Занятие пресс-конференция как метод развития коммуникативных способностей будущих специалистов
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие пресс-конференция как метод развития коммуникативных способностей будущих специалистов
Автор: Шпанëва Ирина Владимировна
Занятие пресс-конференция как метод развития коммуникативных способностей будущих специалистовНеотъемлемой частью подготовки современных специалистов в области производственного обучения является развитие их профессионального и личностного потенциала. Многочисленные работодатели и социальные партнёры постоянно акцентируют внимание наших преподавателей на создании учебных условий, которые дают возможность студентам развивать не только профессиональные умения, но и навыки эффективного общения. Развитие личности современного специалиста предполагает разработку системы средств, направленных на развитие познавательной активности и усвоение правил деловой коммуникации. Деловое общение является массовой формой общения в современном обществе. Умение грамотно и успешно вести деловые переговоры, правильно оформить деловой документ в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека. Культура делового общения способствует развитию партнёрских отношений и сотрудничества между коллегами, конкурентами, руководителями и подчинёнными, определяя эффективность подобного рода отношений [2]. Форма учебного занятия пресс - конференция, которую мы реализуем на таких дисциплинах как «Психология общения», «Психология социально-правовой деятельности» даёт прекрасную возможность для развития и совершенствования перечисленных выше умений у студентов. Используя такой метод обучения как занятие – пресс - конференция, мы всегда учитываем возрастные особенности группы студентов, развивая на их основе профессиональные и личностные качества учащихся. В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, что позволяет развивать и совершенствовать знания, умения, навыки учащихся, ещё более вовлекая их в будущую профессию. У ребят развиваются творческие способности. Поэтому в данном возрасте юноши и девушки не просто усваивают информацию, но и создают что-то новое. Пресс - конференция – прекрасная возможность придать учебному процессу увлекательный характер, используя профессиональные знания и творческий потенциал участников. Растет способность объяснять и анализировать поведение человека, желание точно и убедительно излагать материал, грамотно составлять и задавать разного рода вопросы и отвечать на них [1]. Для юношей и девушек главным измерением времени становится будущее. Благодаря таким временным изменениям происходит переориентация сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль, возрастает потребность в достижении целей. В юношеском возрасте взаимоотношения с другими людьми становятся более сложными. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие. Занятие пресс – конференция даёт прекрасную возможность продемонстрировать все свои знания и умения на практике, показав различные личностные и профессиональные качества в предлагаемых обстоятельствах. Распространенной коммуникативной проблемой юношеского возраста является застенчивость. Преодолеть застенчивость помогают благоприятный климат в коллективе и дружба [1]. Взаимодействие в рамках модели делового общения представляет собой один из способов создания благоприятного психологического климата в учебной группе.Пресс-конференция - специально организованное мероприятие, встреча официальных лиц (руководителей, политических деятелей, представителей государственной власти, специалистов по связям с общественностью, бизнесменов и т.п.), с представителями прессы, телевидения, радио с целью информирования общественности по актуальным вопросам (сообщить важную новость, познакомить с важной информацией или сделать важное заявление) [2]. Деловое общение, как норма, обладает регламентированностью, а именно подчинённостью установленным правилам и ограничениям. Тип делового общения, его форма, степень официальности, цели и задачи, которые стоят перед общающимися, определяют эти самые правила. Они фиксируются, оформляются в виде определённого протокола, существуют в виде этикетных требований, временных ограничений общения, общепринятых социальных норм поведения. В связи с этим следует отметить необходимость качественной подготовки занятия пресс-конференции, которая включает в себя организационную, познавательную, психологическую, морально-нравственную, социальную, творческую стороны. Это касается как педагогов, так и студентов. Форма пресс - конференции – чётко структурированная деятельность. Здесь есть свои правила, свой временной регламент и определённые требования, которые должны знать все участвующие в этом виде работы. Познавательная составляющая подготовки включает в себя предварительную самостоятельную подготовку участников к взаимодействию. Говоря о психологической составляющей подготовки к пресс - конференции, мы отмечаем психологический климат в группе. Морально-нравственная сторона вопроса включает в себя способность участников соответствовать общепринятым нормам культуры общения, ориентацию на человека, гуманность и толерантность. Социальная составляющая даёт возможность участникам почувствовать себя героями конкретной профессиональной ситуации, общественных событий, приблизиться к решению реальных профессиональных и социальных проблем. Творческая сторона включает в себя изменения, нововведения, наработки, которые используют в деловом общении все её участники.Анализируя опыт использования формы пресс - конференции в педагогической деятельности можно отметить следующие результаты нашей работы по данной образовательной технологии:- развитие профессиональных и личностных качеств каждого студента; ассоциация себя с будущей профессией;– возрастающая мотивация студентов к процессу обучения;– актуализация, систематизация, повтор изучаемого материала;– стимулирование учащихся к самостоятельной исследовательской работе;– развитие способности выделять главное и умение концентрироваться на сути проблемы;– развитие познавательной активности студентов;– развитие и совершенствование способности студентов мыслить критически и логически, рассуждать, чётко и корректно формулировать вопросы, высказывать и аргументировать собственную точку зрения согласно регламенту;– развитие деловой коммуникативной культуры;– овладение навыками самопрезентации и публичного выступления;– развитие способности учащихся работать индивидуально и в команде;- развитие навыков самодисциплины у студентов;– развитие творческого потенциала студентов.Успехи студентов в образовательном процессе, их стремление к обучению и новым знаниям, а также многочисленные положительные отзывы работодателей убеждают нас в высокой эффективности метода пресс - конференции, что дает основания к ее широкому использованию в преподавательской практике в системе среднего профессионального образования.Хилько М. Е., Ткачева М. С. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2010. Чумиков А. Н. Реклама и связи с общественностью. М., 2012. С.159.