Консультация для родителей «Развиваем мотивацию к школьному обучению»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей «Развиваем мотивацию к школьному обучению»
Автор: Кристина Витальевна Багиева

Консультация для родителей «Развиваем мотивацию к школьному обучению»Что такое мотивационная готовность к школе? Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, стремление к их совершенствованию. Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определённые обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений – «позиция школьника», также, мотивационная готовность является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе.В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семьятак как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.Родительские ошибки:
  • Отсутствие поддержки стремления ребенка к познанию нового. Пример: Вы пришли уставшие домой с работы, Вам хочется отдохнуть или заняться домашними делами (посмотреть кино, помыть посуду и т.п.). А тут ребенок со своими «неудобными» вопросами, на которые Вы можете не знать ответа или просто не имеете желания и сил отвечать на них: «Почему солнце желтое?». Тут  приходится вспоминать, напрягая свои мозги, полузабытые сведения. К тому же вспомнить мало, надо еще суметь преподнести их в таком виде, чтобы это было мало-мальски понятно ребенку. Это требует больших усилий , напряженной умственной работы. И мы спешим отделаться от ребенка и отвечаем ему следующим образом: «Пойдешь в школу, тогда узнаешь»; «Не задавай дурацких вопросов»; «Подумай сам»; «Опять начал всякую чепуху спрашивать»; «Отойди, не мешай»; «Займись своими игрушками».   Огонек любопытства погасает в глазах ребенка, возможность выработки познавательной мотивации исчезает.
  • Родители откладывают формирование познавательной мотивации у ребенка до поступления в школу, что задача формирования мотивации перекладывается на школу. Сначала мы, взрослые, старательно искореняем все предпосылки выработки соответствующей мотивации, а затем начинаем пытаться создать ее на пустом месте и удивляемся, почему нам это не удается. При этом упускается из виду главное: познавательная мотивация – это предпосылка успешной учебы. А отнюдь не результат ее. И как предпосылка должна быть выработана заранее, а не по ходу дела. К тому же сензитивный период (т.е. период времени, благоприятный для формирования данного свойства) для ее выработки попадает на дошкольный возраст.
  • Что же делать? Как развивать мотивационную готовность к школьному обучению?
  • Поддерживайте у Вашего ребенка желание задавать вопросы. Поддержка тем, что ребенок всегда встречает благожелательное отношение к ним и готовность старших разъяснить то, о чем ребенок спрашивает. Таким образом, Вы развиваете любознательность у своего ребенка;
  • Побуждайте проявлять познавательный интерес. Этого можно достигнуть благожелательным отношением к его вопросам, а также, рассказами взрослых. Главное здесь, выбрать тему, которая заинтересует Вашего ребенка. Лучше рассказать про то, что ребенка интересует в данный момент. И может быть, попробовать немного продолжить рассказ за пределы возникшего вопроса. Пример: Ребенок спрашивает маму о Луне, мама отвечает, рассказывает и немного дополняет рассказ о Космосе (кроме Луны есть еще небесные тела и т.п.). Ребенка уже интересует, «что же есть там еще, в этом загадочном космосе»?;
  • Используйте игры.  Полученные новые сведения ребенок осваивает в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не могут быть использованы. Поэтому, принимайте участие в детских играх! Дополняйте их новыми знаниями! Но не переусердствуйте, основная инициатива должна поступать от детей. Пример: Дети играют в космонавтов. Отправляются в полет на Луну. Взрослый спрашивает: «Куда это вы отправились?». Дети: «На луну!». Взрослый: «А куда потом полетите?». У детей возникнет интерес узнать, куда можно еще отправиться и желание это узнать (из книг, у мамы и т.п.);
  • Расширяйте кругозор. Читайте книги, придумывайте сказки, проговаривайте, что видели на улице, на прогулке, разъясняйте различные природные явления.
  • Как же понять, что у ребенка сформирована мотивационная готовность к обучению?Показателями сформированности познавательного интереса у детей являются:1. Эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; положительный настрой);2. Целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);3. Инициативность ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).Спасибо за внимание!Багиева К.В.