урок "Пушкин-путешественник:линии жизни, линии на карте"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок "Пушкин-путешественник:линии жизни, линии на карте"
Автор: Кучина Елена Яковлевна
Урок-путешествие ПУШКИН-ПУТЕШЕСТВЕННИК: ЛИНИИ ЖИЗНИ, ЛИНИИ НА КАРТЕЦель урока:Доказать, что для писателя и поэта А.С. Пушкина путешествия всегда являлись источником вдохновения к созданию новых образов и новых прекрасных творений.Задачи урока: 1.Образовательная: - расширить знания о географии путешествий А.С.Пушкина. 2. Воспитательная: - повысить уровень культурологических знаний, позволяющих укрепить национальную гордость. 3. Развивающие: - развитие картографических навыков , - развитие речевых навыков, умения вести диалог и творчески мыслить- развитие выразительного чтения, умения интегрировать знания, полученные на уроках литературы и географииХод урокаУчитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!Мы рады приветствовать вас на нашем необычном мероприятии: Внимание на экран Слайд №1 Ребята, используя таблицу расшифруйте словаУчитель: кому будет посвящено занятие? Учитель: С чем ассоциирутся у вас А.С. Пушкин? Давайте составим ассоциативную цепочку Ответы ребят :Пример ассоциативной цепочки по теме «А. С. Пушкин»:ПоэтДуэльПоэзия. Стихи.Стихотворение,Рифмы,ПисательПоэма. Классик. СказкиПамятник. Декабристы,Автор Классика. Муза. Сказочник,ПроизведениеСтишок,Повесть. Учитель: Ребята вы молодцы, вы назвали все ассоциации правильно, потому что вы это изучали на уроках литературы.А Пушкин и география. Казалось бы, что может быть общего? Пушкин — поэт, а география — наука, почти не соприкасающаяся с литературой, поэзией. Оказывается, это не совсем так. Дело в том, что Пушкин был еще и большим любителем путешествий. Для меня было полным открытием узнать , что Пушкин за всю свою жизнь проехал расстояние большее, чем известный путешественник Н М.Пржевальский. Чаще всего он совершал свои поездки в коляске. Зимой в санях. И очень часто сопровождал Пушкина в пути звон колокольчика, приблизительно такого.Давайте и мы отправимся вслед за великим поэтом-путешественником под звон колокольчика (музыкальная иллюстрация Г.Свиридова «Тройка»). Слайд 2 Карта "Дороги А.С. Пушкина".Учитель: Ребята а вот посмотрите карт, На ней обозначены многие места, где бывал поэт.Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в замечательные путешествия, посетим те места, в которых когда-то бывал и Александр Сергеевич Пушкин. А помогут нам перемещаться во времени и пространстве ребята.Путешествие №1: Москва1 ведущий. Итак, начнём наше путешествие. У каждого путешествия есть начальная точка отсчета. В жизни Пушкина, такой точкой стала Москва — столица России. Москва: как много в этом звуке Для сердца русского слилось,Как много в нем отозвалось!(в это время гид-ученик отмечает ниткой маршрут Пушкина: отправная точка – Москва) Александр Пушкин родился в небольшом деревянном доме в Москве.– здесь родители будущего поэта снимали квартиру. Здание не сохранилось до наших дней.В детстве Саша Пушкин был любознательным ребёнком. Он быстро научился читать. Изучал русский, французский, немецкий и английский языки. Память у него с рождения была феноменальной. В доме за детьми ухаживала няня Арина Родионовна – крепостная крестьянка семьи Пушкиных. Няня рассказывала маленькому Саше русские народные сказки, играла с ним и готовила разные вкусности.Саша не был привередлив в еде: любил печеный картофель, моченые яблоки, щи да кашу. А вот какую кашу любил есть маленький Саша мы сейчас отгадаем.1.Игра «Что это за еда?» (Школьникам предстоит наощупь определить какая крупа перед ними) Путешествие №2: Царское село(город Пушкин)2 ведущий. В свое первое путешествие Пушкин отправился, когда ему исполнилось двенадцать лет. Куда и зачем поехал из родного дома юный Пушкин?(Ученики: Пушкин вместе с дядей отправился в Царское Село, где намеревался поступить в Царскосельский лицей. И поступил) (в это время гид-ученик отмечает ниткой (Маршрут в “Царское село”)ныне город Пушкин, расположенный в 30 км от СПетербургаДрузья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.6 лет Пушкин учился в Царскосельском лицее. Первый лицейский выпуск подарил Пушкину друзей, с которыми он сохранял теплые отношения до конца жизни.Сегодня в Лицее восстановлена обстановка, которая была здесь в годы учебы Пушкина.Я вам предлагаю ответить на вопросы викторины по Царскосельскому лицеюСлайды презентаций. Учитель: Спасибо Ребята давайте немножко отдохнем. В пушкинскую пору было много замечательных игр а мы с вами сыграем.Ведущий: Игра «Малина-калина».Играющие произносят:Малина-калина,Сколько часов до вечера?Раз, два, три…Игроки держат палку вертикально на кончике одного или двух пальцев руки. Нельзя поддерживать палку другой рукой.Когда она падает, её надо подхватить другой рукой, не допуская окончательного падения на пол.(Палку можно держать на тыльной стороне ладони, на плече, на большом пальце ноги; удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут по начерченной линии и т. д.Путешествие №3: Петербург 3 ведущийЛицей был закончен - детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Пушкин стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств. Он увлекался театром, балами. (в это время гид-ученик отмечает ниткой маршрут Пушкина: Петербург) Сейчас в Петербурге бережно сохраняется все, что связано с именем Пушкина: Институт русской литературы (Пушкинский дом), последняя квартира поэта на набережной Мойки,12 и много других мест.Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПечальный сумрак, свет безлунный...А теперь от меня задание Индивидуальные задания :1.В шкатулке названия танцев они разрезаны на 2 половинки: их надо собрать (поло-нез, мазу – рка, ва-льс, га-лоп, кад-риль, кати-льон) 2.Пели в то время не только соловьи, пели куплеты и романсы и гости на балах. А мы споём не куплет, а частушки:1.Эта рыбка не простая \Чешуёй она сверкает, Она плавает, ныряет \И желанья исполняет.2.Охраняет град не зря Тридцать три богатыряВ граде том богатства есть, Злата, серебра не счесть! 3.По базару поп гулял И работника искал, Взял в работники Балду, Ой, попал ты поп в беду! 4.Подарил мудрец Дадону Золотого петушка, Пока царь спокойно спит Его птица сторожит. 5.Мы не зря частушки пели, Мы спросить у вас хотели: Все ли сказки вы узнали? И чтоб автора назвали. Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие по пушкинским местам. К сожалению, ни одного, ни двух уроков не хватит, чтобы побывать везде, где ступала нога великого поэта… Мы попытались виртуально побывать лишь в нескольких таких местах.Велика Россия, широки ее дали, бесконечны просторы, глубоки реки... Но еще бесконечней и глубже память о тех местах, где ступала нога великого русского поэта- путещественника А. С. Пушкина.Закончить нашу встречу я хочу словами Александра Сергеевича, которые останутся жить в веках, как будет жива память о великом поэте русской земли.Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,И назовёт меня всяк сущий в ней язык,И гордый внук славян, и финн, и ныне дикойТунгус, и друг степей калмык.И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я свободуИ милость к падшим призывал.