Рабочая программа коррекционно-воспитательной работы 11 класса за 2024-2025 учебный год


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа коррекционно-воспитательной работы 11 класса за 2024-2025 учебный год
Автор: Павел Владимирович Кромин

Министерство образования и науки Республики Башкортостангосударственное бюджетное общеобразовательное учреждениеВоскресенская коррекционная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяРабочая программакоррекционно-воспитательной работыкласс: 11 2024 – 2025 учебный год Воскресенское 2024 Пояснительная записка Актуальность рабочей программы воспитательной работы в школе обусловлена ведущей тенденцией современного образования, заключающейся в переходе к реализации нового закона об образовании, в котором говорится о качественном обновлении содержания воспитательной работы, повышении требований со стороны общества и родителей к воспитанию детей, их социализации, культуры жизни. Мы должны подготовить воспитанников с умственной   отсталостью к самостоятельной, продуктивной жизни в современном обществе, научить их обеспечивать свои потребности в соответствии с нормами морали, нравственности и Государственными законами РФ.   Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания воспитанником того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым.Данная программа адаптирована для каждодневной воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.         Программа воспитательной работы является частью основной образовательной программы школы-интерната. Работа осуществляется во вторую половину дня, после возвращения детей с уроков, с учетом их индивидуальных возможностей, опорой на зону ближайшего развития каждого воспитанника.Цели и задачи программы         Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности воспитанника, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.Задачи программы:
  • Прививать культуру внешнего вида, поведения вне интерната, обращая особое внимание на формирование культуры чувств: уважения, дружбы, товарищества, сострадания, доброты, чуткости и любви;
  • Следить за эмоциональным состоянием детей;
  • Создать благоприятные условия для развития личности, самоутверждения каждого воспитанника.
  • Формирование основ морали — осознанной воспитанниками необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у детей позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • Формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
  • Формирование у воспитанников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
  • Социальный паспортНа начало 2024-2025 учебного года в классе 7 воспитанников: четыре мальчика и три девочки, Дети из социально – незащищенных семей:
  • родители состоят в разводе:
  • нет
  • опекуны:
  • Ялчина Альмира Маратовна
  • родители-инвалиды:
  • нет. Учебная деятельностьМотивация к учебной деятельности удовлетворительная. Все воспитанники умеют самостоятельно читать, писать, считать. Работают под контролем и руководством учителя, воспитателя. Внеучебная деятельностьУчастие в школьных мероприятиях: посещают факультативы и кружки.Межличностные отношенияКоррекционная работа с классом:работать над сплочением детского коллектива;совместная работа со всеми структурными подразделениями школы;совместная работа с родителями;вовлечение воспитанников класса в жизнь школы;индивидуальный подход к каждому воспитаннику.Анализ воспитательной работы за 2023-2024 учебный год                       Специфика работы: коррекция (исправление), то есть система общепедагогических мер направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков.   Работа с воспитанниками велась по 6 направлениям: личностное развитие, охрана здоровья, творческое воображение, трудовое воспитание, основы социализации, основы гражданского самосознания. В 2023 – 2024гг в интернате проживали 7 воспитанников. У всех детей различные отклонения в развитии: сложная адаптация, эмоциональная неустойчивость, нарушения правил поведения, слабая подготовка к школе, отсутствие навыков самообслуживания, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, слабые знания об окружающем мире. Игровая деятельность преобладает над учебной. У большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья, бедность мотивационной сферы, агрессивность, неумение и нежелание признать свою вину, иждивенческая позиция «нам должны – дайте», отсутствие бережливости и ответственности, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения. Основными методами изучения детского коллектива были наблюдение и беседы. В течение года воспитатели делали записи в дневниках наблюдений и картах наблюдений за воспитанником. Диагностическая деятельность и итоговые занятия в конце каждого цикла мероприятий помогли нам более эффективно работать с группой.     Проанализировав современные требования к содержанию образования, воспитатели изучили психолого – педагогические характеристики воспитанников групп, выявили детей, имеющих проблемы и определили задачи педагогической деятельности в группах:· формировать усвоение и принятие нравственных ценностей, норм и правил поведения в обществе, навыки сознательной дисциплины;· работать над укреплением физического и психического здоровья воспитанников;· формировать коммуникативные навыки для организации досуга и быта воспитанников;· развивать индивидуальные личностные качества каждого воспитанника;· оказать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы воспитанников;· выработать единые требования в воспитании детей.Формы и методы воспитательной работы в группах:-  коррекционно-развивающие занятия,-  экскурсии,-  индивидуальные беседы;-  посещение кружков, спортивных секций;-  участие в школьных спортивных мероприятиях;-  практическая деятельность по гигиене тела;-  профилактические беседы о вреде алкоголя и курения;-  работа с родителями о здоровье детей;-  участие в школьной театрализации, конкурсах чтецов, общешкольных праздниках;-  организация и проведение развлечений и культурного отдыха детей;-  занятия по ручному труду;-  самообслуживающий труд, дежурство по столовой, группе, спальне;-  коллективный труд;-  беседы о труде людей;-  беседы с родителями о поведении воспитанников.  В течение года велась работа по профилактике вредных привычек (табакокурение, алкоголь, токсикомания, сквернословие), весь материал систематизирован в тематические папки «Вредные привычки». Воспитатели работали в тесном контакте с классным руководителем, с учителями предметниками, социальным педагогом, психологом, логопедом, медицинскими работниками школы. Особо эффективно велась работа, совместно, со школьным библиотекарем. Мы, с ребятами, были частыми гостями в библиотеке, где проходили часы чтения, различные викторины по сказкам и рассказам. Мы знакомились с детскими писателями, памятными датами, сами составляли презентации о поэтах и писателях, принимали участие в выставках детских рисунков.    С целью развития творческих способностей детей, постоянно проводились занятия ручным трудом. Работы ребят, на районных выставках, были, неоднократно, отмечены грамотами, дипломами и памятными подарками. Воспитанники групп продолжали развивать творческие способности в кружках и секциях дополнительного образования вне школы. Успешно решаются задачи эстетического воспитания. Воспитанники группы являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в школе. И занимают призовые места.       В группах стало традиционным участие в таких мероприятиях школы: «Осенний балл» (поделки, рисунки), «Театр и дети» (поделки, рисунки, песни, танцы, инсценировка сказок) участие в общешкольном конкурсе плакатов и рисунков к Новому году, мероприятии «Покормите птиц зимой».       Дети участвовали во общешкольном мероприятии, подготовили праздник: «День Защитника Отечества».       Приняли активное участие в открытом занятии: «Непокоренные.80 лет со дня освобождения Ленинграда от блокады», в предметных неделях, в днях здоровья, в неделе книги (инсценировки, презентации).        По результатам мониторинга и наблюдений за воспитанниками, все дети групп имеют положительную динамику развития, у воспитанников сформированы следующие умения и навыки адаптивного поведения и жизненно необходимых навыков:-  сформирована личностная идентификация: «Кто я?» — имя, пол, внешность;-  все воспитанники знают свои желания, потребности, сильные и слабые стороны;-  имеют представление о чертах своего характера;-  имеют начальные представления и навыки коммуникативного поведения: человек — существо социальное;-  владеют разными способами общения, владеют навыками речевого обращения в различных ситуациях;-  умеют использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб;-  умеют вести диалог, беседу;-  знают, что такое конфликт и как его можно избежать;-  у ребят сформированы навыки ответственности за состояние своего здоровья, все дети владеют навыками личной гигиены, самообслуживающего труда: умеют чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии; владеют навыками уборки группы, спальни.       Работа воспитателей была направлена на то, чтобы человек состоялся, на развитие личности воспитанников. Поэтому большое внимание уделялось индивидуальному подходу к детям, на каждого воспитанника группы велись индивидуальные карты наблюдений, которые были составлены и утверждены на методическом объединении воспитателей. В дальнейшей работе необходимо обратить внимание на личностные развитие воспитанников и отношение к труду, подобрать более эффективные методы и приемы в дальнейшей работе воспитателя по данным параметрам.             В 2023-2024 учебном году велась работа с родителями: воспитателями была заведена тетрадь связи с родителями воспитанников, в которой фиксировались все встречи и беседы с родителями, также поддерживалась связь по телефону, решались вопросы проживания детей в интернате, проводились беседы о поведении воспитанников, о соблюдении режима школы, о санитарно-гигиенических навыках детей, об одежде, об успехах детей, решались бытовые вопросы. Воспитатели приняли участие в общешкольном родительском собрании.   Таким образом, из всего выше сказанного видно, что воспитательная работа в группе носит систематический характер и имеет положительные результаты в развитии личности каждого из воспитанников группы, поэтому будет продолжена в следующем учебном году.Краткая характеристика класса       После уроков в интернате коррекционной школы проживает 7 человек. Все дети активны, подвижны, стремятся к общению, с желанием участвуют в общественной жизни школы. Ребята с интересом занимаются в кружках, спортивных секциях, работают и занимаются в школьной библиотеке.        Проблемы, возникающие у воспитанников (по результатам наблюдений и ряда диагностик): неуверенность, неадекватная самооценка, может быть агрессия, плохая сформированность навыков общения, неадекватные способы самовыражения и самоутверждения, неудовлетворенность местом в коллективе, трудности в адаптации при переходе на новый учебный уровень. Над этими проблемами необходимо работать в этом учебном году.Краткая характеристика на детей группы.  Список воспитанников 11 класса. Сетка внеклассных занятий Содержание программы.Личностное развитие.
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности воспитанников;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
  • Уметь:
  • - строить бесконфликтное отношение друг с другом;
  • -самостоятельно принимать решения в ситуации нравственного выбора;
  • -приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям;
  • -этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
  • Знать:
  • -о человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру;
  • -правила дружбы;
  • -о роли труда в жизни человека;
  • -о культуре поведения и общения.
  • Охрана здоровья.Создать условия для формирования:
  • ценностного отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • элементарные представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  • понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знаний и выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье-сберегающего режима дня;
  • интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
  • Уметь:
  • распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма;
  • выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и физминуток на занятиях;
  • соблюдать правила питания;
  • выполнять гигиенические процедуры;
  • выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и физминуток на занятиях.
  • Знать:
  • сущность понятия “здоровье”;
  • факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле;
  • о роли правильного питания;
  • правила личной гигиены и выполнять их;
  • знать и выполнять комплекс утренней гимнастики.
  • Эстетическая деятельность.Создать условия для формирования:
  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • умения видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • интереса к занятиям художественным творчеством;
  • стремления к опрятному внешнему виду;
  • отрицательного отношения к некрасивым поступкам и неряшливости.
  • Уметь:
  • выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;
  • выполнять основные приёмы работы с кистями, красками, клеем;
  • слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;
  • проявляет интерес рассматриванию книг, картин при совместной деятельности педагога;
  • просматривать иллюстрации, прослушивать сказки;
  • положительно относятся к прослушиванию музыки;
  • самостоятельно разукрашивать;
  • слушать чтение небольшого по объему художественного произведения;
  • уметь выразить свои чувства в рисунке под руководством педагога.
  • Знать:
  • традиции художественной культуры родного края;
  • элементарную технологию разукрашивания красками, карандашами;
  • элементарную технологию аппликации.
  • Гражданско-патриотическое воспитание.Создать условия для формирования:
  • элементарных представлений о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • представлений о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • элементарных представлений о правах и обязанностях гражданина России;
  • стремлений активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
  • умений отвечать за свои поступки.
  • Уметь:
  • называть главный город страны;
  • назвать свое место жительства, город в котором он обучается, главные его достопримечательности;
  • испытывать гордость за стойкость, героизм советских и российских воинов;
  • испытывать бережное отношение к историческим памятникам;
  • Знать:
  • знать герб, флаг, гимн России;
  • знать государственные праздники и традиции нашей страны;
  • правила поведения на торжественных мероприятиях, митингах, в общественных местах.
  • Трудовая деятельность.
  • вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия;
  • воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь;
  • воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости;
  • формирование навыков организации своей и общей работы;
  • воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
  • Уметь:
  • проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • под контролем педагога ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своём внешнем виде;
  • ответственно выполнять обязанности дежурных;
  • проявлять трудолюбие в работе, доводить начатое дело до конца;
  • планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • убирать в классе игрушки под контролем взрослого;
  • содержать свое учебное место в порядке под контролем взрослого.
  • под контролем взрослых выполнять навыки самообслуживания.
  • использовать в работе веник, грабли, работать на клумбе, участке школьного двора в сквере, работать в коллективе дружно, сообща.
  • Знать:
  • особенности назначения и целевого использования предметов труда (лопата – убирать снег, веник – подметать класс);
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • правила сухой и влажной уборки помещения и уметь применять их на практике;
  • основные предметы гигиены и правильно их применять;
  • правила Т.Б. и применять их на практике.
  • Календарно-тематическое планированиеСентябрьМесячник безопасности дорожно-транспортного травматизма.Девиз месяца: «Внимание дети!». ОктябрьМесячник правовых знаний. Девиз месячника «Я на Вы с законом»НОЯБРЬМесячник здорового образа жизниДевиз месячника «Здоровье - это здорово!» ДЕКАБРЬМесячник личной безопасностиДевиз месяца «Твоя безопасность в твоих руках»ЯНВАРЬМесячник трудового воспитания и профориентацииДевиз месяца «Трудом красив и славен человек»Февраль Месячник воинской славы РоссииДевиз месяца «На страже Родины».МартМесячник духовно-нравственного воспитанияДевиз месячника «Дорогою добра»АпрельМесячник экологического воспитанияДевиз месячника «Весенний переполох»МайМесячник гражданско-патриотического воспитанияДевиз месячника «Мы помним! Мы гордимся!» Список используемой литературы1.     Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 2023.2.     Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками – Монография под редакцией Рожкова М.И., ЯГПУ им.К.Д. Ушинского, Ярославль, 2020.3.     Богомолова Л. Социально-трудовая адаптация умственно отсталых детей в домах – интернатах. – М., 2022.4.     Божович Л. И. Психология личности. Изд-во МГУ. - М., 2019.5.     "Возрастные и индивидуальные особенности детей" под редакцией Эльконина Д. Б., Драгуновой Т.В. Просвещение, - М., 2018.6.     Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 2021.7.     Выготский Л.С., Педагогическая психология, - М., 2023.