Разработка заданий для формирования и развития у учащихся познавательных учебных действий на уроках английского языка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработка заданий для формирования и развития у учащихся познавательных учебных действий на уроках английского языка
Автор: Зверева Оксана Владимировна

Оксана Владимировна Зверева,учитель английского языка, высшая квалификационная категория,МОУ СОШ № 14, г. Тверь, РФТема: «Разработка заданий для формирования и развития у учащихся познавательных учебных действий на уроках английского языка».
  • Краткая аннотация работы:
  • ель данной работы - показать, как можно работать над формированием познавательных УУД на уроках иностранного языка. Может представлять интерес для учителей английского языка общеобразовательных школ)2. Содержание2.1. Введение2.2. Формирование познавательных универсальных учебных действий2.3. Задания для формирования и развития у учащихся познавательных учебных действий на уроках английского языка ( из опыта работы)2.4. Заключение3. Список использованных источников и литературы2.1. ВведениеФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.В рамках внедрения ФГОС нового поколения, следует отметить, что стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентного подходов к обучению иностранного языка. Каждый учебный предмет имеет свою специфику. Наиболее эффективной технологией обучения английскому языку является формирование универсальных учебных навыков – такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий.Деятельность учеников должна быть направлена на стремление к самообучению через активные способы действия. На уроках они могут реализовываться практически по любой теме.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.2.2. Формирование познавательных универсальных учебных действийСпособность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.Виды заданий при формировании УУД:
  • Личностные:
  • - участие в проектах- подведение итогов урока- творческие задания, имеющие практическое применение- самооценка событий2. Регулятивные:- поиск информации в предложенных источниках- взаимоконтроль- контрольный опрос на определенную тему3. Познавательные:- «Найти отличия». «Поиск лишнего»- составление схем-опор- работа с разными видами таблиц- работа со словарями4. Коммуникативные:- составь задание партнеру- «Подготовь рассказ на тему..» Формирование познавательных УУД.
  • общеучебные,
  • логические,
  • действия постановки и решения проблем.
  • Общеучебные универсальные действия:
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип упражнений и способы их выполнения: ученикам предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Предметом ориентировки и целью выполнения различных заданий по английскому языку становится не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения упражнений. В процессе чтения, слушания, письма при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений).2.3. Задания для формирования и развития у учащихся познавательных учебных действий на уроках английского языка ( из опыта работы)Приведу несколько примеров заданий из опыта работы.Задание 1. Заполни анкету для поступления в различные клубы.Цель: формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих желаний, стремлений.Ход выполнения: учащимся раздаются карточки, в которой они записывают краткую информацию о себе, затем рассказывают, использую данную информациюЗадание 2. Вставить пропущенные предлогиЦели задания:1. Развитие и контроль норм словоупотребления.2. Предупреждение и коррекция типичных ошибок на словоупотребление Форма выполнения : индивидуальная.Ход выполнения: учащимся раздаются карточки, в которой они выбирают правильный ответ, затем проверяют друг у друга Fill in the missing prepositions in the sentences.Задание 3. Washington D.C.”Цели задания:1. Развитие памяти, прогнозирования.2. Актуализация лексики, отработка норм употребления слов в контексте.Ход выполнения : Прослушайте связный текст, затем реконструируйте его, вставив пропущенные слова и словосочетания в письменном варианте того же текста:Washington D.C. is the capital of ... (the USA). It is situated on the ... River (Potomac), on a piece of land called ... (the District of Columbia). The White House is the US ... (president’ residence). Tourists ... see the part where the president lives (can’t). The building of the White House is very beautiful with tall ... and the ... on the roof. ( columns, flag)Задание 4 . «Holidays in the USA»Цели задания:1. Формирование умений видеть и устанавливать причинно-следственные связи между фактами, событиями.2. Развитие умений письма. .Ход выполнения: Даны даты, имена, понятия, относящиеся к теме «День Благодарения в США». Послушайте и запишите информацию. Составьте на её основании свой текст. Сравните его с вариантами ответов одноклассников:- Americans, Thanksgiving Day, celebrate, the pilgrims, 1621, “Mayflower”, a great harvest, a big turkey, freedom.(Americans celebrate Thanksgiving Day on the fourth Thursday in November. All people stay at home and eat a big turkey dinner. The pilgrims celebrated the first Thanksgiving Day in the fall of 1621. They came to America on board the ship “Mayflower” for religions freedom. In 1621 they had a great harvest.)Задание 5. Forming idioms of comparisonЦели задания:1. Проверка знания устойчивых словосочетаний.2. Актуализация ранее изученных слов в новых контекстах.3. Развитие языковой догадки с опорой на знания из других предметных областейComplete each of them with a suitable word or words. Choose from the following: chalk from cheese, a bee, a bat, a goose, coal, gold, two peas, a king, a feather, a church mouse, the grave.Заключение.Я считаю, что проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Познавательный интерес возникает не сразу, он складывается из отдельных элементов. Сначала это любознательность или просто любопытство, но устойчивый интерес можно привить детям в результате большой и трудоемкой работы, применяя разнообразные технологии, методы и приемы в обучении. Стимуляция познавательных интересов в учебном процессе имеет разные источники и, чтобы управлять формированием интересов, учитель должен ясно осознавать, что именно способствует их возникновению и укреплению. Практика моих уроков позволяют сделать вывод, что уроки английского языка имеют огромную значимость в развитии личности ребенка. Учитель должен целенаправленно работать над формированием у детей познавательного интереса к данной дисциплине. Важным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках является занимательность обучения, а именно использование игровой технологии в учебном процессе, технологии составления проектов, ИКТ. Следует заметить, что курс английского языка обладает, на мой взгляд, обширными возможностями применения различных технологий необходимых для развития и активизации познавательного интереса. Правильно подобранные и грамотно примененные методические приемы способны помочь детям лучше усвоить сложный материал, сделать знания, полученные на уроке более прочными и значимыми для ребенка.Таким образом, развитие системы универсальных действий является тем единственным механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности учащегося при овладении английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия. Список используемой литературы.1. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2009.2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2010. 3. 4. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК "Английский с удовольствием" для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 20155. Асмолов А.Г. "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе", Москва, Просвещение, 2010.6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.