Работа над темпо-ритмической стороной речи на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороной устной речи
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа над темпо-ритмической стороной речи на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороной устной речи
Автор: Екатерина Сергеевна Заложенкова
РАБОТА НАД ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ НАИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНОЙ УСТНОЙ РЕЧИТемпо-ритмическая сторона речи играет ключевую роль в формировании речевого слуха и произносительных навыков. В индивидуальных занятиях, направленных на коррекцию и развитие устной речи, особое внимание уделяется работе с ритмом и темпом, которые влияют на общую структуру речи, ее восприятие и воспроизведение.Значение темпо-ритмической стороны речиТемп и ритм речи – это важные компоненты, которые обеспечивают ее плавность и естественность. Темп речи включает в себя скорость произнесения слов и пауз между ними, а ритм связан с правильной акцентной структурой, чередованием сильных и слабых ударений, а также длительностью звуков.Темпо-ритмическая организация помогает слушателю правильно воспринимать речевые потоки, разделяя их на смысловые единицы. Она также влияет на восприятие интонационных и эмоциональных особенностей речи, что особенно важно при развитии речевого слуха.Формирование речевого слухаРечевой слух – это способность различать звуки речи, улавливать интонацию, ритм и паузы. У детей с нарушениями слуха или речи данная способность может быть снижена, что затрудняет восприятие и воспроизведение речи. Именно поэтому на индивидуальных занятиях логопеды и специалисты по развитию речи работают над развитием умений, связанных с распознаванием темпа, ритма и интонации.Основные задачи по развитию речевого слуха:Развитие способности различать звуковые сигналы. Слушатель должен научиться распознавать ударные и безударные слоги, выделять ритмическую структуру фраз.Работа над интонационной структурой речи. Понимание эмоциональной окраски высказывания происходит через интонацию, которая неразрывно связана с ритмическим рисунком.Усвоение пауз. Паузы помогают правильно делить предложения на смысловые отрезки и поддерживают ритм речи.Развитие произносительной стороны речиТемп и ритм речи оказывают существенное влияние на произносительные навыки. Если ребенок или взрослый человек не чувствует ритма, это может привести к нарушениям плавности речи и затруднению в произнесении звуков. На индивидуальных занятиях логопеды включают упражнения, направленные на развитие правильного произношения с учетом ритмической и темповой структуры.Методы работы над темпо-ритмом в речи:Ритмическое повторение. Повторение слов и фраз в заданном темпе с акцентом на ритмическую структуру помогает закрепить правильные модели речи.Работа с музыкальными инструментами. Игра на простых музыкальных инструментах (бубен, треугольник) может улучшить чувство ритма и развить способность к ритмическому воспроизведению фраз.Использование движений. Синхронизация речи с движениями (например, хлопки или шаги) помогает лучше усвоить ритм и темп речи.Игра с изменением темпа. Важно научить человека варьировать темп речи в зависимости от коммуникативной ситуации, что способствует гибкости речевого аппарата и интонации.Примеры упражнений для работы над темпо-ритмомЧтение с метрономом. Метроном помогает задать определенный ритм, которому необходимо следовать при чтении. Это полезно для формирования стабильного темпа речи.Ритмические стихи и песни. Чтение или пение ритмичных стихов и песен способствует развитию чувства ритма и помогает в правильном произнесении слов.Повторение речевых шаблонов. Повторение готовых речевых структур (например, скороговорок) с акцентом на правильный ритм позволяет улучшить как артикуляцию, так и темп.ЗаключениеРабота над темпо-ритмической стороной речи является важным компонентом в процессе формирования речевого слуха и произносительных навыков. Индивидуальные занятия с логопедом помогают корректировать и развивать речь, делая ее более плавной, ритмичной и понятной для окружающих. Развитие темпо-ритмических навыков способствует улучшению общей коммуникации и повышает уверенность в речевых возможностях человека.