Золотая Осень
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Золотая Осень
Автор: Ксения Руслановна Кильчинбаева
МДОУ ДЕТСКИЙ САД №1 «УЛЫБКА»ПРОЕКТ В МЛАДШЕ-СЕДНЕЙ ГРУППЕ « ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»Информационная карта проектаПолное название проекта: «Осень золотая!»Продолжительность проекта: краткосрочный (2я неделя октября)Тип проекта: познавательно-творческийУчастники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.Возраст детей: 3-5 летПроблема: У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.Актуальность: часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.Цель проекта: познакомить детей с красотой осенней природы.Задачи проекта для детей:Образовательные:познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;расширять и активизировать словарный запас детей;формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.Развивающие:развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении;формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию произведений искусства.Воспитательные:воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);воспитывать бережное отношение к природе.Задачи проекта для родителей:1. Изготовление аппликаций из природного материала2. Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.1. Выставка детских работ2. Коллективная работа «Осеннее дерево2. Консультация для родителей «Осенняя одежда на прогулку»Ожидаемые результаты1. Обогатить и расширить знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе;2. Пополнить словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря;3. Развить творческие способности у детей.4. У родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.5. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.6. Понимание родителями в дальнейшем требований ДОУ к семье.Этапы проектной деятельности:1 этап Подготовительный:1. Составление плана работы над проектом2. Сбор материала необходимого для реализации проекта3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта4. Изготовление дидактических игр и пособий5. Разработка конспектов ОД по планируемой теме.2 этап Основной:1. Дети расширили и обогатили свои знания об осени, о сезонных изменениях в природе происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей.2. У детей развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также творческие способности.3. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.Сюжетно-ролевая игра «Оденем Куклу на прогулку»Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.Оборудование: кукла, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.Ход игры:В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия. Сюжетно-ролевая игра «Сварим суп из овощей»Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; закрепить названия овощей; развивать воображение; активизировать речь. Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей»Цель: закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин», а также знания об овощах; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма.Дидактическая игра «Найди такой же листик»Цель: Нахождение предметов по сходству.Ход игрыИгра проводится во время листопада. Воспитатель показывает лист и предлагает найти такой же. Собранные листья сравниваются по форме. У всех детей по одному листу от разных деревьев (береза, липа, яблоня). Воспитатель поднимает один из листьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот эти листочки (листья березы)». После этих слов дети с листьями березы в руках убегают. В конце игры воспитатель произносит: «Подул сильный ветер. Все листочки полетели».Правила игры. Бежать («лететь») можно только тем детям, у кого в руках такой листок, какой показал воспитатель.Подвижная игра «Листопад»Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад», развивать внимание, память, закреплять знания о приметах осени.Материал: осенние листья.Ход игрыПедагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).Листопад! Листопад!Листья жёлтые летят!Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети)Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!Листопад! Листопад!Листья по ветру летят!Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»По желания детей игра продолжается 2-3 раза.Подвижная игра «Солнышко и дождик»Цели: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.Подвижная игра «У медведя во бору»Цели: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.Подвижная игра «Собери урожай»Цели: физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.Пальчиковая игра «Мы капусту рубим»Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)Красный листик, Жёлтый листик,Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)Сколько листиков собрали Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх , делаем фонарики)Пальчиковая игра «Грибы»(ладонь сжата в кулак и по очереди отгибаем пальцы)Раз, два, три, четыре, пять!Мы идём грибы искать (хлопаем в ладоши)Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)Этот пальчик гриб нашёл,Этот пальчик чистить стал,Этот пальчик жарить стал,Этот пальчик всё съел,Оттого и растолстел. Конспект по познавательному развитиюОД в средней группе«Осень в гости к нам пришла»Цели: продолжать наблюдать за сезонными изменениями в природе, находить различия в природе между сезонами.Задачи:Образовательные: учить и закреплять приметы и признаки осени, названия осенних месяцев.Развивающие: развивать положительные эмоции, внимание, память.Речевые: развивать связную речь, обогащать словарь детей.Воспитательные: воспитывать интерес к сезонным природным изменениям, любознательность.Демонстрационный материал: картины по теме «Осень».Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание картин по теме «Осень», физкультминутка, анализ, подведение итогов.Ход ОД1. Организационный момент.Воспитатель: Сентябрь, октябрь, ноябрьС дождем и листопадомИ птицы улетают,И детям в школу надо.О каком времени года говорится в этом стихотворении? Как вы думаете?Дети: Об осени.Воспитатель: Правильно. Об осени. Какое красивое время года! Листья на деревьях начинают менять окраску. Становятся желтыми, красными, оранжевыми, золотыми. Солнце ярко светит и освещает золото листьев. В садах и парках еще цветут цветы. Осень длится три месяца. был сентябрь, наступил октябрь, затем ноябрь. Давайте вместе назовем осенние месяцы. (дети вместе с воспитателем повторяют осенние месяцы).Проводится пальчиковая гимнастика «Осень»Ветер северный подул, - подуть на пальцывсе листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочкиПолетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на столДождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столукап-кап-кап – постучать пальцами по столуГрад по ним заколотил, листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столуснег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистямиОдеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу.Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадки об осени:***Пришла девица краснаяИ листья обсыпает.А как она зовется,Кто, дети, угадает?Дети: осень.Вслед за августом приходит,С листопадом хороводитИ богат он урожаем,Мы его, конечно, знаем!Дети: сентябрь***Королева наша, Осень,У тебя мы дружно спросим:Детям свой секрет открой,Кто слуга тебе второй?Дети: октябрь***Поле чёрно-белым стало:Падает то дождь, то снег.А ещё похолодало —Льдом сковало воды рек.Мёрзнет в поле озимь ржи.Что за месяц, подскажи?Дети: ноябрьЛистья желтые летят,Падают, кружатся,И под ноги просто такКак ковер ложатся!Что за желтый снегопад?Это просто …Дети: листопадВоспитатель: Молодцы ребята! Все загадки правильно отгадали. Предлагаю поиграть в игру «Листопад»Падают, падают листья,В нашем саду листопад.Желтые, красные листьяПо ветру вьются, летят.Дети выполняют движения с осенними листочками в руках: кружатся, приседают, поднимают листочки вверх и машут ими.Воспитатель: Ребята, а какие осенние листочки вы знаете? С каких деревьев? Как они называются?(ответы детей)Проводится игровое упражнение «Какой листик?»Если лист дуба, то он (какой) – дубовый;Если лист березы, то он … - березовый;Если лист клена, то он … - кленовый;Если лист липы, то он …- липовый;Если лист ореха, то он … - ореховый;Если лист рябины, то он … - рябиновый;Воспитатель: Хорошо справились с заданием, молодцы. А вы знаете какие–нибудь признаки осени? По каким признакам мы можем определить, что наступила осень?(ответы детей)Приметы и признаки осени:Все деревья покрываются красками разных цветов и оттенков: от желтого до бурого.В это время обычно наступает сезон дождей, в воздухе начинает ощущаться прохлада.Дни становятся короче, ночи – длиннее.Осенью улетают в теплые края птицы.Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя, начнут желтеть снизу - поздняя.Облака редкие - будет ясно и холодно.Облака идут низко - к дождю и холоду.Осень ненастная - весна дождливая.Воспитатель: Осенью обычно начинаются дожди, прохладные и продолжительные. Предлагаю отдохнуть и поиграть с дождиком.Физкультминутка «Тучи дождевые»Приплыли тучи дождевые. Шагают на месте.Лей, дождь, лей! Хлопают в ладоши.Дождинки пляшут, как живые. Шагают на месте.Пей, рожь, пей! Прыгают на месте.И рожь, склоняясь к земле зеленой, Шагают на месте.Пьет, пьет, пьет! Хлопают в ладоши.А дождь, такой неугомонный Шагают на месте.Льет, льет, льет! Прыгают на месте.Воспитатель: Ребята, послушайте, какие стихотворения написали поэты об осени, какими красивыми словами они ее описывают:Миновало лето,Осень наступила.На полях и в рощахПусто и уныло.Птички улетели,Стали дни короче,Солнышка не видно,Темны, темны ночи.А. Плещеев.Поспевает брусника,Стали дни холоднее,И от птичьего крикаВ сердце стало грустнее.Стаи птиц улетаютПрочь, за синее море.Все деревья блистаютВ разноцветном уборе.К. Бальмонт.Кроет уж лист золотойВлажную землю в лесу.Смело топчу я ногойВешнюю леса красу.С холоду щеки горят;Любо в лесу мне бежать,Слышать, как сучья трещат,Листья ногой загребать!А. МайковВоспитатель: А какими словами ласковыми вы можете описать осень?Игра «Скажи ласково»Дождь – дождик,Солнце – солнышко,Птица – птичка,Лист – листик,Ветер – ветерок,Гриб – грибок,Туча – тучка,Цветок – цветочек.Воспитатель: Прекрасно справились с заданием, хорошие и ласковые слова вы подобрали.Посмотрите вокруг, видите осенние картины в нашей группе. Давайте подойдем к ним и внимательно рассмотрим, что на них изображено. (дети рассматривают картины и описывают их). Предлагаю и вам собрать осеннюю картину.Игра «Собери картинку».Воспитатель: Какие вы молодцы, справились с заданием. Собрали осеннюю картину. Мы ее оставим в группе и вечером расскажем и покажем родителям, что нового мы сегодня узнали на занятии. Ребята, вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили?(ответы детей)Рефлексия.Дети наблюдают из окошка за осенней погодой, описывают ее, отмечают изменения, характерные для осени.Консультация для родителей «Как одеть ребенка на осеннюю прогулку»Консультация для родителей старшей группы«Как правильно одевать ребенка осенью на прогулку»Осень – непредсказуемое время года. Минусовая температура сменяет плюсовую за несколько часов, солнце светит ярко, но почти не греет. Дождь и ветер добавляют малышам неприятных ощущений на прогулке. Перед родителями встает сложный вопрос: как правильно одеть ребенка, чтобы не замерз и не вспотел? В осенний период температура воздуха на улице днем колеблется от +15 до -10°С. Ничто не помешает ребенку знакомиться с прелестями осенней погоды, если одежда будет правильной и комфортной. Правильная одежда легко и быстро снимается и одевается, что позволяет развивать самостоятельность и повышает самооценку ребенка, не содержит сложных застежек и шнурков, а также соответствует погодным условиям, росту и размеру. Одежда не должна плотно облегать тело (за исключением майки, водолазки). Во-первых, небольшая воздушная прослойка между тканью и кожей хорошо сохраняет тепло. Во-вторых, слишком тесные вещи сковывают движения дошколёнка и ухудшают кровообращение. Поэтому следите, чтобы брюки не сидели слишком плотно на бедрах, а свитера не жали под мышками. Отдавайте предпочтение натуральным тканям. Хлопчатобумажные и шерстяные вещи теряют вид намного быстрее, чем синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект, влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко подхватить насморк. Одежда сверху должна быть трехслойной.Первый слой – майка, футболка.Второй слой — трикотажная кофточка и легкий свитер (для активного ребенка), шерстяной свитер (для малоподвижного). Отдавайте предпочтение трикотажным кофточкам, шерстяным свитерам, без пуговиц, кнопок и молний. Брюки из непромокаемой ткани или плотные джинсы на подкладке защитят маленького путешественника от дождя и ветра. Лучше, чтобы брюки были с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают или наклоняются в процессе игры и часть спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем. Легкие непромокаемые штаны, надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность свободно двигаться.Третий слой – куртка на подкладке из мягкого флиса сделает прогулку очень комфортной. Хороша осенняя куртка из плотного и непромокаемого материала, что обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги.Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши и затылок. В шапочке из плотной натуральной ткани дошколенку не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами.Врачи часто повторяют родителям: кутать ребенка вредно, но руки и ноги постоянно должны быть в тепле. Дело в том, что в конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – капилляров, которые легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем другие части тела. Поэтому важная часть осенней экипировки – обувь и варежки. Малыш никогда не промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой погоды. Не забудьте спросить у продавца, если ли у ботинок дополнительный защитный слой. Обратите внимание на верхнее покрытие. Натурная кожа с пропиткой – то, что нужно. Подошва должна быть утолщенной, но гибкой. Проверьте ее при покупке – согните руками. Тогда она не потрескается и обеспечит стопе физиологическое положение. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки — травмоопастны, сложны и трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и ломаются. Резиновые сапоги в дождливую погоду незаменимы, однако, у них есть один значительный минус. Хотя по лужам в таких сапожках можно топать, сколько душе угодно, нога в резине не дышит и сильно потеет, особенно, когда тепло. Поэтому, под резиновые сапоги нужно надевать носки с хорошей впитываемостью, например, плотные носки из хлопка плюс шерстяные – в лужах вода далеко не теплая. Купите также однослойные варежки – перчатки сложны в одевании. И не забудьте прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не потерялись, но так чтобы их легко можно вытащить и посушить (например, на липучке). Если ребенок склонен к частым простудам подумайте о легком шарфике, который пригодится в ветреную погоду. Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним из лучших решений в осенний морозец – многослойная одежда. Например, водолазка, свитер крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое касается и ног: колготки, рейтузы и брюки греют лучше и мешают меньше, чем толстые ватные штаны или зимний комбинезон с утеплителем. У осени для нас припасено три характерные погоды: тепло и дождливо, холодно и дождливо и просто холодно. Одеть ребенка слишком тепло − не выход. Это ничуть не менее опасно, чем одеть недостаточно: дети бегают, прыгают, потеют, а потом моментально замерзают на холоде. Чтобы не дать сырости проморозить дитя, нужно надеть под обычную одежду, плотно прилегающую футболку с длинным рукавом и колготы. Верхняя одежда по-прежнему должна быть непромокаемой и непродуваемой. Ребенку все равно, когда радоваться жизни: и летом, и зимой, и осенью малыши носятся и резвятся. Главное – обеспечить им комфорт для таких игр, не дав ни замерзнуть, ни промокнуть. И самое главное помните, ежедневные прогулки очень важны для малыша, они укрепляют ребенка и способствуют хорошему развитию. А от того как вы одели своего ребенка зависит его настроение и самочувствие в течении дня. Сложная одежда забирает время от прогулки – умножьте 30 детей на минимум – 1 минута и получите в прогулке минус полчаса, а если два предмета одежды сложны в одевании, то это минус час свежего воздуха и игр. Также развивайте самостоятельность своих детей – никогда не делайте за них то, что они могут сделать сами.