Формирование навыков правильной читательской деятельности учащихся начальных классов
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование навыков правильной читательской деятельности учащихся начальных классов
Автор: Татьяна Анатольевна Майкова
Учитель начальных классовМБОУ «СОШ №10» НМР РТМайкова Татьяна АнатольевнаФормирование социального опыта младшего школьникаФормирование социального опыта младшего школьника связано с освоением следующего основного содержания образования: гуманистические и демократические ценностные ориентации (свободы, социальной справедливости, равноправия мнений и взглядов, семьи, дружбы и пр.), освоенные нормы нравственного поведения; навыки сотрудничества со сверстниками (а также старшими и младшими школьниками) и взрослыми (прежде всего, педагогами и родителями) в разных социальных ситуациях (взаимодействие с объектами природы, материальной и духовной культуры, социумом) на основе уважительного отношения к окружающим, умений распределять функции и роли в совместной деятельности, вести диалог, учитывать интересы окружающих и конструктивно разрешать или предупреждать конфликты; активность, ответственность, самостоятельность, доброжелательность и прочее. Происходящие в личности учащихся изменения, обусловленные достижением вышеуказанных результатов, должны касаться следующих моментов: отношений учащихся с педагогами и родителями, друг с другом; морально-психологического климата в ученическом коллективе и соответствующего самочувствия учащихся; самочувствия детей в семье, их удовлетворенности семейными отношениями, своей позицией в семье; самочувствия детей в учебном процессе, их удовлетворенности взаимоотношениями с учителями; дисциплинированности, вежливости, познавательной и учебной активности учащихся и т.п.В соответствии с сущностью и содержанием социального опыта младших школьников выделяют следующие критерии :а) конструктивные отношения между детьми и педагогами, детьми и родителями, внутри ученического коллектива;б) навыки сотрудничества с окружающими;в) эмоционально-позитивное психологическое состояние в школе и дома.Они оцениваются по следующим показателям:а) взаимопомощь, вежливость в отношении сверстников и взрослых на переменах и внеклассных мероприятиях; вежливость в отношении родственников, помощь родителям по дому и т.п.; дружелюбие и доброжелательность, способность договариваться с окружающими;б) активное участие в коллективных делах; способность к эффективной совместной деятельности, к достижению общих целей взаимодействия;в) благоприятный морально-психологический климат в ученическом коллективе (основной критериальный показатель — низкий уровень тревожности во взаимоотношениях с одноклассниками), хорошее самочувствие детей в учебном процессе, их удовлетворенности взаимоотношениями с учителями (основной критериальный показатель — низкий уровень тревожности во взаимоотношениях с учителями), хорошее самочувствие детей в семье, их удовлетворенности семейными отношениями, своей позицией в семье (основной критериальный показатель — восприятие морально-психологического климата в семье как благоприятного).Сценарий внеклассного занятия по теме "ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ"Цель: формирование и развитие волевых качеств как социально значимых свойств личности.Задачи:осмыслить понятие «ответственность»;стимулировать самооценку учащихся;побудить задуматься о своих поступках.Ход классного часаРазминка. Игра «Странный город». «Все мы — жители странного города, в котором люди все время гуляют по главной улице города и все время здороваются друг с другом. Когда городские часы на башне бьют час — они здороваются тыльными сторонами ладоней, когда два - правой рукой дотрагиваются до левого уха встречного, три — здороваются спинами, четыре — коленями. Итак, давайте гулять и здороваться».Ведущий хлопками имитирует удары часов. После игры у всех, как правило, хорошее настроение, и группа готова к работе.ІІ. Разбивка на группы. (начало пословицы – конец пословицы)На листочках записаны пословицы:Дети рассаживаются в соответствии начала и конца пословиц.ІІІ. Анализ пословиц.-Посовещайтесь в своей группе и объясните смысл пословицы, которая у вас оказалась.— Как вы поняли смысл пословиц? -- Какие важные истины хотел донести до нас народ, придумавший эти пословицы? - А каким качеством характера обладает человек, который сначала думает, а потом делает? - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?-Чему будем учиться?ІV. Игра «Закончи предложение» - Я вам предлагаю поиграть.--На обратной стороне листочка напишите: -- Какие качества помогают человеку избежать подобных ситуаций? Слова для справок:V. Осмысление понятия «ответственность»-- Какое качество характера можно назвать самым главным ? Почему?--Назовите корень слова"ответственность".- Перед кем вам приходится держать ответ, за что приходится отвечать? (Перед родителями и учителем — за учебу; перед классом — за выполненное поручение; перед друзьями — данное слово, обещание.)VІІІ. Социоигра "Детские стихи по ролям" ( ребята слушают и определяют: о какой ответственности идет речь в стихотворении)VІ. Чтение и обсуждение литературного материала-Жил на свете замечательный, светлый человек. Он работал учителем, директором школы в украинском селе. Звали его Василий Александрович Сухомлинский. Он написал много сказок и рассказов для детей, в которых говорил об очень важных для человека качествах: доброте, чуткости, уважении к старшим, любви ко всему живому, к своей Родине, ответственности, чувстве благодарности и др.— Послушайте один из таких рассказов.Камень.На лужайке, под развесистым дубом, жил колодец. Много лет он давал людям воду. Под дубом, у колодца, любили отдыхать путники.Однажды к дубу пришел мальчик, «А что будет, если я возьму камень и брошу в колодец? Вот, наверное, сильно булькнет!» — подумал он, поднял камень и бросил в колодец.Раздался сильный всплеск. Мальчик засмеялся, убежал и быстро забыл о своей шалости.А камень упал на дно и закрыл источник. Вода перестала наполнять колодец, и он высох.Учитель. --Прервем чтение рассказа и попробуем сами его закончить.-- Как, по-вашему, что было дальше? -- А почему вы так думаете? -- А теперь сравним с тем, как дальнейшее описано у автора.Высохла трава вокруг, и дуб высох, так как подземные воды ушли в другое место. Перестал вить гнездо соловей. Смолкла соловьиная песня. Тоскливо и грустно стало на лугу.Прошло много лет. Мальчик вырос, стал отцом, потом дедушкой.Однажды он пришел туда, где когда-то зеленела лужайка, шумел развесистый дуб, манила путников чистая колодезная вода.Не стало ни лужайки, ни дуба, ни колодца. Лишь желтел песок да ветер разносил тучи пыли.«Куда же все подевалось?» — подумал дедушка.-- Что бы вы ответили дедушке? -- Каким, словом можно назвать поступок мальчика? (Безответственным, необдуманным.)-- О чем он не подумал? -- Что больше всего вас опечалило в рассказе?Обобщение.-Вы заметили, какое слово использовал автор, говоря о колодце? (Жил.) -Так говорят о живом существе. На этом кусочке земли все жило: колодец с подземным родником, могучий дуб, зеленела трава, пел соловей. И ничего этого не стало.--Самое печальное, что из-за безответственного, необдуманного поступка погибла жизнь. -- К чему нас призывает Сухомлинский?-- Сформулируйте кратко то, что он хотел сказать этим рассказом. (Прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях, чтобы потом не жалеть о содеянном. Обдумывай свои поступки. ) VІІ. Блиц- опрос «Сказочные подсказки» Учитель. ---Человеку свойственно ошибаться, но ошибок можно избежать, если быть ответственным и предусмотрительным. Давайте вспомним сказочных героев и проявленные ими качества.--Что подсказали вам эти сказки? Ребята, какие черты характера могут привести к непоправимым последствиям? - Ребята, какой бы вы дали совет самим себе? (Чтобы не случилось беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно относиться к происходящему.)IX. Обобщение. Составление кластера. Каждая группа на листе записывает по одной рекомендации.-Подведем итоги нашего разговора. Сейчас каждая группам сформулирует краткий совет о том, как развивать в себе ответственность. (На обдумывание дается 2—3 минуты.)X. Рефлексия. ресурсный круг.Сегодня я узнал, что ответственным быть … Ответственный человек вызывает уважение у окружающих его людей, потому что …Было интересно…Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что…Я научился…У меня получилось …Меня удивило…Урок дал мне для жизни…Мне захотелось…- Ребята, считаете ли вы себя ответственными людьми? Игра. «Доброе тепло». Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму своему соседу справа руку, он — следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь, то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.Всё дружно выполнили задание потому, что были внимательными и ответственными. А значит, наш классный час не прошёл зря. В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила – сила ваших слов и поступков.Не забывайте подарить доброСоседям, родственнику, другу.Оно, как истинное волшебство,Всегда вернется к вам по кругу.Роль семьи в социализации ребёнка.Все мы приобретаем определенный опыт общения — в родительском доме, затем в собственной семье, в общение с друзьями, коллегами. Часто или редко ощущаем, что общение — это не круг без углов, а бесконечные углы, да порой весьма острые. Они ранят, колют, мучают, испытывая наше терпение. Не дают включиться в серьёзную «работу понимания»: чтобы постичь истинное происхождение и устройство этих углов.Как же маленькому человеку и взрослому сообща сделать анализ причин появления таких «углов», как конфликтность, распущенность, раздражительность, непримиримость и т.д.?Каждая семья — это уникальная комбинация людей и обстоятельств, требующая дополнений и поправок во всякую самую подробную теорию. И хорошо, если в семье психологический стиль мышления, понимания друг друга, умение разбираться в конкретных ситуациях.А вот работе понимания, «стиранию» острых семейных углов в разборе житейских ситуаций мешают укоренившиеся предрассудки в семье. Мы часто объясняем свои собственные промахи в общении с близкими их раздражительностью, нетерпимостью, обидчивостью, черствостью, то есть объясняем трудности общения недостатками другого. Точно так же собственные промахи в воспитании, в общении с ребенком мы искусно (как правило, втайне от себя самих) прикрываем тем, что приписываем ребенку такие негативные черты, как лень, рассеянность, отвлекаемость, упрямство, эгоизм и т.п.Семейное общение часто зависит от таких явлений обыденной жизни, как эгоцентрические эмоции зависти, ревности, обиды, злорадства. Ведь именно в бесконтрольности этих эмоций кроется во многих случаях подлинная причина нашей несамокритичности: испытывая эти эмоции, мы концентрируем все внимание на недостатках других и оказываемся фактически слепы к собственным недостаткам. Именно эти эмоции служат причиной непонимания друг друга, мы сами вносим в семейную жизнь поступки, которые провоцируют других на неадекватное поведение.Мы забываем, что повседневное длительное общение близких людей — это особое общение. Общение, которое предопределяет формирование у людей определенных черт.Воспитанию психологической культуры часто препятствуют невидимые преграды: завистливость, ревнивость, обидчивость укореняются на фоне неудовлетворительности особых, неочевидных человеческих потребностей — творческого созидания, самовыражения и признания. Эти потребности нельзя удовлетворить с помощью подарков, вещей, удовольствий потребительского характера. Содействовать их удовлетворений можно только путем развития «культуры понимания», способствующей укреплению и у взрослых, и у детей созидательной нравственности.Семья во все времена играет важнейшую роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающего поколения. В семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, к учебе, к наиважнейшим моральным, идейным и культурным ценностям. На данном этапе развития нашего общества очень важно повысить ответственность родителей за воспитание детей. Попробуем хотя бы частично решать эти задачи на школьных родительских собраниях. Без помощи родителей, глубокой личной заинтересованности, без наличия у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. Следовательно, роль учителя и классного руководителя в просвещении родителей, установлении их контакта со школой сейчас особенно велико.Правило первое: не бей лежачего. Не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от' своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.Правило третье: за двумя зайцами погонишься.... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа.Правило четвертое: хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. А вот критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.Правило пятое: должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с нормами оценивания или с успехами других учащихся. Ведь даже самый малый успех ребенка — это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.Правило шестое: не скупитесь на‘похвалу. Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникает плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!».Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень, дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка — и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели. Тогда он попытается их достичь. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.Правило девятое: ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться — главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживаеткрасота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.Правило десятое: оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-то зримых знаках. Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т.д., которые помогут наглядно сравнивать вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.Родительское собрание для отцов «Развитие самостоятельности младших школьников»Цель родительского собрания: формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребёнка.Задачи: Показать роль отца в воспитании детей. Дать рекомендации по воспитанию навыков самостоятельности.1. Вступление.Добрый вечер! Как приятно и необычно видеть вас, уважаемые папы, на нашем родительском собрании. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.Я не случайно пригласила именно вас сегодня, а не наших мам. Думаю, не будет для вас открытием утверждение, что роль отца в семье большая и серьёзная. Именно отец отвечает за то, чтобы сын вырос мужественным, умелым, трудолюбивым человеком, патриотом своей Родины.Да и в воспитании дочек эта роль ничуть не меньше. Кто, если не отец, покажет пример отношений мужчины и женщины? А когда дети видят, с каким уважением отец относится к матери, то и они становятся более чуткими и внимательными к своим родителям.Но если раньше безоговорочная власть отца как главы семьи определяла и его ответственность за детей, то в настоящее время беспокоит тот факт, что многие отцы утратили прежнюю единоличную власть и личную ответственность за семью, воспитание детей, возложив всё на матерей.Вашей основной целью стало — материальное обеспечение семьи, чтобы она была сыта, обута, одета. А на воспитание детей времени не остаётся. Эти занимаются, в основном, мамы.Потом, когда дети становятся старше, мы начинаем задумываться, а почему мой ребёнок ни к чему не приучен, ничего не умеет, вырос каким- то «неженкой», и начинаем винить в этом жену, но только не себя.Пока ещё не поздно, дорогие мои, пересмотрите свою роль в семье, и вместе с мамами займитесь воспитанием своего ребёнка, чтобы он вырос достойным человеком, настоящим сыном или дочерью.2. Воспитание самостоятельности.Сегодня мы поговорим с вами об очень ценном качестве, которое необходимо человеку в жизни. Как вы думаете, что это за качество? (Самостоятельность).Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается.Этапы развития самостоятельности.Дети действуют по образцу взрослых, копируя их действия (Этап подражания).Самостоятельно выполняют части работы (Этап частичной самостоятельности).Выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее значимых видах деятельности (Этап более полной самостоятельности).— Кто из вас может сказать, что ваш ребёнок более или менее самостоятелен? Как это выражается? Кому трудно сказать?Я вам попробую в этом помочь.У вас на столах лежат листы со списком наиболее встречающихся проблем. Отметьте те из них, которые возникали в вашей семье. Отметьте галочкой. Ребёнок делает домашнее задание только под контролем родителей. Когда делает домашнее задание самостоятельно, то это может длитьсячасами. Ничего не хочет делать по дому. Устраивает беспорядок и отказывается убирать за собой. После школы не идёт домой сразу, а бродит неизвестно где. Не следит за своими вещами, бросает их, где попало.Возможно, к этому списку вы могли бы приписать и другие проблемы, которые возникают именно в вашей семье.А сейчас давайте выясним, какие меры вы применяли для исправления положения. Во второй колонке на листе перечислите ваши действия и поставьте против каждого из них один из трёх знаков — + ? «Минус» вы поставьте в том случае, если предпринятые вами действия совсем не помогли или помогли на короткий срок. «Плюс», если после вашего воздействия ситуация улучшилась. И, наконец, «вопрос» вы поставьте в том случае, если вам пока не ясно, как ваши действия повлияли на ситуациюЕсть те, у кого хотя бы одна проблема была решена? (Обмен опытом).Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Не надо беспокоиться о том, что сын или дочка сделают что-то без ведома родителей и, возможно, наделают глупостей. Мама с папой будут уверены, что дети обязательно спросят их разрешения, оставят решение задачи до прихода родителей, не проявят инициативы в покупке продуктов, в приготовлении обеда и т. д. Ребёнок будет следовать указаниям родителей, и им не надо будет искать новых способов и форм взаимодействия с ним. Но, не сделав этого, не расширив полномочий ребёнка, невозможно будет изменить его образ мыслей. Несмотря на все усилия, наказания, он будет по-прежнему надеяться на вашу опеку.Изменения необходимо начать с себя, нужно попробовать изменить своё поведение к ребёнку. Прежде всего, посмотрите на ребёнка своими глазами (забудьте, что говорят о нём соседи, учителя и т. д.). Вы лучше знаете его. Какие качества характера вам в нём нравятся, какие не нравятся, что вы хотели бы изменить в нём?Например, вы знаете о своем ребенке, что он очень дорожит отношениями в семье, вашим отношением к нему. Постройте свои замечания с опорой на это качество ребенка. Не угрожайте ему: «Попробуй не прийти сегодня вовремя!», а поделитесь своими чувствами: «Я был бы так рад, если бы ты сегодня пришел пораньше. Мы бы посидели за чаем, обсудили проблемы». Или «Я очень огорчён, что ты не успел сделать домашнее задание к моему приходу». Старайтесь в своих фразах не употреблять слово «ты» («Ты всегда оставляешь в комнате грязь», «Ты опять не сделал домашнее задание?»). Ребёнок чувствует, что он плохой и обижается.А употребляйте слово «Я». «Я думал, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно».3. Тренинг для родителей.Запишите 3 примера ваших «Я — высказываний», с которыми вы могли бы уже сейчас обратиться к вашему ребёнку. Степень самостоятельности детей в младшем школьном возрасте зависит и от личностных качеств.Нельзя сравнивать способности своего ребёнка с достижениями других детей. Некоторым достаточно, чтобы взрослые контролировали результаты их деятельности, а другим необходим контроль на протяжении всего процесса. Кому-то хватит одного напоминания, другим требуется неусыпное внимание взрослого. Если всё-таки ребёнок привык к постоянному контролю со стороны родных, если каждому его шагу предшествует напоминание, окрик, понукание, то бесполезно ждать, что всё изменится за неделю или месяц. Надо набраться терпения. Воспитание самостоятельности должно быть постепенным. Начать процесс самостоятельности поможет выданная вам памятка.Памятка для родителей (воспитание самостоятельности) Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появится его личная обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом — выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни). Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать. Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны их возрасту и последовательны. Не стоит делать за ребенка то, что он может сделать сам (кроме исключительных случаев, например, еслион себя плохо чувствует). Иначе он привыкнет к тому, что после нескольких напоминаний, вы все равно все сделаете за него, и просто не будет реагировать на ваши слова. Если вы несколько раз говорите ему собрать и приготовить одежду на завтра, а он этого не сделает, пусть он хоть раз поволнуется утром сам. Даже если он опоздает в этот день в школу, это будет его ответственность, не ваша. Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение. То же касается и конфликтных ситуаций: ищите выход вместе, обговаривая все плюсы и минусы предложенных решений, старайтесь приходить к компромиссам. Не «стойте над душой» у сына или дочки. Ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Когда он начал работу, займитесь своими делами, подходите к ребенку лишь время от времени и смотрите, как у него продвигаются дела. Если заметили, что он отвлекся,— спокойным и доброжелательным тоном поинтересуйтесь его успехами. Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания — он должен сам научиться их понимать. Пойдите на хитрость, пусть ребенок объяснит вам, как они делали подобные задания в классе,— ведь вы учились так давно, что плохо помните школьные требования. Непонятное, спорное слово, нужный синоним поищите вместе в словаре — это, с одной стороны, послужит сменой деятельности, а с другой — приучит сына или дочь пользоваться справочной литературой. Преодолеть отвлекаемость поможет составление расписания, и развитие у ребенка чувства времени. Это чувство можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько времени необходимо, чтобы записать предложение, позавтракать и т. д.). Если ребенку важно посмотреть какую-либо передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе рассчитать время так, чтобы все успеть. Попробуйте предположить, сколько времени может занять выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только то задание, которое сделано полностью и аккуратно. Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т. д.), какие учебные предметы ему более интересны. Затем, учитывая эти особенности, вместе составьте план выполнения уроков на каждый день. Постепенно ребенок приучится рассчитывать время и организовывать свою деятельность, и ваше трисутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функ-ции будет входить контроль конечного результата. Обустройте ребенку постоянное рабочее место, где ему будет удобно и приятно заниматься. Ни в коем случае не позволяйте ему за уроки при включенном телевизоре, радио, компьютере, по возможности создайте на время подготовки домашних заданий спокойную и тихую обстановку. Собирать портфель с первого класса ребенок должен сам, ничего не забывать ему поможет список предметов, которые надо взять с собой в тот или иной день. Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения. Если вы говорите, что в выходные дни он наказан, и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание.4. Подведение итогов собрания.В заключение хочу сказать, что в каждой семье ситуации складываются разные. Вы можете следовать каким-то рекомендациям, можете выбирать свои методы решения проблем. Важно, чтобы наряду с требованиями к ребёнку вы не забывали и о его праве на собственный взгляд на вещи, о праве самому принимать решения и нести за это ответственность.5. Рефлексия.Я думаю, что сегодняшнее собрание было очень ценным и познавательным для вас. Любите своих детей, уделяйте им больше времени, и тогда окружающие вас люди обязательно скажут: «Какой у вас замечательный ребёнок!» Закончите фразу: «После сегодняшнего собрания я ...».Литература1. Климова-Фюгнерова, М.Эмоциональное воспитание в семье, Минск,1981.2. Сухомлинский ,В.А.Мудрость родительской любви М, 1988