепление и развитие родительских отношений с детьми. По мнению школьников, главным условием счастливой и крепкой семьи, её фундаментом являются любовь, уважение, преданность, понимание. Ребята определили основные вопросы семейной жизни: как должны строиться отношения внутри семьи, распределяться обязанности среди супругов, решаться бытовые проблемы, кто должен заниматься воспитанием детей и многие другие. Было очевидно, что семейные вопросы учащимся небезразличны, а это значит, какие бы ветра не шумели над миром, семья в интерьере времени всегда будет занимать главное место.Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, прививать чувство привязанности к семье, дому, людям, Родине. В свете сегодняшних событий требуется большое внимание уделять воспитанию патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая, многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим; направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей, на развитие личности. Чтобы каждый ребенок знал, что он сын своей страны и мог гордо произнести: «Я - Русский!»МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИРегиональный конкурс«Лучшая методическая разработка воспитательного мероприятия» среди педагогических работников казенных общеобразовательных учреждений Воронежской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных министерству образованияТема методической разработки «Семья и Родина едины»Грядунова Елена Анатольевна, воспитатель I кк, Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Руднянская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»2024 г.