РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Автор: Яна Валерьевна Банникова

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАннотация. В статье рассматриваются особенности использования дидактических игр как одного из эффективных методов развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Анализируются педагогические возможности дидактических игр для обогащения словарного запаса, развития грамматических навыков и связной речи. Описываются основные принципы организации и проведения дидактических игр с целью стимуляции речевой активности детей, формирования у них навыков взаимодействия и самовыражения. Подчеркивается значимость использования игровых методов в процессе речевого развития в условиях дошкольного образования.Ключевые слова: развитие речи, дидактические игры, младший дошкольный возраст, словарный запас, коммуникативные навыки, игровая деятельность, дошкольное образование.Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста является одной из важнейших задач педагогов в дошкольных образовательных учреждениях. В этот период у детей активно формируются основные речевые навыки, включая расширение словарного запаса, освоение грамматических конструкций и развитие связной речи. Одним из эффективных методов, способствующих развитию речи, является использование дидактических игр, которые помогают детям осваивать новые слова и выражения через игровой процесс. Дидактическая игра, будучи органично вписанной в естественную деятельность дошкольников, способствует развитию не только речевых, но и познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление. Игровая форма занятий позволяет детям легче и быстрее усваивать новые знания, а также активно применять их в реальной коммуникативной деятельности.Дидактические игры, направленные на развитие речи, играют важную роль в формировании языковых и коммуникативных навыков у младших дошкольников. Важным аспектом этих игр является то, что они позволяют детям взаимодействовать с окружающими через речевые акты, что способствует не только развитию словарного запаса, но и помогает детям овладеть грамматическими конструкциями, правильным построением предложений и логикой высказываний. Таким образом, дидактическая игра выступает как инструмент, который интегрирует речевое развитие с когнитивными и социальными аспектами обучения.Речевая активность детей младшего дошкольного возраста часто ограничена из-за недостаточного словарного запаса и нерешительности в общении. В этом контексте дидактические игры создают условия для активного вовлечения ребенка в речевую деятельность. В ходе игры ребенок не только осваивает новые слова, но и учится использовать их в разных ситуациях, что способствует формированию гибкости мышления и коммуникативных навыков. Дидактические игры могут быть направлены на освоение различных лексических тем, таких как окружающий мир, предметы обихода, действия, эмоции, что помогает ребенку расширять свой словарный запас. Кроме того, игры стимулируют ребенка выражать свои мысли и желания, что развивает навыки вербального общения и способствует становлению связной речи.Игровой метод в развитии речи детей младшего дошкольного возраста имеет несколько важных особенностей. Во-первых, он позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Через игру педагог может заметить, какие слова или грамматические конструкции даются ребенку легче, а какие вызывают затруднения. Это дает возможность корректировать работу в зависимости от уровня развития речи у конкретного ребенка, предлагая ему задания, соответствующие его возможностям. Во-вторых, дидактические игры способствуют развитию не только речи, но и других познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление. В процессе игры дети учатся не только правильно произносить слова и строить предложения, но и анализировать полученную информацию, делать выводы и строить логические цепочки.Одним из ключевых аспектов использования дидактических игр для развития речи является их способность формировать навыки взаимодействия между детьми. В игровой деятельности дети учатся слушать друг друга, понимать смысл высказываний партнера по игре и правильно реагировать на них. Это развивает у детей навыки социального взаимодействия, учит их выражать свои мысли и принимать во внимание точку зрения собеседника. Такие игры, как «Вопрос-ответ», «Скажи, что это», «Назови признак», помогают детям не только расширять словарный запас, но и развивать диалогическую речь, что является важным аспектом развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте.Кроме того, дидактические игры способствуют формированию у детей грамматического строя речи. Во время игры педагог может акцентировать внимание детей на правильном использовании слов и грамматических конструкций, что помогает детям осваивать правила построения предложений. Например, игры, связанные с описанием предметов или действий, учат детей использовать прилагательные, глаголы, существительные в нужных формах. Это способствует развитию у ребенка умения строить связные высказывания, обогащает его речь новыми лексическими и грамматическими элементами.Особое внимание следует уделять организации процесса игры, так как именно правильно подобранная форма игры способствует активизации речевой деятельности детей. Важно, чтобы игра была интересной и увлекательной для ребенка, ведь именно через эмоции ребенок лучше воспринимает и запоминает новую информацию. Педагог должен создавать такую игровую ситуацию, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно, будет мотивирован к речевой активности. Здесь важно учитывать уровень речевого развития детей, их интересы и потребности. Например, игры, включающие элементы ролевых ситуаций, когда дети имитируют повседневные действия (покупка в магазине, общение с друзьями), помогают детям использовать освоенные слова в контексте реальных жизненных ситуаций, что делает процесс обучения более естественным и продуктивным.Таким образом, дидактические игры являются важным и эффективным средством развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Они не только способствуют расширению словарного запаса, но и развивают связную речь, грамматический строй и коммуникативные навыки. Игровая деятельность создает условия для активного участия детей в речевом взаимодействии, что является основой для успешного речевого развития. Важно отметить, что дидактические игры должны быть интегрированы в ежедневный образовательный процесс, чтобы дети могли постоянно развивать свои речевые и когнитивные навыки.Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр — это эффективный метод, который помогает детям освоить новые слова, развить навыки вербального общения и овладеть грамматическим строем речи. Дидактическая игра как форма обучения делает процесс освоения речи увлекательным и естественным для ребенка, способствуя его всестороннему развитию. Педагогу важно правильно организовать игровой процесс, ориентируясь на индивидуальные особенности и интересы детей, чтобы максимально способствовать их речевому и когнитивному развитию.Список литературы 1. Бурочкина Н. Н. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры / Н. Н. Бурочкина, А. В. Никонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 15-16.2. Самойленко О. А. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста / О. А. Самойленко, Т. В. Московая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 414-416.