"Вода- источник жизни на земле"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Вода- источник жизни на земле"
Автор: Ильницкая Татьяна Борисовна

Конспект непосредственно-образовательной опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе № 4 «Ромашки»Тема: «Вода — источник жизни»Цель: Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.Задачи:Продолжать знакомить детей со значением воды в жизни человека.Дать знания о том, что вода, которую употребляют люди, обязательно должна пройти очистку.Познакомить детей с элементарными способами очистки воды – фильтрацией.Подвести детей к выводу, что безопасно использовать можно только очищенную воду; что воду нужно беречь и не загрязнять.• С помощью опытно-экспериментальной деятельности подвести детей к выводу, что сладкая газированная вода вредна для детского организма, а минеральная полезна.Стимулировать любознательность, наблюдательность и самостоятельность.Формировать умение работать в группе, договариваться. Развивать связную речь.Ввести в словарь детей слова и выражения: экономить, очистка, очистные сооружения, фильтр, фильтрация, загрязнение и т.п.Предварительная работа: наблюдения; опытно-экспериментальная деятельность; беседы по расширению кругозора по теме «Вода»; работа с загадками, чтение литературы; разучивание стихов; рисование.ХОД НОД:
  • Организационный момент: игра «Комплименты»
  • В: Ребята, вы знаете, о чем мы сегодня поговорим?- Послушайте стихотворение, которое прочитает нам Настя. Стихотворение «Вы слыхали о воде?»Вы слыхали о воде? Говорят, она везде -В луже, в речке, в океане, и в водопроводном кране.На плите у вас кипит, паром чайника шипит.Вы ее в пруду найдете и в сыром лесном болоте, Путешествует всегда, наша спутница - вода!Без нее вам не умыться не наесться, не напиться! Смею вам я доложить - без нее вам не прожить!Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда.В. : - О чем говорится в стихотворении? (О воде)(СЛАЙД) В: Встретились три капли: простая, газированная и минеральная и стали спорить, какая из них полезней.- А вы, ребята, как думаете, где можно найти правильный ответ? (в интернете, энциклопедии, в книгах, журналах, библиотеке, получить информацию от взрослых, ведущих здоровый образ жизни).- Я предлагаю вам найти ответ вместе. А для этого сейчас мы с вами отправимся в путешествие вместе с нашими капельками. И, поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой-нибудь вид водного транспорта.- Какие виды водного транспорта вы знаете? (пароход, лодка, яхта, катер, катамаран и т. п.)- Давайте сами построим корабль и отправимся на нем в наше путешествие!(Дети строят из стульчиков, подставляют нос и мачту мачты и носа корабля).(СЛАЙД) - Какой красивый корабль у нас получился! - А теперь усаживайтесь. Закройте глаза и послушайте, как плещется вода за бортом. Нас ждет путешествие с несколькими остановками, вот и первая пристань. Пристань «Где вода – там жизнь»Мы остановимся и вспомним, что мы знаем о воде.(СЛАЙД) с каплей простой водыКапля воды: - Ребята, а вы знаете, для чего мы ежедневно используем воду?- Почему нужно часто поливать комнатные растения? (Чтобы не засохли)- Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды? (от трех до семи).(СЛАЙД)В: Взгляните на эти две картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так выглядят берега реки или озера. (Показ картинок.)- Какой можно сделать вывод?(СЛАЙД)Дети: Всему живому, в том числе растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет. В: Теперь вам понятно, какую пользу приносит простая вода?- А сейчас познакомимся с водой поближе, проделаем с ней несколько опытов. (СЛАЙД)Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте и ответьте, имеет ли вода запах, цвет и вкус? Какая она? (Безвкусная, безцветная, без запаха)- А всякую ли воду можно пить? (Только чистую)- Почему? (В грязной воде много микробов и вирусов)Откуда берется вода у нас в доме? (из крана).— Как она попадает к нам в дом? (по трубам, из реки; из подземного источника).— Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).— Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).- Предлагаю вам посмотреть, как попадает вода в наш дом(СЛАЙД) Показ видео «Откуда в нашем доме вода?»К нам поступает чистая вода из подземной водозаборной скважины с местечка Рассошино. Но и такая вода подвергается очистке. Таким образом, мы с вами пьем какую воду? (чистую воду). (СЛАЙД)- А в других городах в кранах вода даже после очистки течет мутная. Пригодна она только для стирки и мытья, а чистую питьевую воду людям приходится покупать в магазинах. В: Предлагаю вам провести опыт по очистке воды.Посмотрите, перед вами в стаканах вода из нашей реки Амур. Через стенки стаканов видно, что вода какая? (грязная). Давайте мы с вами постараемся в очистить эту воду.
  • Первое, что мы сделаем - смастерим фильтры. Для этого возьмем кусок ваты и марлю, свернутую в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду в воронку с фильтром. Чтобы увидеть результат нашего опыта, мы оставим в одном стакане грязную воду.
  • Давайте сравним воду до- и после фильтрации. Дети: - Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище. В: - Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например активированный уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. - Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях, приходится затрачивать много сил, средств и времени для получения чистой воды. Какой можно сделать вывод? Да, вода прозрачная, без вкуса и запаха. Воду можно ее очистить. Ее нужно беречь и не загрязнять.-Молодцы!В: делать научные открытия – дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. А вы согласны немного отдохнуть?Веселая разминка «Капитан Краб» (электронная)От разминки польза есть! Что ж, пора на место сесть. - Молодцы! Продолжим наше путешествие!Следующая пристань «Газировочная»Капля газировки. Приглашаю вас на самую сладкую станцию(СЛАЙД)Капля газировки: - Ребята, кто из вас любит пить сладкую газированную воду? - Какую сладкую газированную воду продают в магазине? (Лимонад, фанту, крем-соду, пепси- и кока-колу и др.) В: - Да, все дети любят сладкую газированную воду. А заслуживает ли она такого внимания? Полезна или вредна сладкая газированная вода?(СЛАЙД) – Кто нам может рассказать,Что такое газировка?ГЛЕБ: - Сладкие газированные напитки состоят из воды, углекислого газа и большого количества сахара. Сладкой газировкой невозможно напиться. Жажда приглушается на короткий срок, но через некоторое время возникает снова.В: - Чтобы проверить, на самом деле полезна или вредна газировка, мы проведем опыты.Практическая частьДля опытов мы взяли газированную, простую воду (Кока-колу) и два надувных шарика.Опыт №1На только что открытую бутылку наденем воздушный шарик. Потрясем бутылку. - Что мы видим? (шарик на бутылке с газировкой мгновенно надулся, а с простой водой – нет.)- Почему надулся шарик? (Газы поднялись вверх и надули шарик)Вывод: в газировке содержится газ, который вызывает отрыжку, вздутие живота и газы. Это может привести к заболеванию желудка.В: Ребята, когда мы пьем сладкую цветную газированную воду, то первым делом она попадает нам в рот и на зубы. В следующем опыте мы решили определить влияние газировки на эмаль зубов. Для этого провели следующий опыт: Опыт № 2- Вчера мы положили в газировку и в простую воду по одному яйцу. Сегодня, мы посмотрим, что с ними произошло.- Что мы видим? (Скорлупа яйца окрасилась, стала более хрупкой).Вывод: Яйцо окрасили красители, содержащиеся в газировке, ведь это химические вещества. Если часто пить газировку, то на зубах останется такой же налет, появится кариес и зубы начнут болеть.Результат работы, выводыПроведя ряд опытов, мы увидели, что сладкие газированные напитки вредно действуют на организм человека. Они вызывают: расстройство желудка. окрашивают и разрушают зубы.Воспитатель: - Что же делать, если очень хочется пить? Чтобы ответить на этот вопрос, продолжим путешествие к следующей остановке!Пристань «Минеральная»Слайд. Капля минералки: - Выход из этой ситуации - минеральная вода, которая очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас в гости к себе на Минеральную станцию.В.: -Ребята, кто может нам рассказать о минеральной воде?(СЛАЙД) (Источник минеральной воды) Руслана: - Минеральная вода происходит из природных источников. Когда она проходит сквозь глубокие слои почвы, в нее постепенно поступают минералы: железо, магний, натрий и многие другие, которые очень полезны для нашего организма.Воспитатель: - Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды. Минеральная вода не содержит приторных подсластителей, а лишь минеральные соли в небольшой концентрации. Минеральную воду делят на две группы в зависимости от содержания в ней солей:- лечебная – с высокой минерализацией. - Ее назначает врач больным людям- столовая – с низкой минерализацией. Продается в магазинах В: Столовая минеральная вода хорошо утоляет жажду, что делает её вклад в борьбу с жарой просто неоценимым. Ее можно пить каждый день.Вывод: Минеральная вода бывает лечебная и столовая. Столовую минеральную воду можно пить каждый день, а лечебную назначает врач.. Минеральная и простая вода в полезна для организма ИТОГВ: Вот и закончилось наше путешествие и нам пора возвращаться к нам в детский сад.- Вам понравилось наше путешествие?- Так какая вода полезная, а какая вредная для здоровья?- А как мы это определили? (с помощью опытов)Вы, ребята, молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня поработали! Спасибо вам!А сейчас попробуйте нарисовать капельки, чтобы показать их своим родителям и рассказать о пользе и вреде каждой из этих капелек.Пристань«Где вода – там жизнь»Пристань «Газировочная»Пристань «Минеральная»ГЛЕБ: - Сладкие газированные напитки состоят из воды, углекислого газа и большого количества сахара. Сладкой газировкой невозможно напиться. Жажда приглушается на короткий срок, но через некоторое время возникает снова.Руслана: - Минеральная вода происходит из природных источников. Когда она проходит сквозь глубокие слои почвы, в нее постепенно поступают минералы: железо, магний, натрий и многие другие, которые очень полезны для нашего организма.