НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПЕРЕДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА В СИСТЕМЕ СПО
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПЕРЕДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА В СИСТЕМЕ СПО
Автор: Апеченко Татьяна Леонидовна
Апеченко Татьяна Леонидовнапреподаватель – КГБ ПОУ КСМТ мастер производственного обучения, преподаватель – КГБ ПОУ КСКНАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПЕРЕДАЧИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА В СИСТЕМЕ СПОАннотация: задачей статьи является теоретическое обоснование роли наставничества и передачи опыта в системе СПО. Ключевые слова: молодой специалист, наставник, педагог, наставничество, профессиональная деятельность, адаптация.Наставничество является одним из наиболее важных средств обучения и воспитания. К 200-летию со дня рождения основателя российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского Президент России Владимир Владимирович Путин своим Указом объявил 2023 год - Годом педагога и наставника. Еще в начале XX века К.Д. Ушинский, считал, что опыт педагога-наставника и его теоретические знания должны дополнять друг друга. Профессиональная адаптация личности студента самым непосредственным образом зависит от уровня педагогического мастерства наставника, его опыта и знаний. КГБ ПОУ "Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В. Орехова" – многопрофильная образовательная организация, осуществляющая подготовку специалистов для различных отраслей производства. Сегодня учреждениям специального профессионального образования необходимо принимать во внимание направления и перспективы научно-технического развития современного производства. Поэтому особенное значение занимает точно организованная система наставничества, которая дает возможность сфокусировать профессиональные знания, умения и опыт для передачи наставляемым. Практика показывает, что при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности профессиональная адаптация и личностная молодого специалиста проходит длительно и сложно. Поэтому необходимо вовремя помочь и поддержать его в такой ситуации, чтобы не возникли сомнения в собственной состоятельности, как в профессиональной, так и в личностной. Помощь в данной ситуации окажет только опытный наставник.Наставничество — профессиональная деятельность, благодаря которой более опытный специалист помогает менее опытному в усвоении профессиональной деятельности или иной деятельности. Главная цель наставника заключается в восполнении образовательного или профессионального дефицита наставляемого.В техникуме приблизительно 3% педагогов имеют опыт работы менее 3 лет.Решение задачи по развитию потенциала молодых специалистов реализуется через «ШММ - школу молодого педагога», образованную в техникуме. Для реализации по данному направления за молодыми специалистами закрепляются опытные педагоги-наставники, где опытный педагог-наставник оказывает помощь: методическую, организационную, психолого-педагогическую помощь молодому специалисту в решении и преодолении трудностей, с которыми начинающий педагог встречается в своей профессиональной деятельности. Наставник способствует развитию его творческого потенциала и поддерживает в его началах.Модель наставничества помогает решать различные задачи: профессиональное развитие, закрепление молодых педагогов, продуктивная коммуникация и др.В техникуме также реализуются формы наставничества «студент – педагог», «студент – школьник». С целью привлечения выпускников школ студенты проводят профориентационную работу: участие в ярмарках рабочих мест, проведении мастер-классов. Школьники наблюдают за работой студентов, приходят на Дни открытых дверей, а затем пробуют свои силы по выполнению трудовых операций по той или иной профессии или специальности. Студенты-наставники в дни открытых дверей являются экскурсоводами, цель которой заключается в ознакомлении ребят с историей учебного заведения, с учебными кабинетами, лабораториями и мастерским техникума и. При реализации формы наставничества «Работодатель – студент» к работнику предприятия, где студенты проходят производственную преддипломную практику, прикрепляют студента или группу студентов для включенного наблюдения за особенностями и технологиями работы во время прохождения производственной практики.Наставники на производстве – это квалифицированные кадровые инженерно-технические работники, а также рабочие, имеющие высокую профессиональную подготовку, богатый жизненный опыт и способные выполнять функции педагогов. Это особенно важно, так как нельзя быть наставником по обязанности. Практический опыт доказывает, что успехов достигает тот, кто обладает педагогическим тактом, глубоко понимает всю меру своей личной ответственности за обучение молодого поколения. Наставник сопровождает наставляемого, делится знаниями, опытом, и поддерживает студента. Это важный процесс знакомства и привыкания студентов техникума к условиям и содержанию труда, организации рабочих мест, рабочему времени, особенностям мотивации, к работникам предприятия, на котором проходит производственная практика. Положительная профессиональная и социальная адаптация проявляется не только в освоении вопроса специфики профессии или специальности, приобретении навыков, умении ориентироваться в производственных ситуациях, но и способствует развитию личной мотивации трудовой деятельности, что является одним из важных показателей выбора профессии. Важно сказать, что наставничество во время производственной практики не должно заключаться только в передаче навыков. Главным условием задачи наставника является: познакомить с традициями и нормами, содействовать включению студента в трудовой коллектив как равноправного члена, а также выделить тех, кто подходит для дальнейшей успешной работы на данном предприятии.Большой вклад с систему наставничества и профориентации вносят базовые предприятия партнеры: ПАО АСЗ, ОАО «Амурметалл», РН-Комсомольский НП, а также другие предприятия города, что наделено на формирование кадрового обеспечения развития наставничества на рабочем месте. Использование современного инструментария и новейших технологий способствует быстрому внедрению в профессиональную среду и эффективной адаптации выпускников на рабочих местах предприятий. В ПАО «АСЗ» и ОАО «Амурметлл» специалистами центра подготовки и развития персонала разработаны и внедрены дополнительные профессиональные программы для повышения квалификации специалистов-наставников. Наставники в своей работе используют рекомендации для оценки своих личностных качеств наставников, показатели оценок результативности своей деятельности. Наставничество играет важную роль в формировании молодого поколения и различных вопросах, обеспечивая успех учеников или подопечных. Например, опытные специалисты часто берут работать новичков в свою команду, чтобы обучить их основам и передать свои знания. Наставник может рассказать о своем опыте и годах работы, чтобы помочь молодому человеку в поиске своего пути. Также, важно обращать внимание на внутренние и внешние контакты, иной раз они могут открыть новые возможности.Таким образом, организации, внедряющие системы наставничества, получают множество преимуществ, включая развитие и удержание талантов, повышение производительности, формирование позитивной организационной культуры и содействие росту организации в целом. Наставничество имеет большое значение для развития индивидуумов, персонала и общества в целом, и его роль продолжает расти в современном мире, закрывая ряд вопросов, предоставляя дополнительные возможности для качественной подготовки квалифицированных кадров.Список литературы 1. Бондаренко Н. Пять главных приемов наставничества. Как обучать и мотивировать взрослых людей / Н. Бондаренко [Электронный ресурс].– Режим доступа: (дата обращения: 23.10.2024). 2. Наставничество в системе образования России: практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. – М.: Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с. 3. Шакирова Д.М. Стратегии, формы и приемы наставничества: международный и региональный опыт / Д.М. Шакирова // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. – №4. – 2019. EDN YNOJIA.